Цели: воспитывать любовь и бережное отношение к лесу, к родному краю; рассказать о роли леса в жизни человека; познакомить с памятными и заповедными местами Брянского леса; учить правилам поведения в лесу; раскрывать творческие способности учащихся. Предварительная подготовка: детям было дано задание, изобразить на рисунках или в поделках лес в разное время года.
Оборудование: выставка рисунков и поделок учащихся; презентация “Брянские леса – России краса!” (Приложение 1), репродукции картин, книги о лесе.
Форма проведения: устный журнал.
Ход мероприятия
Актуализация знаний. (Слайд 1)
Учитель: На свете существует огромное количество различных журналов: и детские и взрослые. (Демонстрируются различные журналы.) Что делают с журналами? Правильно, читают, рассматривают картинки. Мы будем рассматривать картинки, но читать журнал не будем. Прочитаем лишь его название. А всё остальное мы будем рассказывать. Поэтому он и называется “устный” журнал. Прочитайте название нашего журнала. Из названия журнала ясно, о чём пойдёт речь? Правильно, о лесе.
Кстати, старинное слово “сузем”, от которого произошло название нашего районного центра, означает – древние леса, дикие леса, чаща леса без следов деятельности человека. Ещё совсем недавно, сто – двести лет назад, дремучи и непроходимы были брянские леса. Лесная глушь с множеством дичи, грибов и ягод, чистые реки, старицы и озёра, богатые рыбой, красота и раздолье дикой природы и послужили причиной того, что населённый пункт назвали Суземка.
В нашем журнале 6 страничек, и готовили их вы сами. Давайте посмотрим, что получилось.
Ученик:
Дивный лес! Чудесный лес
От земли и до небес!
О нём читаем мы в былинах,
Часто видим на картинах.
Зимой, осенью, весною,
Лес, любуемся тобою,
И конечно летом красным.
Русский лес всегда прекрасный.
И недаром ведь поэты
Воспевали чудо это.
Ученик:
И, когда пришла война,
Послужил нам лес сполна
От врага в тяжёлый год
Он спасал родной народ.
Партизан кормил, поил,
Исцелял, давал им сил.
А теперь леса страдают,
Их нещадно вырубают,
Загрязняют, засоряют,
Возрождать не успевают.
Русский лес пора спасть!
Об этом должен каждый знать.
Зачем и как его беречь?
О том пойдёт сегодня речь.
Страница 1
Учитель: Первая страница нашего журнала рассказывает о красоте русских лесов в разное время года, воспетой художниками, фотографами и поэтами. (Слайд 2)
Ученик: Чудесное творение природы – лес! Без него невозможно представить себе Землю. Лес делает нашу душу богаче, тоньше, восприимчивей к прекрасному. Он дарит нам радость и восторг, покой и умиротворение, исцеляет наши души.
Учитель: Тема русского леса всегда была неиссякаема для многих художников и поэтов. Давайте посмотрим на репродукции картин, фотографии, послушаем стихи о лесе.
Красив и наряден русский лес осенью. Вглядитесь в эту красоту. Она никого не может оставить равнодушным. Давайте полюбуемся этим сказочным дворцом – осенним лесом и послушаем стихи. (Слайды 3-6)
Дети читают стихи об осени.
Учитель: И зимой наш лес прекрасен, как в сказке. В нём тихо и спокойно. Вспомните, как выглядит лес после снегопада? Картины заснеженного леса очень любили воспевать наши поэты. (Слайды 7-11)
Дети читают стихи о зиме.
Учитель: Ни с чем не сравнить красоту пробуждающегося от зимнего сна весеннего леса. (Слайды 12-17)
Дети читают стихи о весне.
Учитель: И конечно лето – самая любимая пора. Лес зелен и душист. Он так приветливо встречает нас в своих чертогах и так щедро делится с нами своими богатствами. (Слайды 18-21)
Дети читают стихи о лете.
Затем ребята разглядывают рисунки и поделки детей.
Учитель: Наш Суземский район расположен в лесной зоне. И если войти в наш лес, то можно увидеть всю эту красоту, полюбоваться ею в любое время года.
Ребята! Вы посмотрели и послушали первую страницу журнала. Скажите, достаточно ли будет будущим поколениям живописных картин, фотографий, стихов, чтобы иметь представление о красоте леса? Или мы всё же должны постараться сберечь наши леса, чтобы наши потомки могли сами убедиться в этом?
Делаем первый вывод: Лес нужно беречь за его красоту. (Слайд 22)
Страница 2
Учитель: Вторая страница нашего журнала посвящается обитателям леса. Мы будем разгадывать загадки. (Слайды 23-30)
1. На гору бегом, а с горы кувырком. (Заяц) 2.Жёлтая хозяюшка из лесу пришла, всех кур пересчитала и с собой унесла. (Лиса) 3.Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь) 4.Посередь деревьев кузнец куёт. (Дятел) 5. Днём спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова) 6.Не мышь, не птица в лесу резвится, на деревьях живёт и орешки грызёт. (Белка) 7. Возле дуба острым рылом деловито землю рыл он. Видно, жёлуди искал. Я пугать его не стал. (Кабан)
- А какие ещё животные и птицы живут в лесу?
