Занятие по развитию грамматического строя речи у детей подготовительной группы "Грамматический эрудит-квартет"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания.
  • продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
  • совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
  • учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры.
  • развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу

Материал и оборудование: 6 конвертов, 6 предметных картинок, 6 муляжей фруктов и овощей, чудо мешочек с игрушками, 3 облака, 16 предметных картинок, словесные бусы, 3 предметные картинки, фланелеграф, картинка снега, картинки снежных слов, магнитная доска, символы передвижения, символы фруктов, гелевые шары, мультимедийное оборудование, презентация.

Ход турнира

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости, мы рады приветствовать вас на ежегодном турнире эрудит – квартетов по грамматике! Сегодня играют 2 команды. (Звучат позывные, входят команды) (Слайд 1)

Команда “Умные путешественники”

Капитан команды: Губина Екатерина

Ваш девиз. (Команда произносит девиз)

Садитесь за стол с жёлтыми флажками.

Следующая команда “Дружные ребята”.

Капитан команды: Симаков Дмитрий

Ваш девиз. (Звучит девиз)

Садитесь за стол с красными флажками.

Ведущий: Итак, мы начинаем. И для того чтобы узнать какая команда начнёт первой, я приглашаю сюда капитанов команд (выходят капитаны). В моём Чудо мешочке есть несколько предметов, достаньте по одному предмету каждый. Посчитайте, сколько в названии ваших предметов слогов. И у кого окажется больше слогов, та команда и начнёт игру.

(Проводится игра “Чудесный мешочек”)

(Слайд 2) Ведущий: Итак, первый раунд и (Слайд3) первое задание звучит так “Где спрятались овощи и фрукты?”. На моём фланелеграфе прикреплены конверты с изображением разных игрушек. А у вас лежат на столах различные овощи и фрукты. Я укажу на конверт с изображением игрушки. Вам нужно определить первый звук в названии игрушек и найти у себя такой овощ или фрукт, чтобы название его начиналось на этот же звук. (Слайд4)

За каждый правильный ответ вы получаете фишку. Понятно? Ну тогда начнём.

(Выполняется задание. Проводится подсчёт фишек).

Ведущий: Молодцы! А теперь отгадайте загадку (Слайд 5)

Всегда он в работе
Когда говорим, (Слайд6)
А отдыхает
Когда мы молчим (Слайд 7)

Правильно, язык. И теперь с помощью нашего языка мы разгадаем ребусы. Посмотрите на экран. Если вы правильно разгадаете ребус, перед вами сразу высветится ваш ответ. (Слайд 9,10,11,12)

(Выполняется задание. Выдаются фишки.)

Ведущий: Хорошо! У вас отлично получилось. А теперь я объявляю, второй раунд (Слайд13) первое задание (Слайд14) будет называться “Слоговые облака”. К нам сегодня утром приплыли облака, но не простые, а слоговые. (Слайд 15) Первое облако с одним слогом, второе с двумя слогами, а третье с тремя слогами. И из этих облаков пошёл словесный дождь. У вас на столах капельки от этого дождика с картинками. Узнать с какого облака каждая капелька вы сможете, подсчитав, из скольких слогов состоит название каждой картинки. Как только вы это определите, повесьте свою капельку соответствующему облаку. На выполнение этого задания вам будет дано всего 2 минуты. Будьте внимательны, вам могут попасться лишние картинки.

(В течение 2 минут команды выполняют задание. Обсуждается правильность выбора.)

Ведущий: (Слайд 16) Следующее задание этого раунда “Не разорви бусы”. (Слайд17) У меня на магнитной доске словесные бусы, в которых потеряны несколько звеньев. Звенья эти рассыпались у меня на столе и перепутались. Нам нужно подобрать подходящие для наших бус бусинки по следующему признаку. Слово на бусах должно начинаться на последний звук предыдущего слова – звена, а заканчиваться на первый звук следующего. За каждую правильно подобранную бусину вы получаете фишку в свою командную копилку.

(Выполняется задание. Подводятся итоги.)

Ведущий: Не пора ли немного размяться? И я объявляю музыкальную паузу (Слайд 18) Команды, встаньте в две колонны.

Уж, ты зоренька-зоря
Русы косы заплела
Кто же косы сосчитает
Играть вместе с нами станет.
Раз, два, три
Раз, два, три
Русы косы заплети.

Ведущий: Отдохнули немного? Присаживайтесь за столы, и мы продолжаем. Я объявляю третий раунд. (Слайд 19), и первое задание третьего (Слайд 20) раунда “Слова родственники”.

Дождик наш уже прошёл
Ясный день теперь пришёл

У меня на доске весит солнышко, в центре которого слово “снег”. (Слайд21) Сейчас вам нужно будет по очереди подходить к моему столу и подбирать “снежные” слова. Побеждает команда, которая не ошибётся в подборе этих слов.

(Выполняется задание. Подводятся итоги.)

Ведущий: Молодцы! У вас отлично получилось. Следующее задание (Слайд22) немного посложней. У вас на подносах картинки животных. У меня на подносе символы их передвижения. Ваша задача взять свою картинку, (Слайд 23) подойти к моему подносу и подобрать для неё символ передвижения. Ответ нам дать в виде предложения животное + что делает?

Ведущий: Молодцы! И с этим заданием вы справились отлично. Но впереди вас ждут самые сложные задания. И мы продолжаем. Я объявляю, четвёртый последний раунд,(Слайд24) который решит исход нашего грамматического эрудит -квартета. И первое задание (Слайд25) этого раунда звучит так “Фруктовый сад”. В этом задании мы будем собирать фрукты у меня на доске фрукты, (Слайд26,27) каждому из которых соответствует какой-то значок внизу доски комбинация из этих значков. Вам нужно, используя эти значки составить предложение про фрукты, начиная со слов: “ В магазине я купила…”

Побеждает та команда, которая в своём предложении не ошибётся в количестве каждого фрукта.

(Выполняется задание. Подводятся итоги.)

Ведущий: У вас отлично получилось. И преступаем к последнему заданию.(Слайд 28,29) Перед вами яблоня с яблоками. На яблоках словесные схемы, с которыми вы все знакомы. Это предмет, действие предмета, признак предмета и предлог. Сейчас вы по очереди будете подходить к яблоне срывать с неё яблоки и подбирать к схемам слова. Свои слова будете подбирать к слову яблоко.

(Выполняется задание. Подводятся итоги.)

Ведущий: Молодцы ребята! Все задания вы выполнили правильно. И по итогам нашего эрудит – квартета у нас получилась ничья. Победила дружба. (Слайд 30) И весёлый клоун дарит вам шары. Но посмотрите, он их нечаянно отпустил и они разлетелись. Надо их собрать и мы узнаем, что нам хочет пожелать клоун.

На шарах слоги. Каждый ребёнок берёт шар и они выстраиваются по порядку. Получается надпись

Же – ла - ю у – да - чи

Ведущий:

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Давайте-ка учиться
Желаю не лениться!