Здоровьесберегающие технологии в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа


 «…Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.»
Жак-Жан Руссо

(Слайд 1) 

Педагогический коллектив НОШ №12 «Гармония» на протяжении 15 лет работает по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, которая ставит своей целью всестороннее гармоничное развитие личности. Под общим развитием Л.В.Занков понимал «целостное развитие ребенка – его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья школьника.» Таким образом, 50 лет назад Леонид Владимирович предугадал основные направления в развитии образования третьего тысячелетия. Здоровьесбережение выступает на фоне пед.технологии Занкова в качестве условия, одной из задач достижения главной цели.

Здоровье – это нормальная (бесконфликтная, безопасная, счастливая) деятельность организма на биологическом, психологическом, социальном и духовном уровнях человеческой природы. (По В.Т. Лободину)

(Слайд 2)

Для учащихся – это формирование навыков Здорового образа жизни: (Слайд 3)

  • следовать укрепляющему здоровье жизненному режиму,
  • научиться рационально питаться
  • негативно относиться к вредным привычкам
  • уважать физическую культуру, заниматься спортом,
  • соблюдать советы гигиены, формировать ответственное гигиеническое поведение,
  • научиться управлять своими чувствами, жить в ладу с окружающими.

Для решения проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся и формирования у них навыков здорового образа жизни педколлективом разработана программа «Здоровье».

(Слайд 4)

Основные направления программы:

(Слайд 5)

  1. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса.
  2. Инструктивно-методическая работа с обучающимися, их родителями и учителями
  3. Мониторинговая деятельность учителя.
  4. Учебно-воспитательная работа.
  5. Оздоровительно-профилактическая работа.

Основные задачи программы «Здоровье»

(Слайд 6)

  • пропаганда здорового образа жизни,
  • внедрение современных методов мониторинга здоровья,
  • разработка системы мер, уменьшающих риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни;
  • привитие обучающимся ЗУН, необходимых для принятия разумных решений по сохранению и улучшению безопасной и здоровой среды обитания;
  • организация учебно-воспитательного процесса с учетом результатов медицинского обследования учащихся и требований СанПиН.

Одной из основных технологий здоровьесбережения является увеличение двигательной активности учащихся в УВП.

(Слайд 7) 

С целью увеличения двигательной активности и предотвращения гиподинамии у учащихся до начала уроков ежедневно в течение учебного года проводится утренняя гимнастика (продолжительностью 5-7 мин). Комплексы упражнений утренней гимнастики разрабатываются и меняются 1 раз в четверть. В осеннее-весенний период зарядка проводится на свежем воздухе под руководством учителя физ.воспитания . В зимний период зарядка проводится по классам подготовленными физоргами.

(Слайд 8)

В режим дня введены две большие перемены по 20 мин и динамический час для 1-4 классов, во время которого классные руководители организовывают подвижные игры с учащимися на свежем воздухе.

(Слайд 9)

В учебный план введен предмет двигательно-активного характера «Ритмика и бальные танцы» во 2-4 классах (по 1 недельному часу).

Рациональная организация урока – одна из основных здоровьесберегающих технологий в начальной школе:

(Слайд 10)

  • частая смена видов деятельности во время урока,
  • дифференцированный и индивидуальный подход к обучению
  • сюжетные, интеллектуальные, деловые игры
  • интеграция предмета и здоровьесбережения
  • сюжетные «минутки отдыха», «поэтические минутки»
  • приемы раскрепощенного развития и обучения:
    работа в парах, группах, командах;
    элементы обратной связи (хлопки, поднятие руки, сигнальные карточки)
  • педагогика сотрудничества
  • приемы самоуправления, само и взаимоконтроля
  • соизмерение сложности, объема домашнего задания с возможностями учеников.

Для анализа объема, характера домашних заданий разработала и применяю в своей работе:

  • памятки «Нормативы продолжительности учебных домашних заданий»,
  • мониторинговую таблицу «Хронометраж выполнения домашнего задания»,
  • памятку для родителей «Как помочь ребенку в подготовке домашнего задания».

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки. (Слайд 11)

По наблюдениям учителей нач. классов ф/м благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности детей, препятствуют нарастанию утомления, повышают настроение учащихся, снимают статические мышечные нагрузки. Продолжительность ф/м – 3-5 минут, время начала – при появлении первых признаков утомления (через 20-22 мин. после начала урока). С позиций здоровьесбережения польза от простого выполнения нескольких физ.упражнений или гимнастики для глаз минимальна, если не учитываются 3 условия:

  • состав ф/м должен зависеть от особенностей урока (какой предмет, в какой вид деятельности были включены учащиеся до этого, каково их состояние);
  • обязательным является эмоциональная составляющая ф/м,
  • учитель, проводящий ф/м, вырабатывает для класса 2-3 условных вербально-поведенческих знака, позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности.

Метод. объединением учителей нач. классов 1 раз в четверть организовывает обмен опытом по данному вопросу. Собранные ф/м систематизированы следующим образом: (Слайды 12-15)

  • сюжетные и ролевые физминутки
  • физминутки с использованием необходимого инвентаря (резиновые коврики, мячи, мешочки с солью)
  • специальные комплексы упражнений:
    упр. для снятия общего и локального утомления,
    гимнастика для глаз,
    упр. для кистей рук,
    упр. коррегирующие осанку,
    психогимнастика,
    дыхательная гимнастика.

Проведение нестандартных уроков (урок-путешествие, урок-суд, урок-ярмарка, Урок Здоровья), интегрированных уроков, экскурсий, встреч снижает напряженность, прямую зависимость усталости от времени урока. Урок- главное поле реализации здоровьесберегающих технологий и поверки педагогического мастерства. На уроке определены три группы задач, связанных с проблемой здоровья:

  • диагностические (проветрено ли помещение, достаточно ли света, не мешает шум …)
  • коррекционные (скорректировать позу ученика, изменить темп проведения урока, вовремя провести физминутку, дать творческое задание…)
  • формирующие – капля за каплей формирование здорового потенциала у детей.

Современный занковский урок – урок без принуждения. Атмосфера доверия, добрые уважительные отношения, комфортный психологический климат, демократический стиль общения – основные принципы здоровьесберегающего урока.

Для подготовки к урокам, их самоанализа с позиций здоровьесбережения рационально использовать «Схему-анализ здоровьесберегающего урока», «Бланк оценки здоровьесберегающего урока», «Анкету для оценки состояния хронического утомления учащихся», мониторинговые карты диспансерного наблюдения, физического развития учащихся.

Здоровьеобразовательные технологии – это качественная характеристика любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», это совокупность тех принципов, методов работы дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения. Учить нужно так, чтобы не наносить вреда здоровью ни ученику, ни учителю.

Презентация.