Делаем второй вывод: Лес нужно беречь, потому что он является домом для множества зверей и птиц. (Слайд 31)
Страница 3
Учитель: Третья страница нашего журнала посвящается лесу – другу. Мы поговорим о той пользе, которую приносит лес человеку. (Слайды 32-36)
Ученик
Лес наш добрый, лес могучий,
Лес зелёный – друг наш лучший.
Ты поможешь дом построить,
Людям дашь тепло зимою.
Летом нам подаришь ягод –
Всем сластёнам хватит на год.
В зной пошлёшь ты полю тучи,
Лес зелёный – друг наш лучший.
Ученик: Жизнь без лесов была бы невозможна. Листья деревьев поглощают углекислый газ, который выдыхают люди и который в огромных количествах выбрасывают в атмосферу заводы, фабрики, автомобили, и в то же время вырабатывают кислород, необходимый для жизни человеку, животным, растениям. Общеизвестно, что без пищи человек может прожить больше месяца, без воды – 5 дней, а без кислорода – не более 3 мин.
Ученик: Из леса изготавливают множество необходимых вещей: карандаши, бумагу, спички, технический спирт, ткани, мебель. В лесах обитает множество ценных пород животных и верных друзей человека – птиц, помогающих уберечь от вредителей урожай на полях и в садах. Здесь растут грибы, ягоды, лекарственные травы. Без лесов высохли бы реки и озёра, леса помогают сохранить влагу на полях. Воздух в некоторых лесах обладает целебными свойствами, не случайно санатории и дома отдыха строят именно в лесных массивах.
Ученик: Очень велико водоохранное значение лесных массивов, особенно в период половодья, поскольку леса защищают берега рек и водоемов от разрушения. Корни деревьев связывают почву, а ветки, лежащие на поверхности, делают русло более извилистым, тем самым, замедляя скорость течения, предотвращая сползание грунта, его обрушивание, развитие оврагов.
Ученик:
Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нём, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
А уж, сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать – не сочтёшь!
Сердцу любо, коль знаешь, что за год
В сосняке разрослась молодёжь. (Вс. Рождественский)
Делаем третий вывод: Лес нужно беречь за то, что он даёт нам чистый воздух и щедро делится с нами своими богатствами. Сберечь лес – значит, обеспечить условия для жизни на Земле следующим поколениям людей. (Слайд 37)
Страница 4
Учитель: Четвёртая страница нашего журнала рассказывает о том, что в годы Великой Отечественной войны Брянские, а в том числе и наши Суземские леса стали базой для партизанского движения. А деревня Смелиж Суземского района стала столицей партизанского края, и здесь впервые был исполнен гимн брянских партизан – песня “Шумел сурово Брянский лес”, которая сегодня является визитной карточкой Брянской области. (Слайды 38-44)
Звучит песня “Шумел сурово Брянский лес” (Композитор С.Кац, поэт А.Софронов). (Приложение 2)
Учитель: На протяжении многих веков в самые тяжёлые времена лес помогал людям. Послушайте стихотворение поэта, нашего земляка Виктора Козырева “Брянский лес”.
Ученик:
Сияет лес былинно, нерушимо.
Могуч и тяжек медных сосен взлёт…
Князь Всеволод Трубчевскую дружину
Местами потаёнными ведёт.
А на дорогах снова неспокойно.
В огнях сигнальных древний крутояр.
Свистит в чащобе Соловей-разбойник,
Купцов из Рума грабит Кудеяр.
Ещё не скоро раны Русь залечит,
Ещё в росе коней монгольских след…
По-богатырски расправляет плечи
Русоволосый инок Пересвет.
Как щит, сверкает в тёмных елях солнце,
И тишина разорвана опять.
Встают засеки на пути литовцев,
И ляхи поворачивают вспять.
Монастыри мрачнеют позолотой,
Услышав стук весёлый топора.
То валят лес для молодого флота
Державные сподвижники Петра.
Побед нелёгких торжество изведав,
Как воин, лес своим величьем горд.
У ног его ржавеют ядра шведов
И траки танков гитлеровских орд.
Да на полянах розовеют росы
От партизанских сгаснувших костров…
Уходят в небо мачтовые сосны.
Листает ветер летопись веков.
Делаем четвёртый вывод: Мы должны беречь наш лес в память о тех героических днях. (Слайд 45)
Страница 5
Учитель: Пятая страница нашего журнала повествует о проблемах лесов. (Слайд 46-50)
Ученик: На территории нашей страны расположено почти двадцать пять процентов лесных массивов планеты. Но ежегодно в стране вырубается 1,2 миллионов гектаров лесных насаждений. Это четверть мировых запасов древесины, но используются они очень не рационально. Острая потребность в строительных материалах может привести к уничтожению огромных лесных площадей. На сегодняшний день Россия является мировым лидером по объемам и темпам вырубки лесов. А лесовосстановительные работы значительно отстают от рубки леса.
