Этап подготовки к уроку
Для проведения урока должна быть оформлена доска: начерчена схема “Части гидросферы” и приготовлен плакат “Мировой круговорот воды” (задания к комбинированному опросу) (см. приложение). Создана презентация Power Point “Мировой океан и его части”, напечатан на плакате формата А3 список новых понятий к уроку, с эстетической целью был оформлен кабинет изображениями частей Мирового океана, отобран материл для работы с электронным приложением к учебнику.
Оборудование:
Физическая карта мира, изображения океанов, плакат с новыми понятиями, учебники, атласы, контурные карты, тетради-тренажеры, электронное приложение к учебнику, презентация ppt “Мировой океан и его части”, проектор, экран, компьютеры.
Цель урока: формирование представления о Мировом океане как непрерывном водном пространстве
Задачи урока:
Образовательные
- Сформировать понятия “океан”, “море”, “залив”, “пролив”, “канал”.
- Начать формирование знаний об особенностях Мирового океана и его частей;
- Сформировать представление о типах морей
Развивающие
- Продолжить развитие умений работать с картой
- Продолжить развитие умения работать с контурной картой
- Способствовать развитию интереса к географическим исследованиям
Воспитательные
- Продолжить воспитание любви к Родине
- Воспитание эстетического вкуса
Этапы урока
I. Организационный момент (1 мин.)
Учитель:
Здравствуйте, ребята. Проверьте своё рабочее место. Садитесь.
II. Целеполагание (2 мин.)
Учитель: (Слайд №1)
Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение гидросферы и рассмотрим Мировой океан и его части. А для начала проверим ваши знания.
III. Актуализация знаний учащихся. (6 мин.)
Комбинированный опрос.
2 учащихся заполняют на доске заранее приготовленные схемы: схему круговорота воды и части гидросферы.
С остальными учащимися класса проводится фронтальный опрос:
- В каких трех состояниях может быть вода? (в трёх: твердом, жидком и газообразном).
- Что нагревается быстрее: вода или суша?
- Быстро ли вода отдает тепло, остывает? Почему?
- Что такое гидросфера?
- Какова роль воды в жизни человека?
- Почему морскую воду называют “железной рудой”?
Приведите примеры каждого состояния.
IV. Изучение нового материала (20 мин)
Учитель:
Назовите самую большую часть гидросферы? (Мировой океан)
Около 71% поверхности Земли занято океанской водой. Что же называется Мировым океаном?
Мировой океан – всё непрерывное водное пространство Земли.
Площадь его около 361 млн. км2 . В Мировом океане выделяются части – океаны.
Какие океаны Вы знаете?
(Слайд №2)Прослушивание шума прибоя.
Дадим определение, что называется океаном.
Океан – обширный участок единого Мирового океана, отличающийся рельефом дна, особенностями движения вод, свойствами воды, растительным и животным миром.
Рассмотрим площади океанов (учебник с. 72)
Назовите самый большой и самый маленький по площади океаны?
Учитель: А теперь немного об истории названий океанов.
Тихий океан был назван португальским мореплавателем Ф. Магелланом
Из-за спокойной погоды, господствовавшей в течение 3х месяцев и 20 дней во время его плавания от Огненной Земли до Филиппинских островов.
Атлантический океан в 2 раза меньше Тихого.
Посмотрите на карту и скажите, отличаются ли Тихий и Атлантический океаны протяженностью с севера на юг? (протяженность примерно одинаковая).
Назван океан по имени Атланта – титана, державшего на своих плечах небесный свод.
А как вы думаете, почему Индийский океан имеет такое название?
Действительно, он называется так по своему географическому положению – омывает полуостров Индостан. На площади Индийского океана могли бы уместиться обе Америки и Африка.
А сейчас рассмотрим географическое положение Северного Ледовитого океана. Где он расположен?
Северный Ледовитый океан расположен на самом севере планеты. Впервые появился на картах в середине XVII века и назывался Гиперборейским (от. Борей – мифический Бог северного ветра, в переносном смысле Север и приставка “гипер” – сверх, крайний север).
И только в начале XIX века назвали этот океан Северным Ледовитым.
Задание:
Подписать на контурной карте названия всех океанов и выделить их границы. (Слайд №3)
Проверим задание.
