Первые годы - от рождения до поступления ребенка в школу - имеют важное значение в жизни человека. В этот период закладывается фундамент здоровья, начинают развиваться разнообразные способности, формируются нравственные качества, складываются черты характера. От того, как воспитывается ребенок в эти годы, во многом зависит его будущее, эффективность школьного обучения, последующее формирование личности.
Основой всестороннего развития ребенка в эти годы жизни является физическое воспитание. Нормально развивающийся ребенок постоянно стремится к движениям. Под влиянием движений улучшается деятельность сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляется опорно - двигательный аппарат, улучшается обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Через движения ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность, дисциплинированность, коллективизм. Накопление двигательного опыта, развитие силы, быстроты, ловкости, координации, выносливости и других способностей.
Растить детей здоровыми, сильными - задача каждого дошкольного учреждения. И в наш современный век актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также выполнении основных задач и требований к содержанию двигательной активности. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка, в самый ответственный период его жизни, необходима систематическая, каждодневная, целенаправленная спланированная работа в дошкольном образовательном учреждении.
На протяжении двадцати одного года я работаю инструктором по физической культуре в муниципальном дошкольном образовательном бюджетном учреждении "Детский сад №4 "Дюймовочка" комбинированного вида" по базисной программе развития ребенка - дошкольника "Истоки", в которой особое место занимает игра, общение со взрослыми, сверстниками, предметная, социо - игровая деятельность. Общий же мой педагогический стаж в детском саду - 31 год.
В результате своей деятельности, обратила внимание, что дети за последние годы отличаются низким уровнем ловкости и быстроты, а также низкой степенью сформированности двигательных навыков, низкой моторной обучаемостью, увеличилось количество детей с общим недоразвитием речи различной степени выраженности, то есть идет тенденция ухудшения здоровья детей.
Таким образом, назрела проблема поиска путей физического оздоровления детей, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым.
В рамках обозначенной проблемы определила цель моей деятельности:
- формирование основ здорового образа жизни детей, укрепление здоровья, развитие их двигательных способностей и улучшение их физической подготовленности.
Для достижения поставленной цели я определила следующие задачи:
- побуждать детей к сознательному отношению собственного здоровья, обеспечивать нормальное функционирование всех органов и систем организма;
- развивать физические качества через двигательную активность на занятиях по физической культуре;
- формировать у детей интерес и потребности в занятиях, физическими упражнениями;
- воспитание у детей и родителей потребности в здоровом образе жизни;
Для того чтобы решить поставленные задачи я прошла дистанционные курсы повышения квалификации по программе В.Г.Алямовской "Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении на базе Педагогического университета "Первое сентября" и Факультета педагогического образования МГУ им. Ломоносова. Тщательно изучила и проанализировала программно-методическое пособие "Развивающая педагогика оздоровления" (дошкольный возраст) В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров, "Двигательный игротреннинг для дошкольников" А.А.Потапчук, Т.С.Овчинникова, вооружилась необходимыми знаниями. Это позволило мне составить модель организации работы по формированию представлений и навыков здорового образа жизни, которую реализую через все виды двигательной деятельности детей в детском саду.
При разработке модели и ее реализации, я руководствовалась современными методическими рекомендациями к проблемам оздоровления и физического развития детей дошкольного возраста. Для систематизации образовательной работы в этом направлении мною был разработан координационный план по улучшению здоровья воспитанников, который включает в себя работу в ДОУ, взаимодействие с семьей привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни у детей.
Определила систему работы по физическому воспитанию, которая включает в себя: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, спортивные развлечения, занятия детей в группе "Здоровей-ка" (по формированию правильной осанки).
В своей работе руководствуюсь основными общедидактическими принципами обучения детей движениям:
- принцип развивающего обучения;
- принцип воспитывающего обучения;
- принцип сознательности;
- принцип систематичности;
- принцип наглядности;
- принцип доступности;
- принцип индивидуализации;
- принцип оздоровительной направленности.
Ежедневно во время утренней гимнастики провожу массаж стоп (ходьба по камушкам, резиновым коврикам), самомассаж ушных раковин и кистей рук. В холодное время года использую точечный массаж. Обязательно включаю несколько дыхательных упражнений. Эти методы оздоровления рекомендую воспитателям для проведения минуток здоровья и гимнастики после сна. В осеннее - весенний период при проведении гимнастики на свежем воздухе включаю бег на выносливость, что благотворно влияет на все системы организма. Во время бега возрастает кровоток в мелких сосудах сердца, мозга, почек, печени и других органов, повышается кислородная емкость крови. Бег позволяет снять накопившиеся отрицательные эмоции и израсходовать избыток адреналина, вследствие чего повышается устойчивость к психологическим нагрузкам, возрастает умственная работоспособность, развиваются творческие и физические способности ребенка.
Использую в своей работе разнообразные формы проведения занятий, как традиционные, так и нетрадиционные, чтобы избежать однообразия и развивать у детей физические способности.