Сценка по отрывку из пьесы-сказки для кукольного театра Ю. Лодкина “Зелёный ёжик”.
Ученик: Лес так необходим нам! Почему же, войдя в него, мы так часто видим следы варварского отношения к лесу: без нужды срубленные деревья, сломанные ветки, свалки мусора. А сколько беды приносят лесные пожары?
Ученик:
Все так изранено в лесу,
Как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти
Ни ели, ни сосны.
Березу ножиком пырнул
Какой-то живоглот.
Мне кажется, из-под коры
Моя слеза течет.
От этой черствости людской
Болит душа моя.
Под искалеченным дубком
Не ветер стонет - я.
Вот муравейник подожжен
Кощунственной рукой.
Мне кажется, горит не он,
А дом пылает мой.
Земля в ожогах и рубцах,
Как в дни большой беды,
Хмельного ухарства следы,
Беспечности следы.
Ушли, обидев красоту,
Смутив лесной уют,
Не услыхав, что за спиной,
Все листья слезы льют. (П. Бровко)
Делаем пятый вывод: Вырубка лесов, лесные пожары, свалки мусора, браконьерство наносят огромный вред нашим лесам. (Слайд 51)
Страница 6
- Как же человек может помочь лесу? Об этом мы поговорим на заключительной странице нашего журнала. (Слайды 52-61)
Ученик: Чтобы ограничить неуёмную деятельность человека, повсеместно на территории страны создаются заповедные зоны. Все природные процессы в заповедных лесах протекают естественным путём, без вмешательства человека. Здесь разрешено только изучение природных комплексов и экологическое просвещение.
Учитель: Жемчужиной Суземского района является заповедник “Брянский лес”. Он основан на стыке Суземского и Трубчевского районов. Брянский лес издревле был местом известным, которое берегли. Он пережил много поколений людей, сохранив себя и своих обитателей почти нетронутыми. В 2001 году уже давно сформированный заповедник в Брянском лесу получил не только статус биосферного от ЮНЕСКО, но и статус основного участка, ядра резервата под названием “Неруссо-Деснянское Полесье”. Заповедник и сопредельные охраняемые территории дают спасительный приют многим редким животным и растениям. Планируются и ведутся работы по восстановлению численности европейского зубра, бурого медведя, русской выхухоли. В заповеднике находится в безопасности барсук, на заповедной речке Неруссе живут выдры, а многочисленные ручьи и заводи освоены бобрами. Здесь обитает 6 видов птиц, занесенных в Красную книгу.
Ученик: Много в заповеднике и растений, подлежащих охране. Кроме известного всем ландыша, брянский лес знаменит и своими редкими орхидными растениями. Например, венерин башмачок и любка двулистная. Это ночная фиалка. Опыляется ночными насекомыми и пахнет только ночью.
Учитель: Этим летом ученики нашей школы побывали в заповеднике с экскурсией и привезли много впечатлений. (Дети делятся воспоминаниями)
Учитель: А как мы можем помочь лесу и его обитателям? Каждый из нас может не навредить лесу, братьям нашим меньшим - птицам и животным. И каждый из нас может помочь ему: посадить дерево, подкормить птиц и других лесных обитателей. Но еще больше можно сделать, объединившись: можно посадить целую рощу или сад, можно заставить предприятия, наносящие ущерб природной среде и человеку, обеспечить выполнение экологического законодательства. Каждому из вас будет приятно через много лет сказать своему ребенку во время прогулки: “Эту рощу сажал и я”, или во время хорошего клева на рыбалке: “Это мы добились, что этот завод перестал сбрасывать в эту реку, отравленную химикатами воду, и здесь вновь появилась рыба”.
Надо сказать, что ребята нашей школы вносят свой вклад в восстановление лесов. Много лет подряд они помогают осенью работникам Суземского лесничества в посадке саженцев ели, сосны в лесах района. Кроме того, мы каждый год мастерим кормушки для птиц, заготавливаем корм.
Делаем шестой вывод: Каждый человек может принести лесу пользу. Самое простое – правильно себя вести в лесу. (Слайд 62)
Как мы можем не навредить лесу? Давайте вспомним правила поведения в лесу.
- В лесу веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не шуми!
- Не разжигай костёр!
- Не разоряй муравейники и птичьи гнёзда!
- Не ломай ветки, не рви цветы, не сбивай грибы!
- Не уноси домой животных, не мучай и не убивай их!
- Не оставляй после себя мусор!
- Помогай тем, кто заботится о лесе!
Ты - русский человек
И русские леса любить обязан,
Как Родину свою, как первый день весны.
Тогда и каждым будет сказан
Божественный завет лесной страны. (А. Бородулин)
Подведение итогов мероприятия.
- Понравился ли вам журнал? Что запомнили?
- Почему нужно беречь лес?
- Что мы можем для этого сделать?
Использованная литература
- Н. М. Истратова. “Когда окончены уроки”. БГПИ им. ак. И.Г.Петровского. 1991.
- “Муравейник”. Журнал. №9, 2000.
- “Русские народные загадки, пословицы, поговорки”. Составитель Круглов Ю.Г. М.: Просвещение, 1990.