Обобщение знаний по теме: "Климат России". 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


Цели урока.

  1. Определить уровень усвоения учащимися основных понятий и терминов, главных особенностей климата России, климатообразующих факторов, понимания закономерностей распределения основных элементов климата.
  2. Определить уровень умения работать с климатической картой и диаграммой.
  3. Формировать умение навыков общения, осознание значимости группового опыта.

Оборудование: настенная карта “Климат России”, видеопроектор.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, закрепления умений.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация темы и постановка цели. Мотивация на деятельность.

На предыдущих уроках мы изучали тему “Климат России” и все основные вопросы по этой теме нами рассмотрены. Сегодня завершающий урок. Поставьте цель сегодняшнего урока. Учащиеся определяют цель урока (повторить, закрепить знания, выполнить зачетную работу).

3. Повторение и обобщение материала

Повторение основных понятий по теме в парах.

Назовите какие новые понятия по теме “Климат” рассмотрены в этом году?

На экране высвечиваются основные понятия по теме “Климат”. Учащиеся в парах, чередуясь друг с другом, проговаривают их. (Климат, погода, воздушная масса, ветер, муссон, суммарная радиация, атмосферный фронт, циклон, антициклон, испаряемость, коэффициент увлажнения, изотерма, климатический пояс, амплитуда температуры).

Если что-то не знают, могут заглянуть в тетрадь или учебник. 5 мин. Взаимооценка, оглашение результатов (поднимают руки у кого “5”, “4”, “3”, “2”)

Работа в группах. Работа с климатической картой и климатическими диаграммами. Решение проблемных задач. Перед выполнением работы на экране высвечивается климатическая диаграмма, проводится повторение приема ее описания. (Приложение 2)

Класс делится на 5 групп по 4 человека. Группы равные по силам, в составе каждой группы есть сильные и слабые ученики. Задания предполагают практическую работу с картой и диаграммой и “мозговой штурм” при решении проблемных задач. На обсуждение 7 мин, после этого- заслушивание ответов каждой группы. Сначала каждая группа отвечает на 1, 2 вопросы, причем учитель может спросить любого члена группы (ответы оцениваются, отметка объявляется в конце работы). При характеристике климата по климатической диаграмме аналогичная диаграмма высвечивается на экране. Работа рассчитана на 20 мин.

Задания группам

1 группа

  1. Вы оказались в Западной Сибири в г. Сургут. Определите климатический пояс и тип климата этой территории.
  2. Летом там устанавливается кУВМ. (Континентальная умеренная воздушная масса) Какую погоду она формирует?
  3. По климатической диаграмме определите тип климата. (Умеренно-континентальный)
  4. Какой тип погоды и почему устанавливается в Ижевске, когда зимой в школах отменяют уроки.

2 группа

  1. Определите для территории г. Якутска климатический пояс и тип климата.
  2. В зимний период на территории Якутии устанавливает господство кУВМ, какую погоду она принесет?
  3. По климатической диаграмме определите тип климата. (Муссонный)
  4. Владивосток лежит на одной широте с городом Сочи, а морозы там как в Архангельске, снег едва прикрывает землю. Чем это объяснить?

3 группа

  1. Вы оказались на берегу Черного моря в г. Сочи. Определите климатический пояс и тип климата этой территории.
  2. Летом туда приходит мТВМ. Какую погоду она формирует?
  3. По климатической диаграмме определите тип климата. (Резко-континентальный)
  4. Как вы объясните аномально жаркую погоду в Ижевске этим летом?

4 группа

  1. Вы собираетесь в Приморский край, во Владивосток. Определите климатический пояс и тип климата.
  2. В летний период на территории Приморского края господствует мУВМ, Какая погода там устанавливается?
  3. По климатической диаграмме определите тип климата. (Морской)
  4. В Ижевске мороз переносится легче, чем в Мурманске. Почему?

5 группа

  1. Определите климатический пояс и тип климата в Удмуртии.
  2. Зимой часто в Удмуртии проникает циклон с запада. Какую погоду он формирует?
  3. По климатической диаграмме определите тип климата. (Континентальный)
  4. Почему самые холодные зимы в России не на самом северном полуострове, а на северо-востоке в Оймяконе?

4. Контроль знаний. Проверочный тест на 2 варианта. Приложение 2 (7 мин.)

5. Итак, нами рассмотрен еще один компонент природы России. Что мы будем изучать на следующем уроке? Запишите домашнее задание: повторить основные понятия по теме “Реки”, крупнейшие речные системы мира.

Рефлексия: На столах у каждого ученика прикреплены листочки разного цвета (красный, голубой, желтый). На доске нарисовано солнце. Учитель просит при выходе из класса прикрепить на солнце листочек - красный, если материал усвоен полностью, желтый - понял, но не все, голубой - многое осталось непонятным.

Приложение 1