Сказка в произведениях русских художников. Заочная экскурсия на родину У.Бабкиной. Роспись сказочного Полкана

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Цель урока: расписать глиняную игрушку Полкана элементами и цветовой гаммой каргопольских игрушек.

Задачи урока:

  • Продолжить ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства - каргопольскими игрушками.
  • Развивать умение выполнять простейшие приёмы кистевой росписи в изображении сказочного Полкана.
  • Совершенствовать навыки согласования цвета и рисунка с формой украшаемой игрушки.
  • Побуждение интереса к декоративно-прикладному искусству, к историческому наследию родного северного края.

Оборудование: выставка каргопольских игрушек; презентация к уроку "Сказочный Полкан" (презентация); глиняные игрушки Полканов, сделанные учащимися на уроках технологии; гуашь, палитра, кисти, баночка под воду; клеёнки или подставки под игрушки; листы картона жёлтого, розового, синего, зелёного, белого, чёрного цветов; жетоны - "образ солнца".

Ход урока

I. Организационный момент (2 минуты).

а) приветствие друг другу (дети смотрят на соседа по парте и произносят слова, улыбаясь)

Привет, сосед,
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил!

- Улыбнулись друг другу. Повернулись к тому, кому вы хотите пожелать доброго утра - поприветствуйте его улыбкой.

б) проверка организации рабочего места (слайд 1)

II. Введение в тему урока (7 минут).

а) вступительное слово учителя

За холмами, за лесами,
За широкими полями,
Не на небе - на земле (слайд 2)
В Каргопольском крае деревне Гринёво
Жила-была Ульяна Ивановна Бабкина.( слайд 3)

б) инсценировка "Были про бабушку Ульяну" Г.Дурасова

(за автора - 1 или 2 человека, бабушка Ульяна - девочка, 2 мальчика - один за детей и один за художника)

Жила одна в избушке с маленькими оконцами и низким потолком.(слайд 4) Хозяйство у неё было небольшое: Петя-петушок, две курушки Пеструнюшки и четыре кота - Барчик, Брянчик, Кот Котофеюшко и Васька.

Ростом она маленькая, телом сухонькая, подвижная, глаза у неё весёлые-превесёлые.

Всю жизнь прожила бабушка Ульяна в этом домике и умерла совсем старой - было ей тогда 89 лет.(слайд 5)

Игрушки научилась она лепить у своего отца, когда была ещё девочкой. Летом отец пахал землю и растил хлеб, а зимой делал глиняную посуду, забавные куколки и свистульки для ребятишек.

Глиняные игрушки лепила Ульяна Ивановна всю свою жизнь.(слайд 6)

- Мои игрушки рассказывают о крестьянском труде, о весёлых деревенских праздниках, о людях северной земли.

И оттого шли к бабушке Ульяне за её добрыми игрушками и взрослые, и дети.

- А вот медведица: широко стоит, улыбается, поёт. Вот утушка звонкоголосая. Послушайте, как она играет переливчато.

Ульяна Ивановна вновь берёт в руки глину.

- Кого, бабушка лепить собираешься?

- Да Полкана-богатыря сделаю. В старину жил такой. Хлеб помогал людям растить, землю от врагов оберегать. Руки у Полкана будут сильные, грудь могучая. А на груди - солнышко. Ноги - что у коня - быстрые. А на них - золотые копыта.

Налепит бабушка Ульяна игрушек - поставит их в тёплое место сохнуть. А чтобы стали они крепкими, закалит в огне. И потом узоры наводит. Выставит на стол разноцветные краски, кисточку возьмёт, ею и разрисовывает.

- Коровушке спинку и ножки почерню, голову и брюшко забелю. И хвост белым сделаю, а круг него - алую полоску проведу. Губы коровушке толстые нарисую, чтобы травку щипала, рот большой, чтоб весело мычала, рожки синие, а на шее бубенчик - в лесу не потеряться! Вымечко у коровы полнёхонько, молочка много. Кто молоко любит - скоро и подрастёт.

