Роль учреждения дополнительного образования детей в допрофессиональной подготовке учащихся

Разделы: Внеклассная работа


В настоящее время наше общество нуждается в творческих профессионалах, полностью реализующих свои возможности и способности. Наряду с подготовкой специалистов для сфер общественного и материального производства должна стоять задача оказания помощи в выборе профессии. Ситуация на рынке труда, судьба государства и общества в целом будут во многом зависеть от того, насколько правильно в профессиональном плане сориентированы сегодняшние школьники, учащаяся молодежь. Поэтому сегодня формируются новые, существующие в условиях формирующегося рынка подходы к профориентационной работе, которые не ограничиваются поиском одной пригодной для человека профессии, а означают подбор определенных видов деятельности, позволяющих реализовать способности и стимулировать развитие личности. Это позволит подросткам разобраться в сложном мире профессий, создать психологическую установку на профессии и специальности, сочетающие личностные устремления и потребности экономики, поможет адаптироваться к новым профессиям или продуктивно использовать вынужденную безработицу для повышения конкурентоспособности на рынке труда.

Важнейшая задача образовательного учреждения - формирование полноценных граждан своей страны, а решение данной задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие дети, какую профессию они изберут, и где будут работать. Оптимистическая перспектива жизни, и, прежде всего реальная и привлекательная профессиональная перспектива, уберегает многих подростков от необдуманных шагов, способствует позитивному целостному становлению личности учащихся.

Концепция модернизации российского образования на период до 2013г. так определила социальные требования к системе российского образования:

“Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны”.

Эти требования подтверждает и Президент РФ Д.А. Медведев: “Сегодняшней России и ее будущей инновационной экономике, государственной службе, системе управления и социальных услуг – нужна и новая система формирования кадрового резерва, которая позволит привлечь в органы государственного управления… наиболее талантливых, творчески мыслящих и профессиональных людей…”.

Поэтому особую актуальность в деятельности учреждения дополнительного образования приобретает первичное профессиональное самоопределение подростков. Старшекласснику необходимо заранее готовиться к осознанному выбору профессии, сообразуясь с их возрастными особенностями. Необходимость профессионального выбора в этом возрасте обусловлена также и внутренними причинами – глубокой личной потребности каждого молодого человека найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечивающую достойное существование, прожить счастливую жизнь.

Таким образом, старшим подросткам в любом случае необходимо быть готовыми к профессиональному самоопределению. Но учащиеся этого возраста, как правило, еще не обладают достаточной личностной зрелостью для совершенствования выбора, имеющего решающее значение на всю его дальнейшую судьбу: не сформированы важнейшие личностные качества, плохо осознаются мотивы выбора, нет гражданской и нравственной платформы для профессионального самоопределения.

Роль объединения “Юридический класс” в профессиональном самоопределении учащихся.

Это и явилось приоритетом в деятельность объединения социально- педагогической направленности “Юридический класс”, цели которого:  формирование у учащихся потребности в самосознании, профессиональном и жизненном самоопределении, дальнейшей самореализации, выражающейся в планировании профессиональной перспективы и проектировании будущей профессиональной карьеры.

Программа позволяет решить следующие задачи:

Обучающие:

  • вооружение учащихся знаниями в изучаемой области, выработка у них практических навыков и умений.

Развивающие:

  • развитие интереса учащихся к дальнейшему изучению юриспруденции.

Воспитательные:

  • формирование у детей соответствующей социальной позиции, гражданственности и патриотизма.

Авторская комплексная образовательная программа “Юридический класс”, которая является победителем областного конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей в 2007г., предусматривает преподавание следующих дисциплин:

  • основы правовых знаний,
  • огневая подготовка,
  • основы криминалистики,
  • общая физическая подготовка и рукопашный бой,
  • основы кинологии;
  • психология общения,
  • этика и этикет,
  • основы безопасности.

Обучение подростков по данной программе позволяет им получить правовые знания, так необходимые каждому человеку; расширить знания в области профессиональной деятельности (юриспруденции), пользующихся наибольшим спросом на рынке труда.

Этому способствует изучение предметов “Основы правовых знаний” и “Основы криминалистики”.

Предмет “Огневая подготовка” представляет собой изучение предметов и правил стрельбы из пистолета, практические знания – стрельба в тире.

