Этап | Учитель | Учащиеся | |
Организационный момент. | (слайд 1) Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Посмотрим, друг другу в глаза, улыбнёмся, пожелаем удачи и начнем наш урок. Эпиграфом нашего урока я взяла слова известного французского писателя - лингвиста Гюстава Гийома "Дорогу осилит идущий, а информатику - мыслящий". (презентация1, слайд1) | Приветствуют учителя. | |
2. Актуализация. | К сегодняшнему уроку я просила
вас приготовить в Word небольшие таблицы по
географии. Одна группа готовила таблицу по рекам
материков, другая - по горным вершинам.
Выполненные задания вы прислали на мой e-mail. Я
проверила ваши работы, некоторые таблицы
пришлось поправить. Данный материал послужит нам
в качестве информации для выполнения
практической работы. С помощью текстового редактора мы можем определить горные вершины с наибольшими высотами или материк с наименьшей площадью. А как вы думаете, сможем ли мы, используя возможности текстового редактора, получить список рек с шириной не менее 50 метров и наличием водопадов, а данные о реках, местах их протекания и наличии водопадов хранятся в разных таблицах? Правильно, в этом случае возможностей текстового редактора может оказаться недостаточно. |
Внимательно слушают учителя
Предполагаемый ответ: Не сможем. |
|
3. Целеполагание и мотивация. | Ребята, что такое архивы? Хорошо, какие существуют архивы? Вы уже знаете, что порой такие архивы занимают целые здания, и поиск нужных документов требует значительных усилий. В наше время решению описанных проблем помогают компьютеры. Для того чтобы поиск нужной информации не занимал много времени необходимо организованное (систематическое) хранение данных. В этом помогают базы данных. Итак, тема нашего урока "Базы данных. Система управления базами данных ". Давайте сформулируем цели нашего урока (презентация1, слайд 2). Познакомиться с основными понятиями БД, Познакомиться с основными объектами СУБД, Выполнить практическое задание в системе управления БД по таблицам, заготовленным дома. |
Предполагаемый ответ: Исторические
архивы, архивы служебных дел, киноархивы, архивы
звукозаписей, фотоархивы. Записывают тему урока Формулируют цель урока |
|
2. Новый материал. Любой из нас, начиная с раннего детства, много раз сталкивался с базами данных. Что, по вашему мнению, может в жизни человека являться базой данных? Конечно! А какую информацию хранит, например, записная книжка? А библиотечный каталог? В каком виде хранится информация в приведенных примерах? (презентация1, слайд 3) |
Предполагаемый ответ: Телефонный справочник, энциклопедия, записная книжка, библиотечный каталог: Информацию о людях (фамилия, имя, телефон и т.д.). Информацию о книгах (название, год издания) В упорядоченном: в записной книжке в алфавитном, в библиотечном каталоге по алфавиту или по области знаний. |
||
4. Изучение нового материала. | Итак, БАЗА ДАННЫХ - это
информационная модель, позволяющая в
упорядоченном виде хранить данные об объектах и
их свойствах (презентация1, слайд 4). Назначение Баз Данных заключается в хранении, поиске большого объема данных. Далее мы будем иметь в виду только компьютерные БД, так как, безусловно, современным средством хранения и обработки БД является компьютер (презентация1, слайд 5). Рассмотрим типы баз данных. По структуре организации данных классификация БД следующая: (презентация1, слайд 6)
|
Слушают, делают записи в тетради | |
Остановимся на каждом типе БД
подробнее Рассмотрим табличную базу данных. Она содержит перечень объектов одного типа. Посмотрите, как будут представлены записная книжка и библиотечный каталог в виде таблицы. Мы видим, что табличная база данных состоит из полей и записей. (презентация1, слайд 7) |
|||
Количество полей определяется
разработчиком и не может изменяться
пользователем. Любое поле должно иметь уникальное имя. Поля могут иметь различный тип:
рисунок, звук или другой объект (объект OLE) Поля могут быть обязательными для заполнения или нет. Таблица может содержать сколько угодно записей (это количество ограничено только объемом диска); записи можно добавлять, удалять, редактировать, сортировать, искать. (презентация1, слайд 8) |
|||
Давайте посмотрим конкретный
пример - таблицы из вашего домашнего задания.
