Раннее выявление речевых отклонений у дошкольников и методы их исправления

Разделы: Логопедия


Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным периодом в развитии ребенка. В этом возрасте закладываются фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и др. Недоразвитие или деформация этих качеств в раннем возрасте с трудом поддаются коррекции в более поздние периоды.

В настоящее время особенно актуальными становятся вопросы ранней диагностики, форм и методов работы с детьми раннего возраста.

В раннем детстве контроль за психическим развитием необходим для раннего выявления отклонений, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на создание условий полноценного развития всех сторон психики ребенка. Важность такой работы связана с исключительным знанием ранних этапов психического развития личности.

Итак, вспомним основные этапы психического развития ребёнка раннего возраста.

Ребёнок овладевает прямохождением. Это великое достижение второго года жизни. На протяжении всего второго года жизни ребёнок овладевает ходьбой. Прямохождение – это великое достижение человечества, только человек овладел прямохождением, а это говорит о развитии мозга человека.

На втором году жизни при нормальном развитии исчезает манипулятивная деятельность, это происходит примерно к полутора годам. И на первый план в действиях с предметами выходит предметная деятельность. Предметные действия – это такие действия, когда предмет используется в соответствии с его функциональными назначениями общественно выработанного способа его употребления. И в процессе усвоения предметных действий происходит психическое развитие ребёнка.

Л.С. Выгодский говорил: «Развитие психики происходит в процессе усвоения и присвоения общественно-исторического опыта».

К двум годам у ребёнка появляется ведущая рука и согласованность действий обеих рук. Это говорит о физиологическом созревании мозга, который позволяет выделить ведущую руку. Согласованность действий обеих рук – это когда ведущая рука проделывает цепь определённых действий, а вторая рука замыкает цепь действий ведущей руки. Согласованность действий рук имеет интеллектуальную основу. Чем ниже интеллект, тем рассогласованность рук более выражена.

К двум годам происходят большие достижения в развитии ребёнка. У ребёнка развивается восприятие, появляется ориентировка на предметы окружающей действительности. Ребёнка интересует всё, что его окружает, а главное интересует количественная и качественная характеристика предмета.

Наряду с этим у ребёнка появляется и речевое развитие. За действием идёт слово. Первые слова – это глаголы. Наряду с усвоением первых слов, обозначающих потребности ребёнка у него появляется и фраза.

И к двум годам у ребёнка происходит так называемый «перекрёсток»: мышление становится речевым, а речь осмысленной, т.е. ребёнок начинает овладевать языковой системой, в которой живёт.

На третьем году жизни у ребёнка происходит развитие восприятия. Ребёнок начинает усваивать сенсорные эталоны: большой – маленький, различает цвета, развивается наглядно-действенное мышление. Если в восприятии происходит ориентировка на внешние свойства-признаки (цвет, форма, величина), то при развитии мышления идёт ориентировочно-поисковая деятельность на внутренней взаимосвязи между предметами. Это наглядно-действенное мышление.

Очень важное достижение второго года жизни ребёнка – это навык опрятности. В норме это достигается к двум годам жизни ребёнка. У ребёнка развивается осознание собственного «Я». Появляется концепция «Я сам». Ребёнок начинает себя выделять из окружающих его детей и взрослых. Происходит кризис трёх лет.

К трём годам у ребёнка появляется фразовая речь. Он уже может высказывать свои желания. У ребёнка появляются новые  потребности и переход к новым мотивам деятельности. Фразовая речь выполняет определённую функцию – появляется коммуникативно-направленная речь.

Что же такое отклонение в речевом развитии?

Отклонение в речевом развитии – это недоразвитие вербальных, интонационно-ритмических процессов в пределах речевой системы, обусловленное незрелостью фонематического восприятия и/или двигательных основ артикуляции и/или неадекватностью требований близких взрослых.

Что же происходит у детей с аномальным развитием?

На втором году жизни многие дети начинают только-только овладевать первыми шагами, причём, чем ниже интеллект, тем позднее происходит овладение ходьбой.