Разрисует бабушка Ульяна свои игрушки всякими цветами, на стол выставит. А здесь - словно сказочное царство: на дереве уселись дивные птицы, под ним олень Золотые Рога разгуливает; рядом - коза-дереза, да не простая, а модница: надела на голову кокошник, нарядилась в сарафан, выхваляется: здесь и синий волк ходит, козу не обижает.( слайд 7)

- А волк, почему синий?

- Каким же его рисовать? Я по лесу иду, а он мне навстречу. "Поди-ко с дороги!" - шумлю ему. Он и убежал. Волк, знать, добрый был, я его нарядно и крашу. А тот волк - чёрный. Он овечку ухватил, на плечо закинул и потащил в лес. Я его прежде чёрным замарала да на спине звёзды навела: ночью ведь прибегал разбойник.

- Бабушка Ульяна, расскажи сказку.

- Скажу вам сказку
Про белого бычка,
Про Бере-зович-ка.

- О Петушке Золотом Гребешке расскажи.

- Ну что ж, слушай тогда сказку про Кота Котофеюшку, Петушка Золотого Гребешка и про хитрую Лисоньку.

К Ульяне Ивановне приезжали и художники, и учёные-искусствоведы из Москвы, Санкт-

Петербурга посмотреть на сказочный мир глиняных игрушек. Их очень интересовала одна из игрушек.

- Это кто, бабушка, кентавр этот? (слайд 8)

- Называется Полкан.

Так вот, оказывается разгадка кентавра - лубочный богатырь Полкан.

- Вы сами Полкана придумали?

- Отец мой так делал, и я делаю.

III. Постановка учебной задачи (1 минута).

- Как вы думаете, какой будет ваша учебная задача? (слайд 8) (ответы учащихся)

IV. Сообщение темы урока.

- На уроке познакомимся с историей богатыря Полкана. У нас будут работать четыре мастерские по росписи ваших сказочных Полканов. В конце урока выберем самую творческую мастерскую. Работаем по правилу: "Сам не плошай, но и другу помогай!"

V. Актуализация знаний учащихся (3 минуты).

Рассказ учителя о Полкане (слайд 9).

- Для каргопольской игрушки свойственны три темы: животные, люди и сказочные персонажи - русалки, домовые, полканы. Каждая фигура имела особый смысл. Полкана лепили на счастье.

- Что вы знаете о Полкане? (ответы учащихся)

Полкан - знак Солнца

Полкан, огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище-как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана-лучистое солнышко.

В те далёкие времена любого рослого мужика могли назвать Полканом. Для того чтобы земля дала обильный урожай, перед посевной выбирали в деревне "богатыря-Полкана", тормошили и "роняли" его на землю, пели обрядовые песни.

Таким же крепким, полным сил и здоровья выбирали и засевальщика. За день до посева он парился в бане, ведь потом мыться ему уже нельзя, иначе в колосьях будет "бель" - пустота.

Проснувшись, надевал на себя всё чистое, чтобы и всходы были чисты, скидывал штаны и в одной длинной, до колен, рубахе приступал к работе.

Полкан в каргопольской игрушке - это образ неодолимо могучего богатыря. Очень редко лепили Полкана удалым и молодцеватым, обычно он статный старый человек.

- Конь-Полкан был один из самых любимых образов известной игрушечницы Ульяны Бабкиной. Она его часто лепила из снега на потехе детворе.( слайд 10)

- Давайте и мы с вами попробуем из снега "слепить" Полкана, но только с помощью глаз.

Физкультминутка "Снежинки" на снятие напряжения с глаз ( 1 минута).( слайды 11,12)

VI. Работа над новым материалом (5 минут).

а) работа над цветовой гаммой

- Рассмотрите каргопольские игрушки. Назовите основные цвета, которые использовали мастера.( чёрный, белый, зелёный, синий, розовый, желтовато-оранжевый)( на доску на магниты прикрепляются цветные прямоугольники росписи каргопольских игрушек)

- Полкан - знак Солнца. Какие цвета ему присущи? (ответы детей)

- Жило в народе представление о солнце в виде красного юноши, оттого и в русских сказках всадник на белом или рыжем коне символизировал день и солнце. Бородатый Полкан с лучистым Солнцем на груди яркий образ Ярилы-бога Солнца.

