Цели:
- обобщить знания об имени существительном;
- расширить знания детей, обогатить их речь новыми словами;
- определить уровень овладения ЗУН по данной теме, систематизировать умения по теме; учить детей мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, рассуждать.
- повысить интерес к родному языку.
Оборудование:
- снеговик на доске;
- тесты;
- конверт с письмом;
- карточки;
- пословицы;
- снеговички.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки.
И недосуг дуть на корабль бумажный.
Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный.
А девиз у нас какой?
Ученики: Меньше слов, а больше дела.
2. Повторение ранее изученного материала, опрос в виде теста
У всех ребят на столах лежат тесты, необходимо внимательно прочитать, подумать, выбрать правильный ответ и в тетрадь записать соответствующую букву.
Тест
1) Предложение это
- группа слов, которая выражает законченную мысль (п)
- набор слов (б)
2) Корень слова это
- часть слова (с)
- общая часть родственных слов (р)
- часть предложения (з)
3) Однокоренные слова это
- одинаковые по смыслу (а)
- слова, имеющие одинаковый корень и смысл (е)
- слова синонимы (о)
4) Окончание это
- Изменяемая часть слова (д)
- Неизменяемая часть слова (в)
5) Суффикс служит для
- Связи слов в предложении (ч)
- Для образования новых слов (м)
- Для определения смысла слова (ф)
6) Чтобы в слове найти корень необходимо
- Подобрать проверочное слово (и)
- Подобрать несколько однокоренных слов (е)
- Изменить слово (н)
7) Все слова русского языка делятся на
- Части речи (т)
- Группы (ы)
Учитель: Какое слово получилось?
Ученики: Предмет.
3. Основная часть
1) Актуализация знаний.
Определение темы урока и цели.
Учитель: Какая часть речи обозначает предмет?
Ученик: Имя существительное
Учитель: Что вы знаете об имени существительном?
(Учащиеся говорят, а учитель вывешивает по частям снеговика, на котором записаны признаки имени существительного.)
Ученики: Имя существительное обозначает предмет. Имена существительные отвечают на вопрос кто? и что? Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые. Имена существительные изменяются по родам, бывают женского рода, мужского рода, среднего рода. Имена существительные изменяются по числам.
Учитель: Сегодня к нам в гости пришёл снеговик. Он хочет узнать, что мы знаем и умеем, а пришёл не с пустыми руками, принёс задания. Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
Ученик: Имя существительное.
Учитель: Правильно. Чем мы будем на уроке заниматься?
Ученик: Определять род, число имён существительных.
Учитель: Молодцы. А помогать нам будет снеговик.
2) Словарная работа
На доске записаны словарные слова.
Д.нёк, м.р.з, л.д, п.года, вет.р, ска.ка, сн.жинки, шу.ка, к.рмушки, сугро., со.нце.
Учитель: С чем ассоциируются эти слова?
Ученик: С зимой, с природой.
Учитель: Что вы можете сказать про эти слова?
Ученики: Имена существительные. Есть слова с безударной гласной проверяемой ударением, с парной согласной, с безударной гласной непроверяемой ударением. Есть слова мужского, женского и среднего рода.
Учитель: На какие группы можно разделить слова?
Ученики: По орфограммам.
Учитель: Запишем слова в тетрадь по уровням.
1-й уровень. Красные кружочки.
Записывают слова с безударной гласной непроверяемой ударением.
2-й уровень. Синие кружочки.
Записывают слова с непроверяемой безударной гласной и слова с парными
согласными в корне слова.
3-й уровень. Зелёные кружочки.
Записывают все слова в три столбика, группируя по орфограммам.
Все ребята работают в тетрадях, а трое ребят на листах формата А3 маркерами. Один записывает слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова, другой с парными согласными в корне слова, третий с проверяемыми безударными гласными в корне слова.
После выполненной работы листы вывешиваются на доску и ребята проверяют правильность работы.
денёк
снежинки
кормушкимороз
погода
ветерлёд
сказка
шубка
сугроб
мороз
Учитель: Какое слово записали 2 раза?
Ученик: Мороз
Учитель: Почему?
Ученик: В слове мороз безударная гласная о и на конце слова парная согласная з.
Учитель: Назовите лишнее слово
Ученик: Солнце
Учитель: Почему?
