Презентация к уроку "Функция y=sin x, ее свойства и график"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (316 кБ)


Цели урока:

  1. Сформировать у учащихся умение изображать график функции y=sinx, по графику читать ее свойства. Создать условия контроля усвоения знаний и умений.
  2. Развивающие – способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, обобщения, выявления главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
  3. Воспитательные – содействовать воспитанию интереса к математике и ее приложениям, активности, мобильности, умения общаться, общей культуры.

Методы обучения: частично-поисковый. Проверка уровня знаний, работа по обобщающей схеме, решение познавательных обобщающих задач, системные обобщения, самопроверка, восприятие нового материала, взаимопроверка.

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Оборудование и источники информации: Экран; мультимедийный проектор; ноутбук. Карточки с математическим диктантом, ответы на вопросы математического диктанта, карточки с прописанными свойствами функции y=sinx.

План урока:

  1. Оргмомент.
  2. Повторение изученного материала.
  3. Проверочная работа по контролю знаний тема: «Формулы приведения».
  4. Систематизация теоретического материала по построению графика функции y=sinx и по ее свойствам.
  5. Объяснение нового материала.
  6. Закрепление нового материала.
  7. Подведение итогов урока.
  8. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Слайд 2)

Французский писатель Анатоль Франс (1844–1924) однажды заметил: «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Так вот, давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам в вашей дальнейшей жизни.*(МОУ СОШ №256 г. Фокино).

Сегодня у нас первый урок по теме тригонометрические функции. Мы рассмотрим их графики и свойства. А начнем изучение с темы: «Функция y=sinx, ее свойства и график». Перед нами стоит задача – применить свои знания и умения при построении графиков функций.

II. Повторение изученного материала.

(Слайд 3)

Тема: «Формулы приведения»

Цель: Повторить правило применения формул приведения. Акцентировать внимание на модели правила: четверть, знак, функция.

1. Рассмотреть примеры: , , , , .

III. Проверочная работа.

(Слайд 4)

Тема: «Формулы приведения»

Цель: Контроль знаний и приведение в систему знаний по формулам приведения.

Работа проводится в двух вариантах, задания проецируются на экран. Два ученика выполняют тоже задание за досками по карточкам.

Вариант 1 Вариант 2

Работа окончена, ученики меняются тетрадями для взаимопроверки, на экране два ученика отмечают свои ответы, класс комментирует правильность выполнения заданий. Учащиеся контролируют правильность выполнения проверочной работы и выставляют соседу оценку. «5» – 5 выполненных заданий, «4» – 4 задания, «3» – 3 задания. Собираются тетради с проверочной работой и выполненной домашней работой. Оценка будет озвучена на следующем уроке с учетом полноты выполненной домашней работы.

IV. Систематизация теоретического материала.

(Слайд 5)

Тема: «Свойства графиков функций»

Цель: Повторение описания свойств функции по готовому графику.

Учащимся предлагается прочитать готовый график. Записать свойства, которыми обладает график показанный на слайде

  • область определения;
  • нули функции;
  • промежутки знакопостоянства;
  • возрастание, убывание функции;
  • ограниченность;
  • четность, нечетность;
  • область значений;
  • найти наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке [1; 4].

V. Объяснение нового материала.

(Слайд 6-8)

Цель: рассмотреть график функции; сформулировать свойства функции.

Ученики в тетрадях изображают координатную единичную окружность и систему координат, для параллельного рассмотрения на единичной окружности значений синуса и нанесения точек в заготовленную систему координат. После того, как ученики осознают принцип построения кривой учитель комментирует эту работу через «клеточки». Точки строятся по схеме через :

«на оси», «уголок клетки», «почти единица», «единица», затем движение происходит в обратном порядке: «почти единица», «уголок клетки», «на оси».

Учитель говорит, что данная кривая получила название синусоида.

(Слайд 9.)

После построения графика ученики аналогично проделанной работе с предыдущей функцией записывают свойства функции. Во всех свойствах считаем, что .

Свойства функции
нули функции: x=πk,  
>0 на (2πk, π+ 2πk),
<0 на (-π+ 2πk, 2πk),
- возрастает на ,
- убывает на ,
, ,
, ,
функция нечетная

VI. Закрепление пройденного материала.

(Слайд 10)

Цель: Применение полученных знаний: нахождение значений функции.

  1. Для функции y=f(x), где f(x)= sinx, найти f(), f(-). Для этого находим значение функции аналитически и графически для данных значений.
  2. Найдите значение функции y=-sin(x+) при x=-.
  3. По графику функции найдите наименьшее и наибольшее значение функции y=sinx на отрезке . Для нахождения наибольшего и наименьшего значения функции выделим «кусок» графика соответствующее отрезку , определяем значение самой высокой точки и самой низкой.
  4. Для работы в классе предлагаются №10.1-10.6 (в), самостоятельно решают №10.1-10.6 (г). Учитель берет на проверку 3 тетради, просматривает правильность решения на перемене.

VII. Подведение итогов урока.

VIII. Домашнее задание.

(Слайд 11)

Учебник п. 10, задачник № 10.1 (а, б) – 10.6 (а,б) стр. 26 – «Алгебра и начала анализа – 10-11» А.Ю. Макарычев. (2009 г.)

Ответы (для учителя):

1. Ответы для заданий на повторение:

= -, =-sint , =tgt, =-sint, =-cost

2. Ответы для заданий проверочной работы:

Вариант 1 Вариант 2
1) = cost 1) = cost
2) = -sint 2) = -cost
3) = -ctgt 3) = tgt
4) = -cost 4) = -sint
5) = 5) =

3. Ответы для задания на прочтение графика:

  • область определения; D(f)=(-6;8]
  • нули функции; у=0, при х=-3, х=-1
  • промежутки знакопостоянства; >0, при х(-6, -3)(-1;8], <0, при х(-3;-1)
  • возрастание, убывание функции; возрастает, при х[-2;3] и [5;8]; убывает при х (-6;-2] и [3;5]
  • ограниченность; функция ограниченная , при х=3; , при х=-2;
  • четность, нечетность; функция обычного вида, четностью или нечетностью не обладает;
  • область значений E(f)=[-1;4]
  • найти наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке [1; 4] =4, =2
Вариант 1 Вариант 2