Занятия по предмету “Основы кинологии” направлены на формирование у обучающихся современных представлений о кинологии и собаководстве; об основных разделах кинологической науки.

Занятия по психологии предусматривают получение подростками системы знаний об особенностях и возможностях психологического самопознания и познания других людей, как развивать свои способности и совершенствовать характер, как управлять собой и воздействовать на взаимоотношение людей.

Задача этического курса – освоение учащимися ведущих понятий этики и этикета: искусство общения и культура поведения. Подростки получают не только знания о служебном и речевом этикете, их особенностях, но и умения вести беседу, разговаривать по телефону, спорить, встречать гостей и т.д.

Овладение нормами этической культуры и знаниями психологии общения пробуждает у школьников интерес к своей внутренней жизни, вызывает потребность к самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.

Занятия учащихся общей физической подготовкой и рукопашным боем не только укрепят их здоровье, но и научат приемам и технике рукопашного боя, сформируют у детей практические навыки здорового образа жизни.

Предмет “Основы безопасности” даст учащимся знания об окружающих опасностях, умения противостоять негативным воздействиям окружающей среды, познакомит учащихся с основными направлениями и методами обеспечения личной безопасности в деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Как классный руководитель юридического класса, провожу достаточную работу по профессиональной ориентации воспитанников – это комплекс, включающий в себя профессиональную информацию, определение интересов и склонностей воспитанника к конкретной деятельности и оказание помощи в выборе профессии.

Профориентационная работа включает в себя:

  • профинформацию;
  • профпросвещение;
  • изучение личности воспитанника;
  • педагогический результат.

Профинформация в объединении ведется, прежде всего, по основному профилю. Периодически знакомлю ребят со справочно-иллюстративным материалом, краткими характеристиками основных профессий, связанных с профилем объединения. Здесь же даю краткие характеристики, краткие сведения об условиях труда. Учащимся, заканчивающим школу, рекомендую учебные заведения, куда можно поступить для дальнейшего обучения и получения специальности. Постоянно рассказываю о выпускниках объединения, работающих в сфере юриспруденции.

Профпросвещение осуществляется в процессе самой работы объединения. Использую такие формы, как: беседы, практические занятия, встречи с интересными людьми, сотрудниками ОВД и выпускниками объединения, чья жизнь связана с юридической деятельностью, а также экскурсиями в учреждения юридической направленности. Задачу профпросвещения я вижу и в том, чтобы уметь ответить на вопрос воспитанников, соответствует ли профессия их ожиданиям, углубить их знания в юридической области, расширить представления о круге связанных с ней профессии.

Изучение личности воспитанников. Профпросвещение само по себе не решает многих задач профориентации, так как только одного знания о профессиях еще недостаточно, чтобы сделать вывод о пригодности к тому или иному виду деятельности. В решении этой проблемы мне помогает педагог-психолог ЦДТ, совместно с которым проводится изучение личности воспитанника. Оно проводится как в процессе обучения, так и в более свободной, непринужденной обстановке, позволяющей воспитаннику проявить свои склонности и способности.

Педагогический результат. Основным доказательством правильности работы объединения считаю отдаленные педагогические результаты: где и как сегодня учится и работает мой выпускник, чему его научили, и какие черты его характера сформировали занятия в объединении.

По результатам итоговой аттестации учащихся за последние 3 года, все учащиеся имеют достаточный уровень освоения образовательной программы. По завершению полного курса обучения учащимся, успешно освоившим образовательную программу, выдается свидетельство о дополнительном образовании. (Выпуск 2005-2007 гг. - выдано свидетельство 23 курсантам, выпуск 2007-2009гг.-10, выпуск 2009-2011г- 13).

Для эффективного личностного становления учащихся необходима психолого-педагогическая помощь. Предпрофильная подготовка и помощь воспитанникам в профессиональном самоопределении помогают подросткам преодолеть многие кризисы возрастного развития и эффективно формирует личность воспитанника.

