Урок математики в 3-м классе по теме "Доли" с использованием ИКТ

Разделы: Начальная школа


Понятие не даётся учащимся в готовом виде – дети должны пережить в личном опыте, осмыслить логику его введения.

Цели.

Дидактическая.

  • Формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, чисел, геометрических фигур.
  • Познакомиться с понятием “доля”, с образованием долей.
  • Формировать умение читать и записывать доли в виде дроби.
  • Работать над расширением математического кругозора.

Воспитательная.

  • Воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.
  • Воспитывать уважительное отношение к окружающим, внимание.

Развивающая.

  • Развивать умения самостоятельно применять полученные знания при решении и сравнении числовых выражений, развитие слуховой и зрительной памяти. Коррекция: логики мышления.
  • Развивитие речи, внимание, мышление, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения.

Оборудование:

  • Для учителя: компьютер, программа PowerPoint2003, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска, диск с конструктором л\для электронной доски, демонстрационный материал: геометрические фигуры поделенные на части; яблоко, апельсин.
  • Для учащихся: цветные карандаши, линейки, полоска бумаги у каждого ученика, геометрический материал:, квадрат, круг; учебник М.И. Моро “Математика”.

Тип урока: 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 Ход урока

I. Оргмомент.

II. Устный счёт.

1. Арифметический диктант (индивидуальная работа)

а) Произведение 32, множитель 4. Чему равен другой множитель? ___________

б) Какое число надо разделить на 4, чтобы получить 7? _____________

в) На сколько надо разделить на 40, чтобы получить 8? _____________

г) Какое число надо уменьшить в 5 раз, чтобы получить 7? ___________

д) Вставь пропущенные числа, чтобы получились верные равенства:

2. Игра в мяч “Назови значение выражения” (фронтальный опрос по таблице умножения и деления + задачи).

  1. Делимое 63 делитель 7, чему равно частное?
  2. Найдите произведение чисел 8 и 7
  3. Чему равно частное чисел 72 и 8?
  4. Во сколько раз 81 больше 9?
  5. Найдите частное чисел 49 и 7
  6. Чему равно произведение чисел 9 и 5?
  7. Во сколько раз 7 больше 9?
  8. На трёх полках по 9 книг. Сколько всего книг на трёх полках?
  9. 28 книг расставили по 7 на полку. Какая часть книг стоит на первой полке?
  10. 24 пирожных разделили поровну на 3 тарелки. Сколько пирожных на каждой?

3. Выход на тему урока.

Прослушайте песенку из мультфильма и скажите, на сколько частей делили апельсин? (“Мы делили апельсин” - 1 мин. 6 сек.)

- Как в песне называют звери равные части? (Дольки)

- Где в жизни вы встречали это слово?

Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.)

- У меня на столе яблоко, что сейчас я сделала? (Разделила яблоко поровну)

- На сколько равных частей я разделила яблоко? (На 2).

- Как по-другому можно назвать эти равные части? (Доли)

- Правильно ребята, словосочетание “равные части” в математике иногда заменяют словом “доли”.

- Кто догадался, какая тема нашего урока? Назовите её … доли – запись на доске темы.

Работа у доски.

- Ребята, на доске отрезок и я решила разделить его пополам. Наметила и разделила. Вот что поучилось.

- Правильно ли я разделила? (Нет)

- Почему? (Отрезки не равные)

 - Значит, какое обязательное требование к делению целого на части? (Части должны быть равными)

- Молодцы!

Как на языке математики записать, какую долю апельсина взял ёж? (Не знаем)

- Как записать, на сколько долей я разделила яблоко? (Не знаем)

- Сможем ли мы с вами точно ответить на этот вопрос?

- Значит, какая цель стоит перед нами? (Как записываются доли в математике)

4. “Открытие” нового знания.

- Давайте разберёмся с этим вопросом.

А) (Показываю яблоко). Ребята, какие мысли у вас возникают, глядя на этот предмет?

Варианты ответов: аппетитное, сладкое, круглое, спелое, его хочется съесть.

- А я бы одна не стала, его есть, а обязательно поделилась бы со своей семьей.

- Смогу ли я одно яблоко разделить между двумя людьми?

- Что сделала я с яблоком?

- Как разрезала? (Пополам)

- Как сказать по-другому? (На две равные части)

- Как по-другому назвать равные части? (Доли)

- На сколько равных частей (долей) разделили яблоко?

- Как можно назвать одну часть? (Половина, одна вторая)

Б) Что нужно сделать, чтобы получилось четыре равные части. Как теперь разделить яблоко? Кто догадался, как это сделать? (Каждую половину поделить пополам)

- Какую долю яблока мы получили? (Четвертую)

- Как это записать? (Дети сначала предлагают свои варианты записи)

На доске дети видят следующую запись: 1/2 и 1/4, 1/5

- Что эта запись обозначает? (Мнения детей)

- Когда мы “делим” в математике натуральные числа, то используем знак (:).