Роспись Бабкиной (слайд 13) была довольна простая - кирпично-красным, чёрным и вяло-зелёным тонами. А когда Юрий Арбат, известный писатель о северном народном творчестве, послал Ульяне Ивановне краски, то игрушки её стали ярче, радостнее. Но пришлась по душе Бабкиной больше зелёная краска. В сочетании чёрной и белой( каргопольская цветовая традиция), а также с малиновой получилась новая гамма.

- Какие цвета вы будете использовать? (ответы учащихся)

б) работа над элементами орнамента

- Какие элементы орнамента каргопольских игрушек вы можете выделить? (ответы учащихся)( слайд 14)

- Элементы орнамента каргопольских игрушек просты:

  • круги, а внутри их пятна другого цвета или кресты;
  • гребёнки линий;
  • вертикальная черта, по бокам чёрточки вроде еловых веток с опущенными вниз концами;
  • гнёзда точек;
  • зигзаги.

- Каждый элемент узора имеет свой смысл, своё значение.

- Вспомните, что обозначают символы каргопольской игрушки.( Круги, кольца с крестом внутри - символ Солнца; дуги и скобки - символ Земли, пашни; точки и веточки - символы зерна и ростков; волнистые линии - вода.)

- Как вы думаете, почему эти символы особенно любили северные мастера?( На севере холодно, всегда ждут прихода весны, Солнца, тепла. Ждут когда снова можно, будет сеять и растить хлеб.)

Физкультминутка-игра на движение - "У оленя дом большой" (1 минута).

VII. Самостоятельная работа учащихся (20 минут).

- Приступайте к росписи ваших сказочных Полканов, используя элементы орнамента и цветовую гамму каргопольских игрушек. Постарайтесь работать так, чтобы на сердце у вас было тепло и радостно. (учащиеся расписывают свои глиняные игрушки Полкана гуашью)

(В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку.)

VIII. Итог урока (5 минут).

1.Выставка работ учащихся.

- Посовещавшись в группах, вы выберете самую лучшую работу на ваш взгляд, может у вас окажется две или больше замечательных работ.( дети выходят с лучшими работами перед классом)

- А теперь определим, чья или чьи работы наиболее выразительно передали черты и характер богатыря Полкана. (учащиеся определяют лучшие работы детей, которые вышли перед классом)

- Полкан - знак Солнца, поэтому лучшую мастерскую отметим знаком солнца. Проходя по классу, вы выбираете лучшую мастерскую и отдаёте ей своё "солнце". (Дети проходят по "мастерским" и отдают свой жетон лучшей группе на их взгляд) Поднимите руки, у кого на партах сияет "солнце". Посчитайте количество жетонов, и мы узнаем, у кого оно сияет ярче.

2. Обощение изученного материала.

- С творчеством, какого северного жителя Архангельской области вы познакомились?

- Что вам больше всего запомнилось из творчества Ульяны Ивановны Бабкиной?

- Что вы сможете рассказать о Полкане?

3. Рефлексия.

- Если вы довольны своей работой, поаплодируйте себе. (дети хлопают в ладоши)

- Если вы хотите выразить своё восхищение чьей-то работе, то поаплодируйте своему товарищу.

- Сейчас все поаплодируем себе за творческий подход к работе.

Литература

  1. Ю.Арбат "Светлый Север": Северо-Западное книжное издательство,1970.
  2. "Сказки бабушки Ульяны". Запись и обработка Геннадия Дурасова: Северо-Западное книжное издательство, 1980.

Дополнительный материал в интернете

  1. Каргопольская игрушка.
  2. www.Kargopol-toys.ru/KargToys/nfo.htmt
  3. История игрушек. Каргопольская глиняная игрушка.
  4. www.igruska.Kz/vip57/karigr.php

Приложение. Презентация к уроку "Сказочный Полкан".