Урок-зачет. Проверка знаний, умений и навыков по разделам «Орфоэпия», «Орфография», «Словообразование», «Пунктуация»

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • проверить уровень подготовки обучающихся к тестовой работе;
  • совершенствовать навыки комплексной работы с текстом;
  • учить правильно и грамотно отвечать на вопросы;
  • создавать условия для самостоятельной работы в группах.

Оборудование:

  • таблица для оценки знаний;
  • четыре варианта печатных материалов к уроку по разделам (модули № 1,2,3,4,5,6)
  • карточки разных видов.

Структура урока:

  • организационный этап;
  • постановка целей;
  • работа с текстом (комплексный анализ);
  • всесторонняя проверка знаний по модулям;
  • подведение итогов урока;
  • оценка эмоционального состояния обучающихся на уроке.

Методы контроля учебной деятельности:

  • входящий (работа с текстом);
  • групповой, индивидуальный;
  • итоговый.

Ход урока

1. Организационный этап.

Объявление темы, целей урока, работа с эпиграфом.

Теория без практики мертва и бесплодна,
практика без теории невозможна.
Крылов.

В это же время объясняется, как будет оцениваться каждый вид работы, время выполнения каждого задания и баллы за всю выполненную работу, их перевод в оценки.

Каждое задание оценивается 5 баллами.

Время выполнения заданий:

№1 - 3 минуты

№2 - 5 минут

№3 - 5 минут

№4 - 5 минут

№6 - 5 минут

Баллы:

“5” - 26-30

“4” -20-25

“3” -15-20

“2” -0-15

(Если обучающийся успел выполнить задание раньше, можно выполнить занимательное задание дополнительно. Работу будут оценивать консультанты, учащиеся 11 класса)

2. Работа с текстом (текст высвечен с помощью мультимедийного проектора).

Вот солнце коснулось тихой воды у берега. Восходя всё выше оно, радостное, благословляет, греет оголённую, озябшую землю.

Я видел восход солнца в этом месте десятки раз, и всегда по – новому красивый.

Я как-то особенно люблю солнце, мне нравится само имя его, сладкие звуки имени, звон, скрытый в них.

Работа с текстом:

-прочитайте выразительно текст. Кто узнал автора текста и как называется произведение? (М.Горький “В людях”)

-докажите, что это текст.

-как его можно озаглавить?

-каково лексическое значение слова благословляет?

(благословляет: 1. Напутствует; 2. Воздаёт благодарность; 3. У религиозных людей: перекрестить (как бы передавая этим знаком пожелание удачи.)

-каков состав этого слова (произошло из греческого слова eu-благое, logein - говорить) Этимологически родственны ему по первому корню слова: благополучие, благоприятный, благодарный, благоухание)

3. Работа по проверке знаний, умений и навыков по разделам: “Орфоэпия”, “Орфография”, “Словообразование”, “Пунктуация”. (Все материалы розданы учащимся. После выполнения каждого задания каждая работа проверяется, результаты консультантами заносятся в таблицу, которая вывешена на доске. К каждому этапу урока подобран эпиграф, по которому обучающиеся узнают, по какому разделу русского языка будут даны задания. Для этого используется компьютерная презентация).

“Орфоэпия.”

“Необычайный язык наш есть ещё тайна.
В нём все тоны и оттенки”.
Н.В.Гоголь.

“Орфография.”

“Письмо придаёт прочность летучему слову,
побеждает пространство и время”.
Я.К.Грот

“Словообразование.”

“Слова рождаются вместе с мыслями,
Как счастливое вдохновение”.
Н.М.Карамзин

“Пунктуация.”

“Знаки ставятся по силе разума”.
М.В.Ломоносов

4. Работа в группах под руководством консультантов (устные ответы по данным темам)

5. Творческое задание. (реализованы ли цели урока). Обучающимся предлагается закончить фразы:

-Я научилась(ся)

-Я запомнила(л)

-Мне хочется сказать

-Теперь я

5. Итог урока, комментарий оценок.

6. Этап оценки эмоционального состояния учащихся на уроке (чтобы оценить собственное психологическое состояние на уроке, обучающиеся поднимают карточку того цвета, с утверждением которого они согласны)

- жёлтый - на уроке было интересно, поучительно,

- зелёный - было интересно, но не всё,

- синий - было скучно и тоскливо.

7. Домашнее задание: подготовиться к тестовой работе по разделам “Орфоэпия”, “Орфография”, “Словообразование”, “Пунктуация”.