Тема:
“Три ступени, ведущие вниз”.Вводная часть
Важнейшей функцией классного руководителя является развитие познавательных интересов и способностей учащихся. Одной из основных форм воспитательной работы является классный час, который играет большую роль в воспитании учащихся, если он задуман интересно и необычно.
Данное внеклассное занятие имеет следующую цель – показать глобальный характер проблем курения, алкоголизма и наркомании, используя научные данные.
Свободное общение позволяет видеть учеников в естественной, не наигранной атмосфере и при этом решать серьезные нравственные проблемы. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказывать свое мнение и суждение, самому решать проблемные ситуации, участвовать в дискуссии.
Цель: способствовать формированию здорового образа жизни детей.
Задачи:
– показать глобальный характер проблем курения, алкоголизма и наркомании, используя научные данные.
– развивать осознанное понимание значимости данной проблемы в реальной человеческой жизни, доказать пагубность дурных привычек.
– способствовать формированию здорового образа жизни;
– показать способы борьбы с дурными привычками.
– воспитывать негативное отношение к курению, спиртному и наркотикам.
Ход занятия
Организационный момент (настрой детей на работу).
Вводная часть.
Нам предстоит трудный разговор о коварных врагах человечества – никотине, спиртном и наркотиках. Вы, наверное не раз слышали о их вредном влиянии на здоровье человека. Сегодня мы об этом поговорим. Узнаем истории табака, спиртного и наркотиков, какой вред здоровью приносят эти вредные привычки. И как сними бороться.
Работа по теме.
Проведем с вами суд над сигаретами, спиртным и наркотиками.(На стол выставляется пепельница с окурками, бутылка из под водки со стаканом и шприц с ампулой).
Итак, внимание: суд идет!
Учитель. Начинаем наше судебное заседание. Обвиняемая-сигарета.
– Табак родом из Америки его семена привез Христофор Колумб в Испанию. А оттуда они распространились во все уголки Земного шара. В Россию табак был завезен английскими купцами в 1585 году.
– Царь Михаил Федорович вел жестокую борьбу с курильщиками: уличая 1 раз в курении-60 ударов палками по стопам, 2 раза – резали носы, уши, ссылали в дальние города. А вот Петр 1 стал внедрять табакокурение: по его мнению, это способствовало принципам западной цивилизации. Что касается Петра 1, славный царь простудился, заболел и вследствие слабости прокуренных легких умер до срока.
- Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут.
- Каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением.
- За год – это 2,5 млн. человек.
Курение ухудшает внимание, память, почерк, глазомер.
– Посмотрите на легкие (На стол выставляем макет легких). Это пористый орган. В течение года у курильщика в легких накапливается около одного килограмма табачного дегтя.
– В медицине известен случай, когда при вскрытии трупа скальпель заскрежетал о камень, то оказалось, что в легких скопилось около 1,5 кг угля. Курил этот человек 25лет и умер от рака легких.
Курение повышает риск инфаркта, инсульта, заболеваний мозга, язвы желудка, гангрены конечностей.
– Что же содержится в сигаретах? (Читаем на пачке состав сигарет: смола, никотин). Фильтр не помогает, он лишь на 20% задерживают вредные вещества.
В табачном дыме около 30 вредных веществ: аммиак, канцерогены, табачный деготь, мышьяк, калий и другие вещества.
В лаборатории проводили опыты, поместили мышей в банки и периодически заполняли их дымом. У 90% мышей развился рак.
Как ведется борьба с курением:
- Англия – вычитаются деньги из зарплаты за время, проведенное в курительной комнате.
- Дания – запрещено курить в общественных местах.
- Япония – 3 дня в месяц без курения.
- Россия – запретили рекламу сигарет по телевиденью.
Установлен Международный день отказа от курения, который ежегодно отмечается 18 ноября.
Учитель. Каждый должен сделать для себя выбор, учитывая особо тяжкие последствия курения, мы должны вести активную антиникотиновую пропаганду среди друзей и близких, никогда не брать в руки сигареты, вести здоровый образ жизни. (Несем пепельницу с окурками в мусорное ведро.)
Итак, внимание: суд идет!