Дети быстро устают, ложатся на пол и начинают раскачиваться или раскачиваются сидя. У детей с отклонениями в развитии очень часто наблюдаются яктации. Яктация  – это двигательное возбуждение в форме хаотических нескоординированных движений. Наблюдается в детском возрасте ненавязчивыми действиями – ритмическое покачивание или резкие движения головы и туловища. Чаще всего наблюдается перед засыпанием.

У детей страдает общая моторика, им трудно удерживать равновесие;  также страдает и мелкая моторика пальцев рук, дети не могут удерживать мелкие предметы.

В процессе приема пищи дети медленно пережёвывают и глотают, часто оставляют кусок за щекой, быстро устают при жевании, предпочитают перетёртую однородную пищу, которая характерна для детей младшего возраста. Часто можно наблюдать выраженную дискоординацию движений мышц языка, губ и мышц, удерживающих нижнюю челюсть (рот приоткрыт).

У многих детей не появляется и соотносящих действий, т.е. на втором году жизни у них преобладает манипуляция. И если ребёнку не оказывается коррекционная помощь, то манипуляции остаются до трёх лет. Дети не усваивают способы действия с предметами, не появляется подражательной способности, характерной для детей с нормальным развитием, а так же они  не проявляют интереса к предметно-игровым действиям, а  игровые действия не сопровождаются речью. 

Как правило, родители выполняют функцию ухода за ребёнком, и не представляют содержательного взаимодействия с малышом, а ребёнок не проявляет интереса к сотрудничеству с взрослым, он не способен подражать меняющемуся тону взрослого. Родители ждут появления у ребёнка речи. Но, речь не появляется, а обращённую речь он не всегда понимает. Родители отмечают, что активный словарь детей состоит из нескольких двусложных лепетных «слов». При этом родители не считают нужным говорить с ребёнком в ситуации одевания и раздевания или общаются при помощи грамматически сложных конструкций.

Очень часто можно наблюдать, что малыш не реагирует на похвалу или порицание взрослого. В игре трудно определить их эмоциональное состояние, поскольку отсутствуют  мимические проявления.

Как правило, у детей с отклонениями нет навыка опрятности, нет концепции «Я сам», ребёнок плохо понимает инструкции, которые даёт ему взрослый, а самое главное, у ребёнка не происходит «кризис трёх лет». Ребёнок физически вырос, а психическое развитие сильно отстаёт. У ребёнка идёт отставание не по срокам, а по качествам развития. У ребёнка нет речевого «перекрёстка», когда мышление становится речевым, а речь   осмысленной. Речь ребёнка не выполняет ни одной функции. Слово – само по себе, действие – само по себе.

Одно из направлений логопедии – это профилактика, а точнее сказать пропедевтика речевых нарушений у детей в раннем возрасте, т.е. необходимо раньше обучить детей, чтобы позже не возникли различные речевые недоразвития. Необходимо так построить пропедевтический процесс, чтобы знаково-символическая система формировалась нормально. Если у ребёнка знаково-символическая система формируется с нарушениями, тогда можно говорить о нарушении понимания, и о нарушении грамматических форм.

Если ребёнок маленький, то он ещё не готов физиологически к продуцированию речи. Очень важно, если формирование и развитие малыша идёт через микросоциум, поскольку в раннем возрасте педагог является лишь направляющим звеном, а главный педагог – это родитель. Родителям предлагается использовать различные приговорушки, ладушки, потешки при кормлении, стишки на звукоподражания. Важно установить тесный контакт с детьми, поднять их эмоциональное состояние. Дети учатся фиксировать взгляд на лице взрослого, на крупных ярких игрушках.

В нашем детском саду в тесном контакте работают психолог, логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, специалист по ручному труду и рисованию, и,  несмотря на то, что каждый специалист работает строго в своей области, деятельность всех специалистов направлена на развитие ребёнка. И для того, чтобы ребёнок своевременно и правильно заговорил,  каждый специалист вносит частичку своего труда. 

Для развития общей моторики можно использовать простые упражнения «Мишка косолапый», «Зайка серенький», «Дерево на ветру», можно имитировать движения животных – как ходит кошка, как ходит медведь, как прыгает зайка.

В ранний период жизни ведущим видом деятельности ребенка является предметная деятельность. Дети с удовольствием конструируют, учатся строить различные фигуры из кубиков. 