Учитель: Я Вам предлагаю отгадать загадку:
Пляшут волны на просторе,
Берегов не видно в …
(море)
Что же такое море? Море – часть океана, прилегающая к материку вдающаяся в него.
Учитель: Найдем на карте Черное и Баренцево моря. В чем различие их географического положения по отношению к суше?
( учащиеся дают разные ответы, но, как правило, отвечают, что Черное море полностью окружено сушей, а Баренцево – частично).
(Слайд №4)
Баренцево море – море Северного Ледовитого океана, омывающее нашу страну Россию. Каждое море принадлежит к бассейну одного из океанов, например, Охотское море принадлежит бассейну Тихого океана, Аравийское море – бассейну Индийского океана.
Задание: подпишите на контурной карте названия морей.
(Слайд №5)
Проверим правильность выполнения задания.
(Слайд №6)
Рассмотрим, что называется заливом.
(Слайды №7,8)
Залив – часть моря или океана, глубоко вдающаяся в сушу.
Задание: подписать названия заливов.
(Слайд №9)
Проверим правильность выполнения задания.
(Слайд №10)
Пролив – узкое водное пространство, разделенное сушей и соединяющее соседние моря и океаны.
(Слайд №11)
Самый широкий пролив – пролив Дрейка.
(Слайд №12- 14)
Задание: Подписать на контурной карте названия проливов
(Слайд №15)
Проверим правильность выполнения задания.
(Слайд №16)
И последнее понятие, которое мы сегодня рассмотрим на уроке - это канал.
Канал - искусственный пролив, созданный людьми.
(Слайд №17)
Наиболее известные каналы - Панамский и Суэцкий.
А теперь рассмотрим свойства вод Мирового океана. Учащиеся читают пункт “Свойства вод Мирового океана” с. 73 учебника.
После прочтения текста параграфа учитель задает вопросы:
- Итак, о каких свойствах вод Мирового океана Вы узнали, прочитав текст параграфа?
- Что такое солёность и в чем она измеряется?
- Как изменяется температура вод с географической широтой? С глубиной?
- Какая вода содержит меньше кислорода – теплая или холодная?
- Почему в теплых тропических морях меньше морских живых организмов, чем в холодных умеренных?
V. Закрепление знаний (7 мин.)
Давайте проверим Ваши знания – ответим на вопросы (Слайд №18)
Выполнение заданий в тетради-тренажере с. 46 №3, с. 48 (№3).
VI. Проверка усвоения материала (5 мин.)
Итак, а теперь проверим, насколько вы усвоили сегодняшний урок. (каждый учащийся выполняет компьютерный тест из электронного приложения к учебнику).
VII. Итоги урока (2 мин.)
Сегодня на уроке мы с Вами рассмотрели Мировой океан как единое водное пространство, познакомились с новыми понятиями и отметили новые географические объекты на контурной карте.
VIII. Домашнее задание (2 мин.) (Слайд №19)
Учебник §23 - пересказ, работа с атласом с. 12-15, 26-28
Задание в тетради-тренажере с. 51 № 3-5, с. 52 №6, с. 57 №2, с. 58 №3
Спасибо за работу
Используемый УМК
- Учебник “География. Планета Земля. 6 класс”. Лобжанидзе А.А. / Под ред. Дронова В.П., Кондакова А.М. Москва, Просвещение, 2006 год.
- Тетрадь-тренажёр “География. Планета Земля. 6 класс”. А.А. Лобжанидзе. Москва, Просвещение, 2010 год.
- Иллюстрированный атлас “География. Планета Земля. 6 класс”. Л.Е. Савельева О.Г. Котляр, М.А. Григорьева. Москва, Просвещение, 2010 год.
- Контурные карты “География. Планета Земля. 6 класс”. О.Г. Котляр. Москва, Просвещение, 2010 год.
- Методические рекомендации. “География. Планета Земля. 6 класс”. О.А. Бахчиева, Л.С. Богомаз, Е.В. Николаенко. Москва, Просвещение, 2008 год.
- Электронное приложение к учебнику “География. Планета Земля. 6 класс”. Под редакцией В.П. Дронова, Москва, Просвещение, 2006 год.
Дополнительная литература
- Уроки географии с использованием информационных технологий 6-9 классы/ Методическое пособие с электронным приложением. Серия “Современная школа”. Издательство “Глобус”, 2010 год.