Цели урока:
- проверить уровень подготовки обучающихся к тестовой работе;
- совершенствовать навыки комплексной работы с текстом;
- учить правильно и грамотно отвечать на вопросы;
- создавать условия для самостоятельной работы в группах.
Оборудование:
- таблица для оценки знаний;
- четыре варианта печатных материалов к уроку по разделам (модули № 1,2,3,4,5,6)
- карточки разных видов.
Структура урока:
- организационный этап;
- постановка целей;
- работа с текстом (комплексный анализ);
- всесторонняя проверка знаний по модулям;
- подведение итогов урока;
- оценка эмоционального состояния обучающихся на уроке.
Методы контроля учебной деятельности:
- входящий (работа с текстом);
- групповой, индивидуальный;
- итоговый.
Ход урока
1. Организационный этап.
Объявление темы, целей урока, работа с эпиграфом.
Теория без практики мертва и бесплодна,
практика без теории невозможна.
Крылов.
В это же время объясняется, как будет оцениваться каждый вид работы, время выполнения каждого задания и баллы за всю выполненную работу, их перевод в оценки.
Каждое задание оценивается 5 баллами.
Время выполнения заданий:
№1 - 3 минуты
№2 - 5 минут
№3 - 5 минут
№4 - 5 минут
№6 - 5 минут
Баллы:
“5” - 26-30
“4” -20-25
“3” -15-20
“2” -0-15
(Если обучающийся успел выполнить задание раньше, можно выполнить занимательное задание дополнительно. Работу будут оценивать консультанты, учащиеся 11 класса)
2. Работа с текстом (текст высвечен с помощью мультимедийного проектора).
Вот солнце коснулось тихой воды у берега. Восходя всё выше оно, радостное, благословляет, греет оголённую, озябшую землю.
Я видел восход солнца в этом месте десятки раз, и всегда по – новому красивый.
Я как-то особенно люблю солнце, мне нравится само имя его, сладкие звуки имени, звон, скрытый в них.
Работа с текстом:
-прочитайте выразительно текст. Кто узнал автора текста и как называется произведение? (М.Горький “В людях”)
-докажите, что это текст.
-как его можно озаглавить?
-каково лексическое значение слова благословляет?
(благословляет: 1. Напутствует; 2. Воздаёт благодарность; 3. У религиозных людей: перекрестить (как бы передавая этим знаком пожелание удачи.)
-каков состав этого слова (произошло из греческого слова eu-благое, logein - говорить) Этимологически родственны ему по первому корню слова: благополучие, благоприятный, благодарный, благоухание)
3. Работа по проверке знаний, умений и навыков по разделам: “Орфоэпия”, “Орфография”, “Словообразование”, “Пунктуация”. (Все материалы розданы учащимся. После выполнения каждого задания каждая работа проверяется, результаты консультантами заносятся в таблицу, которая вывешена на доске. К каждому этапу урока подобран эпиграф, по которому обучающиеся узнают, по какому разделу русского языка будут даны задания. Для этого используется компьютерная презентация).
“Орфоэпия.”
“Необычайный язык наш есть ещё тайна.
В нём все тоны и оттенки”.
Н.В.Гоголь.
“Орфография.”
“Письмо придаёт прочность летучему слову,
побеждает пространство и время”.
Я.К.Грот
“Словообразование.”
“Слова рождаются вместе с мыслями,
Как счастливое вдохновение”.
Н.М.Карамзин
“Пунктуация.”
“Знаки ставятся по силе разума”.
М.В.Ломоносов
4. Работа в группах под руководством консультантов (устные ответы по данным темам)
5. Творческое задание. (реализованы ли цели урока). Обучающимся предлагается закончить фразы:
-Я научилась(ся)
-Я запомнила(л)
-Мне хочется сказать
-Теперь я
5. Итог урока, комментарий оценок.
6. Этап оценки эмоционального состояния учащихся на уроке (чтобы оценить собственное психологическое состояние на уроке, обучающиеся поднимают карточку того цвета, с утверждением которого они согласны)
- жёлтый - на уроке было интересно, поучительно,
- зелёный - было интересно, но не всё,
- синий - было скучно и тоскливо.
7. Домашнее задание: подготовиться к тестовой работе по разделам “Орфоэпия”, “Орфография”, “Словообразование”, “Пунктуация”.