Цели:
- Познакомить учащихся начальных классов с породами кошек и собак.
- Воспитывать у детей любовь к животным.
- Развивать у учащихся познавательный интерес к окружающему миру.
Ход урока
1. Повторение изученного материала.
На прошлом уроке мы познакомились с животными живого уголка, а сегодня на уроке мы продолжим наш разговор о животных. А вот о каких вы сейчас узнаете из загадок.
На лапках подушки,
Усы, как щетинка,
Дугою спинка.
Днем спит,
На солнышке лежит
Ночью бродит, на охоту ходит. (Кот.)С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
Хвост колечком. (Собака.)
2. Объявление темы урока.
– Тема нашего урока «Про кошек и собак» (Приложение 1, Приложение 3), а эпиграфом к уроку будут слова замечательного французского писателя Антуана Де Сент-Экзюпери: «Не забывай, ты всегда в ответе за всех, кого приручил».
3. Проверка домашнего задания.
Дома вы читали стихи, рассказы и сказки, в которых главные герои – кошки и собаки.
3.1. Проверка индивидуальных заданий.
Пересказ рассказа Е. Чарушина «Кошка Маруська».
– Какие еще книги о кошках и собаках вы читали?
– Кто их авторы?
– Вы не только читали книги, но и рисовали к ним иллюстрации и даже выпустили
номер классной газеты, который мы назвали «Кот и Пес», где поместили фотографии
и открытки своих любимцев. Раз вы так серьезно готовились к уроку, наверное, вы
сможете самостоятельно ответить на вопросы викторины?
3.2. Викторина.
- В какой стране кошка является священным животным?
- В какой стране, и в какой организации кошки состоят на государственной службе и получают заработную плату?
- Какое лексическое значение имеет слово «кинология»?
- Какая самая маленькая собака?
- Какая порода собак «промокла до нитки»?
- Что значит для вас понятие «любовь к животным»?
4. Работа над новым материалом.
– Сейчас на свете живет более 400 млн. кошек. Больше всего кошек живет в США – 55 млн., а в Австралии самая большая плотность «кошачьего населения» – 9 кошек на 10 жителей. Домашние кошки все, в общем, похожи друг на друга, хотя люди вывели самые разные породы: различают их по длине шерсти.
Короткошерстные – сиамская, русская голубая.
Полудлинношерстные – сибирская, домашняя, турецкая, норвежская.
Длинношерстные – персидская.
Сиамская кошка темпераментная и умная с ней можно гулять как с собакой. Русская голубая имеет стройное тело, большие уши и зеленые глаза. Это самая редкая и дорогая кошка, на нее самый большой спрос у покупателей.
Среди полудлинношерстных до сих пор редкой породой остается турецкая кошка, которая умеет плавать, а норвежская кошка замечательна тем, что у нее есть на ушах кисточки, как у рыси.
Главная особенность длинношерстных кошек – это длинная густая шерсть, образующая вокруг плечей роскошный воротник.
У домашней кошки долгая и славная история. Когда люди начали заниматься земледелием, то зерно стали свозить в хранилище, в амбары. Тут и набросились на добро мыши и крысы. Чтобы избавиться от них, человек приручил кошку. В Древнем Египте кошку считали священным животным. Живут кошки рядом с человеком, но служить ему как собаки – нет, это не в кошачьих правилах. Правда, в Англии в Британском музее служат 6 кошек. Им ежегодно выплачивают зарплату 50 фунтов стерлингов.
– А теперь вы можете ответить на 1 и 2 вопросы нашей викторины.
5. Работа с учебником (с. 28).
Игра «Распределить кошек по породам».
Персидская
Сибирская
Сиамская
Русская голубая
Домашняя
короткошерстные
полудлинношерстные
длинношерстные
Физкультминутка «Кошачья планета»
6. Работа над новым материалом (продолжение).
– Люди вывели примерно 400 пород собак, а произошли они от одного предка – волка. Наука, которая занимается изучением собак, называется «кинология». По тем функциям, которые собаки выполняют их делят на следующие группы:
Служебные. Восточноевропейская овчарка (иллюстрация). Эти собаки охраняют границы, служат на таможне, в газовой инспекции, ищут руду. Служебных собак специально обучают в «собачьих спецшколах».
Собаки-пастухи. Шотландские, южнорусские и кавказские овчарки (иллюстрация). Они охраняют стада, долгие месяцы сопровождают овец на далеких выпасах в степи или горах, защищают от хищников.
Собаки-спасатели. У ньюфаундлендов, или водолазов (иллюстрация) – черных мохнатых гигантов на толстых, как у медведя лапах, с тяжелыми пушистыми хвостами – служба особая. Они умеют плавать и нырять, их учат спасать утопающих.
Среди собак – спасателей есть большие спокойные лохматые собаки, белые с рыжими пятнами – это сенбернары – спасатели (иллюстрация).
Очень похожа на своего предка – волка охотничья лайка (иллюстрация). На севере лайки прекрасно справляются с обязанностью оленьих пастухов, а также они могут перевозить людей и грузы.
Собаки-поводыри – могут быть на службе у слепых людей. С этой службой хорошо справляются эрдельтерьеры (иллюстрация).
Существует много охотничьих пород собак. Это борзые (иллюстрация). Породу русских псовых вывели в России. Как ветер несутся они вдогонку за зверем. Охотники на быстрых конях и то отстают от них. Такса (иллюстрация) – отличный охотник на лис. Гончие, сеттеры и спаниели (иллюстрация) – охотятся на лесную и болотную дичь.
Существует еще одна группа собак комнатно-декоративные. Маленькие, забавные, преданные своим хозяевам. Иногда самоотверженно бросаются на его защиту. Самая крошечная – той-терьер – весит 600 – 700 граммов, 17–27 см (иллюстрация).
– Теперь мы с вами можем ответить на 3 и 4 вопросы викторины.
7. Работа с учебником стр. 28.
8. Игра «Знаешь ли ты породы собак?»
9. Ответить на вопрос викторины «Почему кошки не дружат с собаками?» поможет нам скандинавская сказка. (Чтение сказки учащимися).
– Ответим на 5 вопрос викторины.
– На последний вопрос викторины нам поможет ответить «Радио-няня».
10. Прослушивание грамзаписи.
11. Давайте вспомним эпиграф урока. Как вы понимаете слова Антуана Де Сент-Экзюпери?
Прочитаем в учебнике, как нужно ухаживать за животными.
12. Работа с выставкой книг.
– Какие книги помогли нам сегодня интересно провести урок? Кто их авторы?
13. Итог урока.
– Что интересного вы узнали на уроке?
– С какими породами кошек и собак вы познакомились?
– Как кошки и собаки помогают человеку?
– Как человек может отплатить им за их верность и преданность?
14. Домашнее задание.
Выпустить свой номер журнала «Пес и Кот».