Учитель. Начинаем наше второе судебное заседание. Обвиняемый – алкоголь!
– Не уступает по древности и другой порок – пьянство. “Вода смерти” или “Зеленый змий” немало горя принес людям во всем мире. Пьянство существует не одно тысячелетие.
– В 1428 году “воду смерти” привезли в Россию из Генуи. Но как только познакомились с ее действием, ввоз водки был запрещен.
– Лишь спустя 150 лет водка стала распространяться на Руси вновь. Это было при Иване Грозном, по его распоряжению.
– В Москве был открыт первый “царев кабак”, однако царь быстро спохватился и запретил пить водку всем, кроме своих опричников(войска).
– При Петре 1 водка стала поступать в открытую продажу.
Алкоголь– наиболее распространен среди молодежи. Речь идет о катастрофическом росте потребления алкоголя несовершеннолетними.
- США– 91% (16 летние).
- Канада– 90% (учащиеся 7-8 классов).
- Германия– 1% (дети 8-10 лет).
- Россия– 86% (17 летние).
Алкоголь является главным фактором, способствующим совершению правонарушений. Человек становится грубым, злобным, развязным, раздражительным, агрессивным, проявляется сексуальная расторможенность, грубые нарушения памяти.
– В настоящее время появился новый вид алкоголизма– пивной.
– Как вы думаете можно ли стать алкоголиком, употребляя только пиво?
– Да.
– Современные исследования утверждают, что алкоголизм поражает все органы и ткани человека: мозг, желудок, сердце, печень и т.д.
– Употребление алкоголя сокращает жизнь на 10-20 лет.
– Вы все будете попадать в такое положение, когда вам будут предлагать выпить.
– Как вы поступите?
– Каким будет ваш выбор?
– Мы сейчас не можем сказать, но вы должны запомнить: здоровье является самым ценным для каждого человека и обратно его вернуть нельзя, если вы его потеряете.
– В настоящее время существует наука о здоровье – валеология, которая не только пропагандирует здоровый образ жизни, но и помогает сохранить и укрепить здоровье человека. (Несем бутылку и стакан в мусорное ведро).
И так, внимание: суд идет!
Учитель. Начинаем наше третье судебное заседание. Обвиняемый– наркотик!
– С каждым годом все более серьезной опасностью становиться распространение наркотиков и употребление их подростками.
– Наркотики проникли к нам в 19 веке из Средней Азии.
– Там строили специальные дома, где каждый мог насладиться, покуривая при помощи кальяна опиум. Однако с посетителями таких домов никто не поддерживал дружеских отношений, считая их людьми второго сорта.
-Известно, что наркоманы – тяжелобольные люди, у которых изменяются все стороны личности: биологическая, психоэмоциональная и духовная, и уже к 30 годам своей жизни многие из них умирают.
– Наркоманом может стать любой человек, среди наркоманов немало успешных и благополучных людей.
– Большую роль играет возраст, именно в подростковом возрасте риск формирования наркотической зависимости наиболее высок. В подростковом возрасте очень сильно желание освободиться от контроля взрослых, показать свою “крутизну”, независимость. И подросток попадает под влияние своих друзей, которые предлагают попробовать наркотики и не каждый сумеет отказаться.
– Чтобы избежать этого, необходимо помнить: совсем необязательно выполнять требование “друзей”.
– И вообще, нужны ли “друзья”, стремящиеся нанести тебе вред? Умей сказать: “ нет!”.
– Можно использовать различные варианты отказа, например, назвать причину: “ Я знаю, что это опасно для меня”.
– Сейчас наше государство ведет активную борьбу с наркотиками и наркоманами. За хранение и распространение наркотиков дают большие тюремные сроки. Повсюду пропагандируется здоровый образ жизни.
Подведение итога.
– Какую важную тему мы с вами обсудили?
– Кто привез табак в Европу?
– Как царь боролся с курильщиками?
– Можно ли стать алкоголиком, употребляя только пиво?
– Кто такие зависимые люди?
– Какие органы человека нарушаются при употреблении сигарет, алкоголя и наркотиков?
– Как называется наука о здоровье?