Одна из нетрадиционных форм работы - занятия с фитболами. Разработанные методы и приемы обучения детей с большими гимнастическими мячами, действительно способствуют коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития, для достижения наиболее эффективных результатов в развитии и оздоровлении детей. Использование мячей на занятиях показали, что упражнения с мячами достигают максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия и переработки информации, развивают у детей ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а также вызывают эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия, благодаря сочетанию физических упражнений, фитбола, музыки, проговаривания стихов в ритм движений. Это позволило составить серию конспектов занятий с использованием фитболов в нетрадиционной форме, с применением наглядного моделирования (схемы, планы), для развития у детей не только физических качеств, но и умственных способностей.
Педагогическая компетентность и творческий подход позволяют мне проводить и другие виды занятий с детьми:
- предметно-образные с целью объединения разнообразных движений на одном снаряде или с целью развития интереса к данному снаряду;
- сюжетно-игровые, такие занятия сочетают в себе задачи и по спортивному ориентированию, и по развитию речи, где учу детей ставить перед собой цель и достигать ее, преодолевая различные проблемные ситуации;
- занятия на спортивных комплексах или тренажерах - развивают у детей моторную память, ловкость и самостоятельность в выполнении движений;
- занятия обычного типа (традиционная структура);
- в форме соревнований;
- занятия - тренировки по общей физической подготовке, введения в занятия приемов точечного массажа, релаксации;
- контрольные занятия - с целью определения уровня физической подготовленности, состояния здоровья каждого ребенка для осуществления индивидуального подхода.
Включаю в занятия мероприятия по здоровьесбережению (технологии сохранения и стимулирования здоровья, коррекционные технологии, технологии обучения здоровому образу жизни), что позволяет качественно решать задачи развития физически развитой, социально-активной, творческой личности. У большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта.
Исходя из опыта работы с детьми, я убедилась, что в каждом возрастном периоде, физкультурные занятия имеют разную направленность. Главное для самых маленьких - доставить им как можно больше удовольствия, учу их использовать все пространство зала и ориентироваться в нем, правильно работать с оборудованием, обучаю приемам элементарной страховки. В среднем дошкольном возрасте основное внимание при организации занятий направляю на развитие физических качеств, прежде всего выносливости и силы, которые станут основой качественной физической подготовки. В старшем возрасте, уделяю большое внимание физической подготовленности детей, основным считаю создание условий для реализации и раскрытия их двигательных способностей и воспитания самостоятельности.
Дети с большим удовольствием и без особого напряжения занимаются физкультурой. Движения, связанные с каким - либо образом или сюжетом, увлекают их, образ подталкивает к исполнению подражательных движений. Частая смена двигательной деятельности на занятиях с разной физической нагрузкой сосредотачивает внимание детей, дисциплинирует и снимает напряжение. Одновременно на занятиях формирую у воспитанников творческое воображение. Его развитию способствуют применяемые мною специальные игровые задания, выполняя которые преодолевается стереотип действия с каким-то предметом. При этом дети придумывают новые способы применения предметов.
Для развития силы включаю специальные силовые упражнения. Например, приподнимать и опускать верхнюю часть туловища, лежа на животе, опираясь на кисти рук, или лежа на спине. Кроме того, многие общеразвивающие упражнения использую для развития силы с учетом неоднократного его повторения до появления легкого утомления в мышцах, а также с применением предметов: эспандеры, гантели, и т.д.
Для развития гибкости включаю упражнения в растягивании мышц и связок, а также учу детей умению напрягать и расслаблять мышцы. Использую один из нетрадиционных методов оздоровления - гимнастику с элементами Хатха - йоги. Упражнения способствуют формированию правильной осанки, учат детей чувствовать свое тело во время движений, развивают гибкость и эластичность позвоночника, подвижность суставов. Гибкость развиваю в соответствии с развитием силы.
Для развития координации движений разработала комплексы упражнений с учетом нарастания сложности, разнообразия движений и ускорение темпа при выполнении упражнений. Кроме того, на первом этапе даю упражнения, в которых как бы изолированно тренируются руки, ноги, туловище, а затем постелено ввожу упражнения, объединяющие движения рук, ног, туловища. Дети любят заниматься ритмической гимнастикой, им нравится согласованность движений в ритм музыки, у большинства детей получается, и они получают от этого удовольствие.
Развитие ловкости непосредственно связано с совершенствованием координационных способностей, пространственных и временных ориентировок. На занятиях ввожу упражнения и задания, в которых есть быстрая смена позы; упражнения, требующие согласованных действий двух или нескольких детей, упражнения с предметами и т.д. В каждое занятие включаю работу с мячами разного диаметра, они развивают не только крупные и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, но также развивают и быстроту реакции. При ловле бросании мяча ребенок действует обеими руками, это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма.
