Понятие не даётся учащимся в готовом виде – дети должны пережить в личном опыте, осмыслить логику его введения.
Цели.
Дидактическая.
- Формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, чисел, геометрических фигур.
- Познакомиться с понятием “доля”, с образованием долей.
- Формировать умение читать и записывать доли в виде дроби.
- Работать над расширением математического кругозора.
Воспитательная.
- Воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.
- Воспитывать уважительное отношение к окружающим, внимание.
Развивающая.
- Развивать умения самостоятельно применять полученные знания при решении и сравнении числовых выражений, развитие слуховой и зрительной памяти. Коррекция: логики мышления.
- Развивитие речи, внимание, мышление, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения.
Оборудование:
- Для учителя: компьютер, программа PowerPoint2003, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска, диск с конструктором л\для электронной доски, демонстрационный материал: геометрические фигуры поделенные на части; яблоко, апельсин.
- Для учащихся: цветные карандаши, линейки, полоска бумаги у каждого ученика, геометрический материал:, квадрат, круг; учебник М.И. Моро “Математика”.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Устный счёт.
1. Арифметический диктант (индивидуальная работа)
а) Произведение 32, множитель 4. Чему равен другой множитель? ___________
б) Какое число надо разделить на 4, чтобы получить 7? _____________
в) На сколько надо разделить на 40, чтобы получить 8? _____________
г) Какое число надо уменьшить в 5 раз, чтобы получить 7? ___________
д) Вставь пропущенные числа, чтобы получились верные равенства:
2. Игра в мяч “Назови значение выражения” (фронтальный опрос по таблице умножения и деления + задачи).
- Делимое 63 делитель 7, чему равно частное?
- Найдите произведение чисел 8 и 7
- Чему равно частное чисел 72 и 8?
- Во сколько раз 81 больше 9?
- Найдите частное чисел 49 и 7
- Чему равно произведение чисел 9 и 5?
- Во сколько раз 7 больше 9?
- На трёх полках по 9 книг. Сколько всего книг на трёх полках?
- 28 книг расставили по 7 на полку. Какая часть книг стоит на первой полке?
- 24 пирожных разделили поровну на 3 тарелки. Сколько пирожных на каждой?
3. Выход на тему урока.
Прослушайте песенку из мультфильма и скажите, на сколько частей делили апельсин? (“Мы делили апельсин” - 1 мин. 6 сек.)
- Как в песне называют звери равные части? (Дольки)
- Где в жизни вы встречали это слово?
Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.)
- У меня на столе яблоко, что сейчас я сделала? (Разделила яблоко поровну)
- На сколько равных частей я разделила яблоко? (На 2).
- Как по-другому можно назвать эти равные части? (Доли)
- Правильно ребята, словосочетание “равные части” в математике иногда заменяют словом “доли”.
- Кто догадался, какая тема нашего урока? Назовите её … доли – запись на доске темы.
Работа у доски.
- Ребята, на доске отрезок и я решила разделить его пополам. Наметила и разделила. Вот что поучилось.
- Правильно ли я разделила? (Нет)
- Почему? (Отрезки не равные)
- Значит, какое обязательное требование к делению целого на части? (Части должны быть равными)
- Молодцы!
Как на языке математики записать, какую долю апельсина взял ёж? (Не знаем)
- Как записать, на сколько долей я разделила яблоко? (Не знаем)
- Сможем ли мы с вами точно ответить на этот вопрос?
- Значит, какая цель стоит перед нами? (Как записываются доли в математике)
4. “Открытие” нового знания.
- Давайте разберёмся с этим вопросом.
А) (Показываю яблоко). Ребята, какие мысли у вас возникают, глядя на этот предмет?
Варианты ответов: аппетитное, сладкое, круглое, спелое, его хочется съесть.
- А я бы одна не стала, его есть, а обязательно поделилась бы со своей семьей.
- Смогу ли я одно яблоко разделить между двумя людьми?
- Что сделала я с яблоком?
- Как разрезала? (Пополам)
- Как сказать по-другому? (На две равные части)
- Как по-другому назвать равные части? (Доли)
- На сколько равных частей (долей) разделили яблоко?
- Как можно назвать одну часть? (Половина, одна вторая)
Б) Что нужно сделать, чтобы получилось четыре равные части. Как теперь разделить яблоко? Кто догадался, как это сделать? (Каждую половину поделить пополам)
- Какую долю яблока мы получили? (Четвертую)
- Как это записать? (Дети сначала предлагают свои варианты записи)
На доске дети видят следующую запись: 1/2 и 1/4, 1/5
- Что эта запись обозначает? (Мнения детей)
- Когда мы “делим” в математике натуральные числа, то используем знак (:).
- Но в математике есть ещё один знак деления, он называется “дробная черта - и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.
