Обучающимся 5 класса была предложена тема исследования «Мое любимое животное» параллельно с изучением темы «Все о зоопарке» учебника Н.Д. Гальсковой, Н.А. Артемовой, Т.А. Гавриловой «Мозаика».
Перед обучающимися ставились следующие цели:
1. Воспитательные:
- воспитание потребности пользоваться немецким языком как средством общения и познания;
- заинтересовать обучающихся в выполнении проекта, вовлечь всех в работу над проектом.
2. Образовательные:
- развитие речевой компетенции;
- развитие информационной компетенции;
- формирование социо- и кросскультурной компетенции;
3. Развивающая:
формирование способности вступать в иноязычное общение.
Обучающимся нужно было выполнить следующие задачи:
- отрабатывать необходимую лексику;
- закреплять грамматический материал (слабое склонение существительных);
- предлагать примерные вопросы для обсуждения;
- развивать умения работать с информацией, применяя ИКТ;
- расширять знания о реалиях страны изучаемого языка.
Выполнение проекта «Мое любимое животное» происходило в несколько этапов.
I. Подготовительный этап.
На данном этапе учитель осуществляет формирование групп , создание условий для самостоятельной работы обучающихся – практически использовать немецкий язык, составление подробного плана работы над проектом : вид животного, область распространения, питание, внешний вид, особенности. Учитель чаще хвалит обучающихся, чтобы не пропало желание работать при столкновении с первыми трудностям, ошибками.
Обучающиеся знакомятся с замыслом проекта
II. Этап реализации.
На втором этапе учитель ознакамливает обучающихся с различными источниками информации, включая словари, энциклопедии, интернет-ресурсы.
Обучающиеся работают в классе: учат слова по теме, грамматический материал- слабое склонение существительных.
Также обучающиеся работают самостоятельно: осуществляют написание и форматирование письменного материала на компьютере.
III. Cбор и анализ информации.
На данном этапе учитель готовит обучающихся к публичному выступлению.
Обучающиеся выполняют в классе и дома подготовительные упражнения к выполнению проекта, поиск информации в библиотеке, Интернет. Превалируют такие виды иноязычной деятельности как чтение и письмо. Выбирается форма презентации – доклад перед одноклассниками – возможность каждому обучающемуся публично проявить себя. Обсуждается план выступления и его длительность – 5-7 минут.
IV. Рефлексия.
Обучающимися был накоплен и изучен необходимый материал. В обсуждение были вовлечены 12 обучающихся (1 группа), средством общения которых являлся немецкий язык.
Подготовка докладов вызывала затруднения у некоторых обучающихся. Непросто включиться в активный познавательный процесс, самостоятельно выбрать нужную информацию из источника. Необходимо овладеть необходимым лексическим и грамматическим материалом, правильно употреблять в речи названия животных слабого склонения, иметь навыки работы с большими объемами информации, вычленяя главное.
Дети посетили школьную библиотеку, новую городскую библиотеку, работали в Интернет.
V. Обсуждение результатов работы над проектом, оформление работы.
Включены такие виды иноязычной деятельности как аудирование и говорение. Соблюдение параметров плана работы над проектом, эстетичность оформления доклада , роль каждого обучающегося в работе над проектом.
Все работы оформлены эстетично: работы выполнены на компьютере, дети нарисовали рисунки.
VI. Презентация проекта, его защита.
Задачами данного этапа являлись: фиксирование ошибок для корректировки, стимулирование обучающихся к высказыванию, слушать, задавать вопросы в роли рядового участника.
Обучающиеся отчитались о полученных результатах, обсудили как свои проекты, так и проекты одноклассников, учились вести дискуссию, соблюдая нормы речевого этикета, овладевали культурой общения.
VII. Оппонирование, оценка результатов проекта.
После общей презентации учитель обсудил с обучающимися их мнения о работе над проектом, поговорил о трудностях, ошибках, провел рефлексию проекта. Обучающиеся пришли к выводу, что работая над проектом, важны такие общеучебные умения как умение быстро читать, выделять главное в тексте. Обучающиеся учились самоанализу, учились делать умозаключения, корректно делать замечания одноклассникам.
Очевидно, что цели и задачи в общем достигнуты. Обучающиеся закрепили имеющиеся у них знания, умения и навыки, работая над интересной для них темой, используя весь изученный лексический и грамматический материал. Для каждого обучающегося была создана образовательная среда, где каждый имел возможность развития интеллектуальных, творческих способностей, а самое главное - использовать немецкий язык на уровне реальной компетенции.