Ученик: В слове солнце непроизносимая согласная л, а в других словах такой орфограммы нет. И ещё это слово среднего рода.
3) Элемент развития речи.
На доске иллюстрация зимнего пейзажа.
Учитель: Посмотрите внимательно на иллюстрацию, подумайте и используя данные слова составьте предложения о зимней природе.
Ученики:
Стоял морозный зимний денёк.
Снег одел в пушистые шубки берёзки.
Мороз сковал пруд крепким льдом.
Сказочный лес спит под тёплой перинкой.
4) Восстановление текста.
Различение имён существительных по родам.
Учитель: Снеговику понравились ваши предложения. Он любит зимнюю природу, любит гулять по зимнему снежному лесу. В лесу он встретил лесных жителей, они передали для нас письмо. Но снеговик не может его прочитать. Давайте ему поможем.
Учитель из красочного конверта достаёт письмо. Такие же письма лежат у ребят на столах. В тексте пропущены имена существительные.
«Наступила …… . Замелькали в воздухе первые …… . Тёплым одеялом укроет ….. землю. Снежные …… заметут лесные ……. . А детям …… . Лепят ……. , строят ……. .»
(Слова для справок: зима, снежинки, снег, метели, тропы, радость, снеговиков, крепость)
Учитель: Слова какой части речи пропущены?
Ученик: Имена существительные.
Учитель: Вставим пропущенные слова. Учащиеся вставляют в текст слова.
5) Дифференцированная самостоятельная работа
Учитель: Выписать слова по уровням.
1-й уровень. Красные кружочки.
Выписать слова в два столбика по родам.
2-й уровень. Синие кружочки.
Выписать слова в два столбика по родам и определить число имён
существительных.
3-й уровень. Зелёные кружочки.
Выписать слова по родам, определить число и обозначить одушевлённое,
неодушевлённое.
Два ученика работают на листах формата А3. После выполненной работы листки вывешиваются на доску и осуществляется проверка.
Учитель: Как можно по-другому назвать письмо?
Ученики: Текст
Учитель: Докажите
Ученики: Текст состоит из предложений.
– Предложения в тексте связаны по смыслу.
– В тексте содержится законченная мысль.
Учитель: Чего не хватает у данного текста?
Ученик: Названия.
Учитель: Придумаем название тексту.
Ученики:
– Зима.
– Пришла зима.
– Как хорошо зимой.
6) Синтаксический разбор предложения.
Учитель: К какому предложению подходит схема?
На доске схема предложения.
Ученики: Ко второму предложению.
Учитель: Запишем его и выполним синтаксический разбор предложения.
Ученики записывают предложение в тетрадь, выполняют синтаксический разбор. Один ученик работает у доски. Ребята кто справился быстро, могут поработать со 2-м и 3-м предложением.
7) Разбор слов по составу
Учитель: К какому слову относится схема?
Ученик: Снежинки
Учитель: Подберите однокоренные слова к слову снежинки, которые соответствуют схемам.
Ученики: Снег, заснеженный, снеговик
8) Творческое закрепление. Собери пословицу.
Учитель: Ребята зиму любят и взрослые и дети. Зиме посвящали свои строки поэты.
Заранее подготовленные ребята читают наизусть отрывки стихотворений о зиме.
Ученик 1:
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Ученик 2:
Тёмный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Учитель: Но зимней природой восхищались не только поэты, но и художники посвящали свои произведения зиме. Ещё, русский народ создал и придумал пословицы о зиме. Попробуем их составить. На доске карточки со словами
год | зиму | декабрь | кончает | начинает |
летом | глубокий | зимой | хлеб | высокий | снег |
молод | в | зимний | всякий | холод |
Ученики:
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.
В зимний холод всякий молод.
Учитель: Запишите понравившиеся пословицы на снеговичках. (На уроках труда ребята сделали из картона и цветной бумаги снеговичков.) Найдите имена существительные определите род и число.
4. Подведение итогов урока.
Учитель: Ребята, выберите ключевые слова, относящиеся к теме урока.
На доске записаны ключевые слова:
Имя существительное
Глагол
Род
Число
Предлог
Ученики называют ключевые слова
Учитель: О чём мы сегодня говорили на уроке?
Ученики:
– Об имени существительном.
– Имена существительные обозначают предмет.
– Отвечают на вопрос Кто? и Что?
– Имена существительные имеют род и изменяются по числам.