Поисково-экспериментальная деятельность детей как средство познавательной мотивации ребенка-дошкольника: способы нанесения письма (текста) на бумагу

Разделы: Работа с дошкольниками


Ребенок-дошкольник уже сам по себе является исследователем, проявляя интерес к видам различного рода исследовательской деятельности, в частности, к экспериментированию. Проводя занятия этого цикла, мы ориентируемся не только на приобретение знаний, но и на развитие личности, усвоение ребенком способов познания, саморазвития. При проведении организованной деятельности используем следующие технологии: игровая, поисковая, проблемно-ориентированная, технология диалогового общения, здоровьесберегающая, компьютерная.

Задачи: выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы. Делать выводы, активизировать словарь детей. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации. Воспитывать чувство взаимопомощи.

Материалы к занятию: молоко, лимонный сок, вода, ватные палочки для нанесения надписей, бумага, настольная лампа, йодная настойка. Мультимедийная презентация "Как писали древние люди".

Ход занятия

Ребята, нам сегодня пришло письмо (показываю конверт), хотите узнать от кого (читаем).

"Добрые люди, к кому попадет это письмо! Помогите нам, пожалуйста! Мы жители страны "Почемучек" обращаемся к вам за помощью. Злой волшебник украл у нас все краски и чернила, мы не знаем чем их можно заменить. Не знаем, что нам теперь делать".

Ребята, хотите помочь жителям этой страны? А что мы можем для них сделать? (придумать, чем можно писать).

Что мы сейчас с вами будем делать? Давайте наметим план действий. Выслушиваю предположения детей (спросить у взрослых, посмотреть в энциклопедии, попробовать самим написать разными материалами). Хвалю детей за предложения.

Прежде чем продолжить наш разговор, я предлагаю вам посмотреть фильм "Чем писали древние люди". После просмотра - короткая беседа.

Какими были первые книги? (каменные, глиняные). Чем на них писали? (выбивали камнем, писали острыми палочками). Что такое папирус? Из чего его делали? Чем на нем писали? (кисточками, черной краской). Что такое пергамент? Из чего его делали? Удобны ли были книги из этих материалов? Почему? А почему в древние времена пользовались такими материалами? (потому что не было бумаги).

Ребята, сейчас мы с вами говорили о том, чем и на чем писали древние люди. А какие материалы для письма используют сейчас? Чем пишут? Дети отвечают, воспитатель заносит их ответы на лист бумаги. (фломастер, ручка, карандаш, краска, лак, уголь, помада). Предлагаю детям включить в этот список какие-нибудь необычные вещества - вода, молоко, лимонная кислота, газировка, сок. Все перечисленные предметы находились на столе (мне пришлось добавить помаду и лак для ногтей, так как это предложили дети).

Дети задавали друг другу вопросы: "Почему ты думаешь, что помадой можно написать?".

Ответы были такими: "Потому что видел, как писала мама", "Потому что она цветная, и как карандаш пишет, только мягкая и много ей не напишешь, спишется". Тут же взяв на столе названный материал, мы проверяли свои предположения (один ребенок писал фломастером, другой карандашом, третий краской и т.д.). Результаты занесли в таблицу.

Потом я предложила детям пройти на рабочие места, и попробовать написать молоком, лимонной кислотой, водой. Прежде чем приступить к работе, мы повторили правила поведения в лаборатории:

А) надеть специальную одежду (фартуки);

Б) внимательно слушать инструкции взрослого;

В) быть осторожными с различными жидкостями - не брать в рот, стараться не проливать на стол, одежду.

Рисунок №1. Наша лаборатория.

Ребята, как вы думаете, можно ли написать молоком, водой, лимонной кислотой, газировкой? (водой, лимонной кислотой - нет, потому что они бесцветные; молоком - может быть; газировкой - можно, она цветная). Прошу детей проверить свои предположения.

Рисунок №2. Можно ли написать молоком? А водой?

После того, как дети выполнили эти задания, спросила у них: "Как вы думаете, для чего я приготовила настольную лампу, и "волшебную жидкость?" Выслушиваю предположения детей: "Лампа - чтобы просушить бумагу, "волшебная жидкость" чтобы поволшебничать".

Вместе с детьми держим лист бумаги под лампой. Когда бумага нагрелась, увидели, что надпись сделанная молоком - проявилась.

Рисунок №3. Что же сейчас получится?

Попытались объяснить, почему это произошло - Данил предположил, что когда молоко сбегает на плитку, оно темнеет, наверное, лампа нагрела, и оно стало "видным". А надпись сделанная газировкой - осталась незаметной.

Спрашиваю детей: "Как мы будем "волшебничать?" Дети предложили "намазать" жидкостью (йодный раствор) лист бумаги. Мы увидели, что проявилась надпись, сделанная лимонной кислотой.

Все результаты мы занесли в таблицу, и сделали вывод, что писать можно не только обычными чернилами, ручками (пастой), но и необычными жидкостями, такими как молоко, лимонная кислота. Мы решили написать письмо в страну "Почемучек" молоком (тайное письмо), и написать письмо обычной ручкой, где объясним жителям, как можно прочитать наше тайное письмо.

Рисунок №4. Фиксируем результаты.

В заключение мы составили "паровозик настроения", который повезет наше письмо. Я предложила детям вагончики двух цветов - разноцветные, если занятие понравилось и черные - если не понравилось. Наш паровозик был разноцветным.