Предмет “Информатика и ИКТ” становится все более и более популярным как экзамен, сдаваемый по выбору в 11 классе. Это связано с растущим интересом к предмету, а также тем, что на многие специальности в ВУЗе необходимо представить сертификат ЕГЭ по этому предмету. К сожалению, перед учителями информатики при подготовке учащихся к ЕГЭ возникают объективные трудности:
- Недостаточно времени. В ряде школ информатику в старшем звене изучают, например, в объеме 1 урок в неделю, что явно мало. Да и при нагрузке в 2 часа в неделю сдать ЕГЭ на высокие баллы без правильно выстроенной стратегии подготовки сложно. В некоторых школах информатику изучают буквально с младшей школы, а в других с 8-9 класса.
- Несбалансированность программ обучения. Нет ни одной сквозной программы, например, с 5 до 11 класса, следуя строго по которой можно было подготовить к сдаче ЕГЭ на высокие баллы.
- Изменчивость содержания заданий ЕГЭ. Если сравнить даже демо-версии 2011 и 2012 гг, можно наблюдать значительное различие в сторону усложнения, изменение ассортимента и типов заданий. Можно предположить, что эта тенденция сохранится.
- Разрозненный и недостаточный характер дидактического материала. Когда написаны эти строки, идет 2011-2012 учебный год. Пока нет ни одного печатного издания, которое могло бы предложить качественную разнообразную дидактическую базу для подготовки к ЕГЭ. Выпущенные пособия “Информатика. ЕГЭ. 2012” содержанием почти полностью соответствуют экзамену 2011 года. Новые издания соответствующего содержания появятся на полках книжных магазинов, скорее всего, только весной 2012 г.
Все эти проблемы и противоречия определяют одну из задач учителя-предметника – оперативно откорректировать дидактическую составляющую и подготовить учащихся к достойной сдаче ЕГЭ.
Материал данной статьи призван поделиться опытом и предложить два варианта контрольной работы, которую можно прописать в качестве полугодовой в 10-11 классах. Контрольная составлена на основе содержания демонстрационного варианта ЕГЭ 2012 года и содержит задания, построенные на базе заданий демоверсии 2012 года. Часть заданий являются разработкой автора статьи, часть взята из диагностических и тренировочных работ МИОО.
Предполагается 25 заданий. Время – 1,5 астрономических часа. В зависимости от подготовленности и уровня класса возможны изменения как количества заданий, так и времени. Каждое задание считается равноценным.
Оценивание:
Кол-во ошибок | Оценка по 5 шкале |
0-2 | 5 |
3-4 | 4 |
5-6 | 3 |
Более 6 | 2 |
Данная контрольная была апробирована в МОУ “Лицей “10” г.Каменска-Уральского в 10 и 11 классах и доказала свою адекватность. Большинство учащихся уложились во временной норматив и получили оценки 5 или 4.
Рассмотрим характер заданий. Убраны задания части С и задания частей А и В, связанные с программированием, так как на эту тему предполагается отдельный контрольная работа.
Первое задание является одним из сложных. По условию, Робот движется в лабиринте, выполняя заданную программу. Необходимо найти количество точек по условиям. Как показали результаты ЕГЭ прошлых лет, с этим заданием справляется достаточно немного учащихся. На реальной контрольной необходимо было не только определить количество точек, но и перерисовать лабиринт и отметить эти точки. Особой понятийной трудностью было то, что при движении на препятствие Робот разбивается, а также то, что проверка условия в “Пока” осуществляется при каждом следующем шаге Робота. Процент правильного выполнения – всего около 80 процентов.
2, 3, 24 задания – стандартные на знание файловой системы. Практически все учащиеся легко справляются с ними. Однако следует заметить, что при выполнении задания 24 второго варианта многие учащиеся невнимательно читают вопрос. Если в первом варианте требуется указать полное имя файла, то во втором – каталога.
5, 6, 7, 18, 19, 22 задания, хотя и относятся к теме “Логика”, тоже показывают высокий процент правильного выполнения. Ошибки преимущественно вызваны невнимательностью. Наиболее трудным ежегодно является задание 18. Оно показало наибольший процент ошибок среди заданий этой темы.
Задания 4 и 13 при начальном подобии условий предполагают различные подходы к решению. Процент правильного выполнения высок. Ошибки часто возникали из-за вычислений, а также то, что при построении дерева в задании 13 некоторые учащиеся подсчитывают все различные числа на каждом шаге, а не различные из конечного множества.
Задания 8-12 также вызывают некоторые трудности у учащихся. Причем, если аналоги задания 8 существуют в различных дидактических материалах и повторялись уже несколько лет, то остальные оказались принципиально новыми. Задание 9 требует привлечения внимательности и элементарного здравого смысла, а уже задания 10-12 смекалки или опыта их выполнения, потому что существуют альтернативные способы решения, в том числе опирающееся на хорошее усвоение темы “Системы счисления”.
Задание 14-16 легко решаются с помощью кругов Эйлера, хотя и здесь тоже возможны вариативности решений.
Несмотря на то, что задние 17 считается трудным и отнесено к теории графов, большинство учащихся легко находят правильный ответ.
Задания 20-21 относятся к теме “Электронные таблицы”, причем задание 21 предполагает умение работать со смешанными ссылками.
Задание 25 тоже принадлежит к теории графов. В своем большинстве учащиеся справились с ним. Интересно, что те, кто прежде построил граф, не ошиблись, а те, кто пытался выполнять, руководствуясь табличным представлением информации, не всегда дали верный ответ.
В приложении приведены два варианта работы и матрица оценивания.