Для развития слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха с детьми проводит игры и упражнения музыкальный руководитель. Для детей раннего возраста используются различные игры и упражнения  по угадыванию различных музыкальных инструментов – бубен, колокольчик, металлофон, барабан, ребёнок должен угадать «Что звучит?», «Угадай, на чём играют».

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Для пальчиковой гимнастики используются такие упражнения как «Сорока-белобока», «Ладушки», «Мальчик-пальчик». Можно использовать игры: пирамидки, кубики, мозаики, шнуровки, застёгивание пуговиц, массажные мячики, игры с пластилином или тестом.

В нашем детском саду специалистом по ручному труду и рисованию используется интересный приём рисования пальчикамикраской. Рисование сопровождается комментированием действий, применяются эмоциональные и речевые стимулы в виде стихотворных текстов. Дети пальчиками рисуют: ёжика, Дед Мороза, петушка. Все рисунки подобраны к определенной теме занятий. В ходе совместной деятельности у ребенка формируется активная направленность на взаимодействие с взрослым, первичные коммуникативные умения. По методике рисования необходимо опустить ладонь в краску и оставить отпечаток на листе бумаги и малыш с удовольствием повторяет все, что ему показывают.

Важным моментом является развитие тактильной чувствительности. Игры с массажными мячами с разной поверхностью, поглаживание расслабляет, и пальцы ребенка раскрываются, яркий цвет мяча привлекает внимание малыша.  Игры с мячом сопровождаются стихотворным текстом – игра становится эмоциональной и доставляет огромное удовольствие ребенку.

Для развития тактильной чувствительности используются различные игрушки. Эти игрушки разнообразны по структуре: жесткие, мягкие, пушистые, гладкие, шершавые, колючие, холодные.

Для нормализации тонуса мышц  используется техника самомассажа артикуляционного аппарата и пальчиков кистей рук. Дети раннего возраста с удовольствием повторяют за взрослым простые движения самомассажа. Выполнение движений лучше сопровождать классической музыкой, которая воздействует на эмоциональное состояние ребёнка, улучшает настроение, успокаивает.

Большое значение имеет работа по воспитанию общих речевых навыков, прежде всего диафрагмального  дыхания. Играя, учим ребёнка короткому спокойному вдоху через нос и плавному выдоху.  Для дыхательной гимнастики подойдут такие упражнения, как «Загони мяч в ворота», «Буря в стакане», «Мыльные пузыри», «Задуй свечу», используются различные самодельные ветровички, а также можно использовать речевые подражания: А-А-А (плачет девочка), У-У-У (гудит паровоз), И-И-И (ржет лошадь), О-О-О (рычит мишка) и т.п.

Продолжая работу над речевым дыханием, используем слияние гласных: АУ (кричат дети), УА (плачет малыш), ИА (кричит ослик). Затем переходим к работе над слогами, сначала отрабатываем открытые слоги-звукоподражания: ГА-ГА (кричат гуси), ТУ-ТУ (едет поезд), затем закрытые слоги: АМ-АМ, ТОП-ТОП, затем слоги со стечением согласных звуков: КВА-КВА. Подражание голосам животных: МЯУ, МУ, КВА, ПИ-ПИ. Подражание звукам, издаваемым транспортом и различными бытовыми предметами: БИ-БИ, ДИНЬ-ДИНЬ, ТУК-ТУК, ТИК-ТАК. Произнесение простых слов «дай», «на», «иди» и составление с ними коротких предложений.

Для развития артикуляционной моторики необходимо ежедневно выполнять артикуляционную гимнастику. Для артикуляционной гимнастики можно использовать различные несложные упражнения: «Улыбочка», «Заборчик», «Трубочка», «Лопаточка».

В процессе целенаправленной, систематической работы с ребенком, удается добиться положительной динамики в психическом и речевом развитии.

Список используемой литературы:

  1. Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития // Альманах института коррекционной педагогики PAO. – M., 2001 № 4
  2. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и    дошкольного возраста / под ред. Е. А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2005.
  3. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов/ Е.О.Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т.В.Ермолова, СЮ. Мещерякова. 2-е изд. испр. и доп.– СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005, – 144 с.
  4. Винарская.Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. – М.: Просвещение, 1987.

Приложение 1