- Но в математике есть ещё один знак деления, он называется “дробная черта - и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.

- Как вы думаете, что обозначает число под чертой? (Мнения детей)

- А число над чертой? (Мнения детей)

- Над чертой пишем цифру, обозначающую, сколько частей надо найти, а под чертой пишем цифру, обозначающую, сколько частей всего в целом.

Современная система записи дробей была создана в Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас, стали арабы лишь в XVI веке.

Вывод: в записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли.

5. Первичное закрепление.

- Сколько было апельсинов?

- Что мы делали с апельсином?

- На сколько равных частей разделили апельсин?

- Какая доля апельсина досталась ежу?

6. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

7. Практическая работа с геометрическим материалом.

Сейчас мы вместе выполним такую работу.

А) Возьмите зелёный круг и разделите его с помощью перегибания на две равные части. Сколько половин в целом круге? (В целом круге 2 половины)

- Какие это части? (Равные)

- Получили … (1/2).

- Возьмите белый круг и разделите перегибанием его на 4 равные части. Сколько в целом круге четвёртых долей?

 - А теперь, закрасьте, карандашом 1 часть. Как можно назвать эту часть? (Одна четвертая, т.к. круг поделили на 4 части, а закрасили одну)

- А как записать? (1/4)

- Что обозначает эта запись? (Целое разделили на 4 равные части и взяли одну такую часть)

- Как прочитать эту запись? (Одна четвертая)

- Какая доля больше, половина или четверть? (Половина)

- Как это записать? (1/2 > 1/4)

Б) У вас на партах лежат белая полоска бумаги.

I вариант: сложите полоску пополам.

II вариант: сложите её пополам и ещё пополам.

- Разверните.

- На сколько долей (частей) линии сгиба разделили полоску/целое? (На 2, на 4)

- Закрасьте одну такую долю полоски.

- Как на языке математики записать, какую долю полоски вы закрасили?

Положите полоски на средину парты, сравните закрашенные доли.

- Какая доля больше, 1/4 или 1/2? (1/2). Проверьте накладыванием.

8. Закрепление изученного. Работа с интерактивной доской (диск “Конструирование)

1. Закрась указанные части круга, найди среди них самую маленькую и самую большую. На сколько долей мы должны разделить круг? (5)

- Как записать, какую долю круга вы закрасили? Запишите на доске маркером.

- Что обозначает цифра 1 в записи числа, цифра 5?

2. Давайте разделим круг на 10 равных долей. Кто закрасит 1 долю круга. - Как можно назвать эту часть? (Одна десятая)

- А как записать? (1/10)

3. На сколько долей разделён круг? (На 15долей или равных частей) Закрасьте 1 часть.

- Как можно назвать эти части? (Одна пятнадцатая)

- А как записать? (1/15)

- Что эта запись обозначает? (Целое разделили на 15 равных частей (долей) и взяли одну такую часть)

- Как эта запись читается?

- Так, что же такое “доли”?

- Какая из долей меньше? Больше?

Закрепим полученные выводы.

9. Работа в тетрадях.

Начертите в тетрадях квадрат со сторонами 4 см. Разбейте его на 4 равных квадрата. Как можно назвать самую маленькую часть квадрата? (Запишите под квадратом 1/4). Разделите каждый квадрат ещё на 2 равные части, как это можно сделать, начертив 2 линии? Закрасьте 1/8 часть квадрата. Запишите математическим языком, какая доля больше 1/4 или 1/8?

10. Самостоятельная работа. Самооценка.

Стр. 35 № 3. На доске верное решение.

- У кого такие же результаты?

- У кого 1-2 ошибки? В чём и почему?

- Кто не справился с заданием?

Кто выполнил всю работу без ошибок в своих тетрадках, поставьте себе оценку.

11. Итог урока. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Какую цель мы перед собой ставили?

- Что такое доли?

- Что обозначает число под чертой? Над чертой?

- Кто считает, что хорошо поработал на уроке и ему всё понятно?

- У кого ещё есть затруднения? В чём?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

- Достиг ли наш урок цели?

- Спасибо за урок. Вы молодцы.

Домашнее задание: с. 35, № 5, 7.

“Пол” можно услышать часто: полчаса, полкилометра. Разделить целое на две равные части – половина. Долю называют “половина”. Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на три части - “треть”. Долю называют “треть”. Если целое разделить на 4 равные части, то получится или по-другому говорят “четверть”. Скажите, когда мы говорим четверть? (Учебная четверть, четверть часа)

Рефлексия.

Каждый произносит продолжение одной из фраз, которые можно высветить на экране. (Я распечатала и вывесила предложения на доску)

На уроке я узнал…

Мне было легко…

Я пока затрудняюсь…

Я узнал новое…

Я понял, мне необходимо поработать над темой…

Приложение 1

Приложение 2