- Как вы думаете, что обозначает число под чертой? (Мнения детей)
- А число над чертой? (Мнения детей)
- Над чертой пишем цифру, обозначающую, сколько частей надо найти, а под чертой пишем цифру, обозначающую, сколько частей всего в целом.
Современная система записи дробей была создана в Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас, стали арабы лишь в XVI веке.
Вывод: в записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли.
5. Первичное закрепление.
- Сколько было апельсинов?
- Что мы делали с апельсином?
- На сколько равных частей разделили апельсин?
- Какая доля апельсина досталась ежу?
6. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
7. Практическая работа с геометрическим материалом.
Сейчас мы вместе выполним такую работу.
А) Возьмите зелёный круг и разделите его с помощью перегибания на две равные части. Сколько половин в целом круге? (В целом круге 2 половины)
- Какие это части? (Равные)
- Получили … (1/2).
- Возьмите белый круг и разделите перегибанием его на 4 равные части. Сколько в целом круге четвёртых долей?
- А теперь, закрасьте, карандашом 1 часть. Как можно назвать эту часть? (Одна четвертая, т.к. круг поделили на 4 части, а закрасили одну)
- А как записать? (1/4)
- Что обозначает эта запись? (Целое разделили на 4 равные части и взяли одну такую часть)
- Как прочитать эту запись? (Одна четвертая)
- Какая доля больше, половина или четверть? (Половина)
- Как это записать? (1/2 > 1/4)
Б) У вас на партах лежат белая полоска бумаги.
I вариант: сложите полоску пополам.
II вариант: сложите её пополам и ещё пополам.
- Разверните.
- На сколько долей (частей) линии сгиба разделили полоску/целое? (На 2, на 4)
- Закрасьте одну такую долю полоски.
- Как на языке математики записать, какую долю полоски вы закрасили?
Положите полоски на средину парты, сравните закрашенные доли.
- Какая доля больше, 1/4 или 1/2? (1/2). Проверьте накладыванием.
8. Закрепление изученного. Работа с интерактивной доской (диск “Конструирование)
1. Закрась указанные части круга, найди среди них самую маленькую и самую большую. На сколько долей мы должны разделить круг? (5)
- Как записать, какую долю круга вы закрасили? Запишите на доске маркером.
- Что обозначает цифра 1 в записи числа, цифра 5?
2. Давайте разделим круг на 10 равных долей. Кто закрасит 1 долю круга. - Как можно назвать эту часть? (Одна десятая)
- А как записать? (1/10)
3. На сколько долей разделён круг? (На 15долей или равных частей) Закрасьте 1 часть.
- Как можно назвать эти части? (Одна пятнадцатая)
- А как записать? (1/15)
- Что эта запись обозначает? (Целое разделили на 15 равных частей (долей) и взяли одну такую часть)
- Как эта запись читается?
- Так, что же такое “доли”?
- Какая из долей меньше? Больше?
Закрепим полученные выводы.
9. Работа в тетрадях.
Начертите в тетрадях квадрат со сторонами 4 см. Разбейте его на 4 равных квадрата. Как можно назвать самую маленькую часть квадрата? (Запишите под квадратом 1/4). Разделите каждый квадрат ещё на 2 равные части, как это можно сделать, начертив 2 линии? Закрасьте 1/8 часть квадрата. Запишите математическим языком, какая доля больше 1/4 или 1/8?
10. Самостоятельная работа. Самооценка.
Стр. 35 № 3. На доске верное решение.
- У кого такие же результаты?
- У кого 1-2 ошибки? В чём и почему?
- Кто не справился с заданием?
Кто выполнил всю работу без ошибок в своих тетрадках, поставьте себе оценку.
11. Итог урока. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Какую цель мы перед собой ставили?
- Что такое доли?
- Что обозначает число под чертой? Над чертой?
- Кто считает, что хорошо поработал на уроке и ему всё понятно?
- У кого ещё есть затруднения? В чём?
- Как бы вы оценили свою работу на уроке?
- Достиг ли наш урок цели?
- Спасибо за урок. Вы молодцы.
Домашнее задание: с. 35, № 5, 7.
“Пол” можно услышать часто: полчаса, полкилометра. Разделить целое на две равные части – половина. Долю называют “половина”. Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на три части - “треть”. Долю называют “треть”. Если целое разделить на 4 равные части, то получится или по-другому говорят “четверть”. Скажите, когда мы говорим четверть? (Учебная четверть, четверть часа)
Рефлексия.
Каждый произносит продолжение одной из фраз, которые можно высветить на экране. (Я распечатала и вывесила предложения на доску)
На уроке я узнал…
Мне было легко…
Я пока затрудняюсь…
Я узнал новое…
Я понял, мне необходимо поработать над темой…