Занятия в объединении:

  • оказывают позитивное влияние на целостное становление личности учащихся, а именно на формирование таких качеств и умений, как способность к самопознанию и самоизменению, независимость, доверие к себе, умение делать выбор и нести за него ответственность, целенаправленность, самокритичность, компетентность, коммуникабельность, самостоятельность, эмоциональная (поведенческая) гибкость, мобильность, сила воли;
  • предоставляют учащимся возможности для глубокого самопознания своего темперамента, интересов, способностей, склонностей, типа мышления, потребностей, ценностных ориентаций и т.п.;
  • помогают усвоению старшими подростками важнейших социальных ценностей (гражданских и нравственных).

Следовательно, психолого-педагогическое сопровождение и целенаправленная помощь воспитанникам в профессиональном самоопределении становятся главным механизмом становления их личности в целом, а также помогает удовлетворить актуальные потребности, возникновение которых обусловлено возрастным развитием подростков.

Воспитательная работа в объединении – основа развития личности воспитанника.

Субъектом воспитательного процесса в “Юридическом классе” является сообщество детей и взрослых. В объединении сложилась система воспитательной работы, цели и задачи которой:

  • подготовка учащихся к инициативной деятельности в сфере юриспруденции и правопорядка;
  • формирование базовой культуры человека, развитие тех сторон его личности, для которых существуют наиболее благоприятные субъективные условия и объективные возможности ЦДТ, семьи и окружающей социальной среды.

Основными принципами воспитательной работы в объединении являются:

  • соответствие целей и задач запросам и ожиданиям учащихся и их родителей. Осуществление цели связано с признанием педагогами приоритета интересов и потребностей воспитанников и их родителей по отношению к учебно-воспитательным целям и с поиском эффективных технологий реального включения в процесс целеполагания учащихся, родителей и сотрудников правоохранительных органов;
  • гуманизм и демократизация жизнедеятельности коллектива объединения. Защищенность, комфортность, природосообразность, сотрудничество - главные принципы организации жизнедеятельности коллектива класса;
  • интеграция воспитательно-образовательных усилий семьи, Центра детского творчества, СОШ №2 и Отдела внутренних дел. Это способствует росту целенаправленности, согласованности и эффективности влияния субъектов педагогического процесса на развитие личности воспитанника.

Как классный руководитель, придерживаюсь представления о взаимодействии личности с коллективом как о двухстороннем процессе: идентификация подростка с коллективом и обособление его в коллективе. Классный коллектив по отношению к личности подростка выполняет следующие функции:

  • образовательную,
  • воспитательную,
  • интегрирующую,
  • корректирующую,
  • компенсирующую,
  • защитную.

По данным диагностики воспитанников объединения, коллектив является ценностью. Результаты проведенного анкетирования позволяют сделать вывод, что психологическая атмосфера в коллективе удовлетворяет всех учащихся объединения “Юридический класс”. Отрадно отметить, что такие качества как увлеченность, результативность, занимательность, успешность, удовлетворенность имеют высокий балл оценки, что говорит о правильном выборе форм и методов обучения и воспитания преподавателями объединения, в коллективе создана благоприятная психологическая атмосфера, которая положительно сказывается на взаимоотношения между учащимися и преподавателями объединения.

Коллективизм напрямую связан с успешностью в учебной деятельности, умением подчинять свои личные интересы общегрупповым целям и требованиям. В силу специфики учебного процесса большую роль в коллективе объединения играют межличностные контакты, сформированные основами совместной деятельности, в необходимом объеме функционируют органы самоуправления. В каждом наборе учащихся на собрании выбирается староста, который является не только первым помощником классного руководителя, но и организатором жизнедеятельности коллектива.

Какие же личностные качества формируются у воспитанника “Юридического класса”?

Личностные качества учащихся, ориентированных на работу в правоохранительных органах:

  • Высокий уровень социализации личности (ответственность, честность, совестливость, принципиальность, обязательность, дисциплинированность);
  • Эмоциональная устойчивость личности (выносливость, высокая работоспособность, самоконтроль, лабильность, пластичность нервных процессов);
  • Коммуникативная компетентность (способность устанавливать и поддерживать контакты, понимать внутренний мир собеседника, умение слушать);
  • Познавательная активность (развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция, гибкое мышление, развитое воображение, интуиция).

Модель личности выпускника объединения “Юридический класс”

Ценностный потенциал:

Восприятие человеческой жизни как главной ценности;

Осмысление понятий - честь, долг, ответственность, профессиональная гордость, гражданственность;

Честность;

Целеустремленность;

Социальная активность.

