Цели урока:
- Сформировать у учащихся умение изображать график функции y=sinx, по графику читать ее свойства. Создать условия контроля усвоения знаний и умений.
- Развивающие – способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, обобщения, выявления главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
- Воспитательные – содействовать воспитанию интереса к математике и ее приложениям, активности, мобильности, умения общаться, общей культуры.
Методы обучения: частично-поисковый. Проверка уровня знаний, работа по обобщающей схеме, решение познавательных обобщающих задач, системные обобщения, самопроверка, восприятие нового материала, взаимопроверка.
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Оборудование и источники информации: Экран; мультимедийный проектор; ноутбук. Карточки с математическим диктантом, ответы на вопросы математического диктанта, карточки с прописанными свойствами функции y=sinx.
План урока:
- Оргмомент.
- Повторение изученного материала.
- Проверочная работа по контролю знаний тема: «Формулы приведения».
- Систематизация теоретического материала по построению графика функции y=sinx и по ее свойствам.
- Объяснение нового материала.
- Закрепление нового материала.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Слайд 2)
Французский писатель Анатоль Франс (1844–1924) однажды заметил: «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Так вот, давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам в вашей дальнейшей жизни.*(МОУ СОШ №256 г. Фокино).
Сегодня у нас первый урок по теме тригонометрические функции. Мы рассмотрим их графики и свойства. А начнем изучение с темы: «Функция y=sinx, ее свойства и график». Перед нами стоит задача – применить свои знания и умения при построении графиков функций.
II. Повторение изученного материала.
(Слайд 3)
Тема: «Формулы приведения»
Цель: Повторить правило применения формул приведения. Акцентировать внимание на модели правила: четверть, знак, функция.
1. Рассмотреть примеры: , , , , .
III. Проверочная работа.
(Слайд 4)
Тема: «Формулы приведения»
Цель: Контроль знаний и приведение в систему знаний по формулам приведения.
Работа проводится в двух вариантах, задания проецируются на экран. Два ученика выполняют тоже задание за досками по карточкам.
Вариант 1 | Вариант 2 |
|
|
Работа окончена, ученики меняются тетрадями для взаимопроверки, на экране два ученика отмечают свои ответы, класс комментирует правильность выполнения заданий. Учащиеся контролируют правильность выполнения проверочной работы и выставляют соседу оценку. «5» – 5 выполненных заданий, «4» – 4 задания, «3» – 3 задания. Собираются тетради с проверочной работой и выполненной домашней работой. Оценка будет озвучена на следующем уроке с учетом полноты выполненной домашней работы.
IV. Систематизация теоретического материала.
(Слайд 5)
Тема: «Свойства графиков функций»
Цель: Повторение описания свойств функции по готовому графику.
Учащимся предлагается прочитать готовый график. Записать свойства, которыми обладает график показанный на слайде
- область определения;
- нули функции;
- промежутки знакопостоянства;
- возрастание, убывание функции;
- ограниченность;
- четность, нечетность;
- область значений;
- найти наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке [1; 4].
V. Объяснение нового материала.
(Слайд 6-8)
Цель: рассмотреть график функции; сформулировать свойства функции.
Ученики в тетрадях изображают координатную единичную окружность и систему координат, для параллельного рассмотрения на единичной окружности значений синуса и нанесения точек в заготовленную систему координат. После того, как ученики осознают принцип построения кривой учитель комментирует эту работу через «клеточки». Точки строятся по схеме через :
«на оси», «уголок клетки», «почти единица», «единица», затем движение происходит в обратном порядке: «почти единица», «уголок клетки», «на оси».
Учитель говорит, что данная кривая получила название синусоида.
(Слайд 9.)
После построения графика ученики аналогично проделанной работе с предыдущей функцией записывают свойства функции. Во всех свойствах считаем, что .
Свойства функции |
нули функции: x=πk, |
>0 на (2πk, π+ 2πk), |
<0 на (-π+ 2πk, 2πk), |
- возрастает на , |
- убывает на , |
, , |
, , |
функция нечетная |
VI. Закрепление пройденного материала.
(Слайд 10)
Цель: Применение полученных знаний: нахождение значений функции.
- Для функции y=f(x), где f(x)= sinx, найти f(), f(-). Для этого находим значение функции аналитически и графически для данных значений.
- Найдите значение функции y=-sin(x+) при x=-.
- По графику функции найдите наименьшее и наибольшее значение функции y=sinx на отрезке . Для нахождения наибольшего и наименьшего значения функции выделим «кусок» графика соответствующее отрезку , определяем значение самой высокой точки и самой низкой.
- Для работы в классе предлагаются №10.1-10.6 (в), самостоятельно решают №10.1-10.6 (г). Учитель берет на проверку 3 тетради, просматривает правильность решения на перемене.
VII. Подведение итогов урока.
VIII. Домашнее задание.
(Слайд 11)
Учебник п. 10, задачник № 10.1 (а, б) – 10.6 (а,б) стр. 26 – «Алгебра и начала анализа – 10-11» А.Ю. Макарычев. (2009 г.)
Ответы (для учителя):
1. Ответы для заданий на повторение:
= -, =-sint , =tgt, =-sint, =-cost
2. Ответы для заданий проверочной работы:
Вариант 1 | Вариант 2 |
1) = cost | 1) = cost |
2) = -sint | 2) = -cost |
3) = -ctgt | 3) = tgt |
4) = -cost | 4) = -sint |
5) = | 5) = |
3. Ответы для задания на прочтение графика:
- область определения; D(f)=(-6;8]
- нули функции; у=0, при х=-3, х=-1
- промежутки знакопостоянства; >0, при х(-6, -3)(-1;8], <0, при х(-3;-1)
- возрастание, убывание функции; возрастает, при х[-2;3] и [5;8]; убывает при х (-6;-2] и [3;5]
- ограниченность; функция ограниченная , при х=3; , при х=-2;
- четность, нечетность; функция обычного вида, четностью или нечетностью не обладает;
- область значений E(f)=[-1;4]
- найти наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке [1; 4] =4, =2
Вариант 1 | Вариант 2 |
|
|