(презентация1, слайд 9) Что в данной таблице является полями и записями, как вы думаете, какого типа они могут быть? (презентация1, слайд 10) Еще одно важное понятие при изучении БД - ключевое поле или просто ключ, значение которого не повторяется у разных записей. Постарайтесь определить могут ли следующие данные быть ключом? (презентация1, слайд 11) |
Ответы учащихся |
||
Иерархическая база данных. Такую базу данных графически можно представить как перевернутое дерево, состоящее из объектов различных уровней. Это База данных, элементы которой организованы по принципу "управления-подчинения". Рассмотрим конкретный пример - объект Рабочий стол, это верхний уровень. На втором уровне находятся папки Мой компьютер, Мои документы, Сетевое окружение, которые являются потомками папки Рабочий стол, а между собой являются близнецами. В свою очередь, папка Мой компьютер является предком по отношению к папкам третьего уровня - папкам дисков и системным папкам. (презентация1, слайд 12) Ребята, какие вы можете привести примеры иерархических БД? Еще один тип базы данных - сетевая база данных. Это база данных, элементы которой могут быть связаны между собой произвольным образом. Например, схема дорог (презентация1, слайд 13) Какие примеры вы можете привести? |
Предполагаемый ответ: Генеалогическое древо семьи, доменная система имен подключенных к Интернету компьютеров. Самый яркий пример - Глобальная сеть Интернет. |
||
По характеру хранимой
информации БД являются фактографическими и
документальными (презентация1, слайд 14) Пример фактографических БД: Книжный фонд библиотеки, Кадровый состав учреждения. Документальных БД: Законодательные акты в области уголовного права, Современная рок-музыка (презентация1, слайд 15). |
Заполняют базу данных по таблицам из домашнего задания | ||
Итак, перейдем к электронной
базе данных. В школьном курсе информатики более подробно изучаются реляционные базы данных, которые состоят из набора взаимосвязанных таблиц, потому что реляционный тип баз данных используется в настоящее время часто и является универсальным (презентация1, слайд 16) Простейшая база данных содержит 1 таблицу, более сложная может состоять из множества таблиц, взаимосвязанных между собой. Значит ваши таблицы из домашнего задания - это простейшая фактографическая реляционная база данных. Сейчас мы более подробно рассмотрим реляционные базы данных, выполняя практическую работу на компьютерах. Для того чтобы начать работу с подготовленной БД необходимо программное обеспечение, которое называется СУБД. Не путайте, пожалуйста, определения Базы данных и Системы управления базой данных. База данных - это упорядоченный набор данных, а Система управления базой данных - это программа, которая позволяет создавать и работать с базой данных. Но прежде чем мы приступим к работе за компьютерами, вспомним ПТБ (презентация1, слайд 17, гиперссылка ПТБ на презентацию 2, слайд 1-7, гиперссылка на презентацию 1 - домик) |
|||
Практическая работа. Ребята, давайте запустим программу Access 2003: на Рабочем столе ярлык программы - ключик. Вы видите, что интерфейс программы похож на все офисные программы Microsoft, (презентация 1, слайд 18) После запуска программы в появившемся окне выбираем Файл Создать (в правом углу Новая база данных), задаем имя файла, в котором будет храниться на компьютере в папке Мои документы ваша БД (например, реки материков), нажимаем Создать (презентация 1, слайд 19) В левой части появившегося окна расположены объекты, с которыми более подробно мы познакомимся на следующих занятиях. Это такие объекты, как Таблицы - обычные двумерные таблицы. Формы - электронный аналог бумажного бланка. Одна строка таблицы или запроса. Запросы - отбор данных на основании заданных условий. Отчеты - собираются данные из разных таблиц в одну таблицу, которую затем можно распечатать. Модули - служат для автоматизации работы БД. Макросы - так же для автоматизации повторяющихся операций. |
Выполняют задания учителя. | ||
Сегодня мы начнем знакомство с
СУБД с первого объекта - Таблицы (презентация 1,
слайд 20). В окне Базы данных выбираем создание таблицы путем ввода данных и заполняем таблицу по информации, содержащейся в ваших домашних таблицах. В появившейся таблице нужно переименовать названия полей согласно вашим таблицам (презентация 1, слайд 21) и заполнить записями. Учитель помогает в выполнении работы. |
|||
5. Первичное закрепление. | Заканчиваем работу. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Молодцы, все справились. Теперь закройте получившиеся Базы данных, которые будут храниться в виде файла на компьютере. С ними мы еще будем работать на следующих практических занятиях. | Показывают что получилось | |
6. Рефлексия. | В качестве рефлексии я предлагаю
вам на карточках, которые вы получили, продолжить
фразы: Я смогу элементы данных технологий применить на :________________________________________________ Сегодня для себя я :________________________________________________ |
||
8. Итог урока | Итак, результаты урока достаточно хорошие, ребята, молодцы, справились со всеми заданиями. | ||
9. Домашнее задание. | Объявляет и поясняет домашнее
задание. Составить кроссворд по основным понятиям темы (10-15 слов), лучший кроссворд будет реализован в программе Конструктор кроссвордов и опубликован в Интернете |
Записывают домашнее задание. |
Урок информатики в 9-м классе "Базы данных. Система управления базами данных"
Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентации к уроку
Загрузить презентацию (854 кБ)
Загрузить презентацию (774 кБ)