Познавательный компонент:

Знания, умения и навыки, соответствующие образовательному стандарту дополнительного образования, требованиям, предъявляемыми договорами с Центром детского творчества;

Память;

Творческое мышление.

Творческий потенциал:

Профессиональные навыки в соответствии с личностными запросами и задачами, определёнными для объединения “Юридический класс”, навыков поискового мышления.

Коммуникативный потенциал:

Умение выполнять лидирующую роль в коллективе, адекватную складывающейся ситуации; умение устанавливать контакты, уважать иные вкусы, обычаи и положительные привычки.

Художественный потенциал:

Этическая и эстетическая культура.

В объединении с воспитанниками проводится воспитательная работа, организуются мероприятия различной направленности в соответствии с образовательной программой. В объединении сложились традиции:

  • праздник “Посвящение в курсанты” с принятием Кодекса Чести курсанта;
  • выпускной праздник курсантов, имеется собственная эмблема класса;

Часы общения по различной тематике, создание проекта “Моя будущая профессия”, др.

С целью выявления эффективности учебно-воспитательного процесса в объединении с учащимися проводится анкетирование по различным методикам:

  • “Психологическая атмосфера в коллективе”,
  • “САН”,
  • “Итоги работы за учебный год”, др.,

анализ которых показывает высокую эффективность учебно-воспитательного процесса в объединении и выполнение цели и задач, поставленных в образовательной программе.

Классным руководителем систематически проводится организационно-методическая работа с преподавателями объединения по реализации образовательной программы, формам и методам обучения детей (три преподавателя не имеют педагогического образования).

Проводится работа с родителями воспитанников: индивидуальные беседы об успехах и проблемах ребенка, психолого-педагогические консультации, родители - активные участники совместных массовых мероприятий. Классный руководитель принимает участие в работе классных родительских собраний в МОУ СОШ № 2 г. Томари, где информирует родителей о результатах работы объединения. Налажена связь с классными руководителями школы, где обучаются воспитанники “Юридического класса”.

Деятельность объединения осуществляется при широкой поддержки, взаимодействии и заинтересованности руководства отдела внутренних дел г. Томари, которые всегда скорректируют с классным руководителем расписание, не допуская срывов занятий с детьми. Администрацией ЦДТ заключен договор о совместной деятельности с отделом внутренних дел по Томаринскому городскому округу. Это позволяет осуществлять качественную систему профориентации воспитанников.

Многие выпускники объединения продолжают обучение в высших и средних специальных учебных заведениях юридической направленности:

  • 2005-2007 гг.- 23 выпускника - 12 поступили в ВУЗы и Сузы (8-ВУЗ, 4-ССУЗ);
  • 2007-2009 гг.- 10 выпускников (5- продолжают обучение в учебных заведениях юридической направленности);
  • 2009-2011 гг.-13 выпускников (3- продолжают обучение в учебных заведениях юридической направленности, 4 – планируют поступать в 2012г.).
  • В 2009 и 2010 гг. 5 выпускников “Юридического класса”, обучаясь в учебных заведениях юридической направленности, проходили практику в Отделе внутренних дел г. Томари и зарекомендовали себя с положительной стороны.

В этом учебном году в данном объединении обучается 15 учащихся, первый год обучения.

Заключение.

В завершении хочу отметить, что педагогам и преподавателям, работающим в объединении “Юридический класс”, удалось смоделировать реально функционирующую образовательную сеть, которая работает на конкретного человека – старшеклассника, решает такие задачи, как социализация личности, профессиональное и личностное самоопределение, подготовка молодого человека к практической жизни.

Мы понимаем, что не каждый ребенок, посещающий объединение, станет милиционером или юристом, но он сумеет овладеть необходимыми современными технологиями, приобретет опыт социальной адаптации в обществе. Поэтому, мы с уверенностью можем сказать, что в нашем Центре сложилась система профилизации образования. Потому что, создавая только экологически чистую, духовно-нравственную среду жизнетворчества детей и педагогов, эмоционально-психологический комфорт, можно разрешить все наболевшие проблемы нашей жизни. И совсем не обязательно, чтобы ребенок, однажды пришедший в наш центр, стал профессионалом, но очень важно, чтобы он чувствовал себя счастливым.