Для развития координации движений разработала серию упражнений на степ - досках. Упражнения в степе просты, поэтому подходят для детей разного возраста. Занятия степ - аэробикой помогают укрепить сердечнососудистую систему и мышцы ног, а применив отягощение (гантели, мешочки с песком и т. п.) укрепляют мышцы плечевого пояса. В процессе выполнения этих упражнений усиливается приток богатой кислородом крови к задействованным мышцам, а музыка во время занятий степ - аэробикой помогает снять напряжение, у детей улучшается настроение, координация движений. (Прошла курс обучения по направлению "Классическая аэробика" и "Step - аэробика" базовый уровень.)
На протяжении четырнадцати лет провожу дополнительные занятия с детьми в группе "Здоровейка". Целью моей деятельности является формирование и закрепление навыка правильной осанки у детей. В этой группе занимаются те дети, у которых слабый мышечный корсет, сутулость - что в свою очередь приводит в дальнейшем к нарушению осанки. На занятиях дети выполняют специальные упражнения, которые помогают детям укрепить мышечный корсет туловища, то есть сформировать правильную осанку и выработать привычку - спину держать прямо. Благодаря систематической и целенаправленной работе по укреплению мышц туловища, к концу года дети этой группы улучшают свои показатели в силовых качествах, становятся увереннее, а значит цель - достигнута.
С интересом и с большим эмоциональным подъемом проходят спортивные развлечения, досуги, праздники, дни здоровья. В младших и средних группах развлечения провожу в сюжетной форме, где двигательные навыки закрепляются по ходу действия сюжета. В старшем возрасте больше использую соревновательный метод в виде эстафет. Запоминаются детям и совместные досуги: "Папа, мама, я - спортивная семья", "Зов джунглей", "Большие гонки", "Малые Олимпийские игры". Очень радует и усиливает волю к победе участие родителей в соревнованиях и присутствия болельщиков - мам, пап, бабушек, сестренок и братишек.
Решая задачи, сохранения и укрепления здоровья детей, развития их физических качеств, взаимодействую с педагогами и узкими специалистами детского сада. Стараюсь не только проинформировать о каких- либо новых нетрадиционных методах и формах в оздоровлении и физическом совершенствовании детей, но и научить этому, чтобы педагоги использовали их в своей работе. С этой целью были проведены серии консультаций и семинаров - практикумов. Для каждой возрастной группы разработаны памятки, где подробно излагается техника выполнения различных приемов самооздоровления на темы: "Методы повышения защитных сил организма", "Дыхательная гимнастика и самомассаж", "Гимнастика после сна" "Воспитание правильной осанки", "Минутки, берегущие здоровье".
Взаимодействую в тесном контакте с родителями, разработала цикл обучающих бесед и практикумов для родителей; совместных спортивных и культурно-досуговых праздников; психологических тренингов и встреч со специалистами (медицинскими работниками, учителями); выступаю на родительских собраниях как групповых, так и общих на темы: "Растить ребенка здоровым", "Развитие физических качеств детей дошкольного возраста" и др. Ежегодно организованы просмотры физкультурных занятий в рамках "Открытых дверей" в детском саду. Привлекаю родителей к активному участию в подготовке и проведении спортивных праздников, развлечений, соревнований.
В начале и в конце каждого учебного года на каждую группу мной составляются паспорта здоровья на каждого ребенка, в которые заносятся цифровые показатели, полученные в результате диагностики. Родители могут наглядно увидеть, насколько ребенок "вырос" в своих спортивных достижениях, то есть, насколько он стал дальше прыгать, быстрее бегать и т.д. в конце учебного года по сравнению с началом.
С родителями наиболее одаренных детей провожу беседы, для дальнейшего их сопровождения в области спорта. Многие дети поступили в спортивные секции и успешно там занимаются, получая призовые места.
Мой опыт работы был представлен на фестивале педагогических идей "Открытый урок" г.Москва, 2007-2008г.г., 2009-2010г.г.; на курсах повышения квалификации Педагогический университет "Первое сентября" г. Москва, 2008г; городских педагогических чтениях 2008г.; региональном семинаре - практикуме "Современные подходы к оздоровлению детей в ДОУ" г. Саяногорск, 2009г-2010г; городской научно-практической конференции "Образование и здоровье: проблемы, опыт, перспективы" 2009г.
По результатам диагностики можно сделать вывод, что благодаря сложившейся системе физкультурно - оздоровительной работы в детском саду дети к семи годам имеют:
- хорошую физическую и умственную работоспособность;
- знают основы здорового образа жизни;
- уверенно владеют "азбукой движений";
- обладают элементами техники всех видов жизненно важных движений, базовыми умениями и навыками в спортивных играх;
- умеют самостоятельно пользоваться приобретенными действиями в различных условиях;
- умеют поставить двигательную задачу, выбрав способы ее решения;
- проявляют волевые усилия: выдержку, настойчивость, решительность, смелость.
Анализ результатов диагностики свидетельствует о позитивной динамике уровня физической подготовленности детей.
Дошкольное детство время первоначального становления личности, формирования основ самосознания, развития способностей. Дальнейшей задачей своей работы считаю поиск инноваций и форм, направленных на формирование личности ребенка в сфере его физического развития на основе демократизации и гуманизации.