Брянские леса – России краса!

Разделы: Внеклассная работа


Цели: воспитывать любовь и бережное отношение к лесу, к родному краю; рассказать о роли леса в жизни человека; познакомить с памятными и заповедными местами Брянского леса; учить правилам поведения в лесу; раскрывать творческие способности учащихся. Предварительная подготовка: детям было дано задание, изобразить на рисунках или в поделках лес в разное время года.

Оборудование: выставка рисунков и поделок учащихся; презентация “Брянские леса – России краса!” (Приложение 1), репродукции картин, книги о лесе.

Форма проведения: устный журнал.

Ход мероприятия

Актуализация знаний. (Слайд 1)

Учитель: На свете существует огромное количество различных журналов: и детские и взрослые. (Демонстрируются различные журналы.) Что делают с журналами? Правильно, читают, рассматривают картинки. Мы будем рассматривать картинки, но читать журнал не будем. Прочитаем лишь его название. А всё остальное мы будем рассказывать. Поэтому он и называется “устный” журнал. Прочитайте название нашего журнала. Из названия журнала ясно, о чём пойдёт речь? Правильно, о лесе.

Кстати, старинное слово “сузем”, от которого произошло название нашего районного центра, означает – древние леса, дикие леса, чаща леса без следов деятельности человека. Ещё совсем недавно, сто – двести лет назад, дремучи и непроходимы были брянские леса. Лесная глушь с множеством дичи, грибов и ягод, чистые реки, старицы и озёра, богатые рыбой, красота и раздолье дикой природы и послужили причиной того, что населённый пункт назвали Суземка.

В нашем журнале 6 страничек, и готовили их вы сами. Давайте посмотрим, что получилось.

Ученик:

Дивный лес! Чудесный лес
От земли и до небес!
О нём читаем мы в былинах,
Часто видим на картинах.
Зимой, осенью, весною,
Лес, любуемся тобою,
И конечно летом красным.
Русский лес всегда прекрасный.
И недаром ведь поэты
Воспевали чудо это.

Ученик:

И, когда пришла война,
Послужил нам лес сполна
От врага в тяжёлый год
Он спасал родной народ.
Партизан кормил, поил,
Исцелял, давал им сил.
А теперь леса страдают,
Их нещадно вырубают,
Загрязняют, засоряют,
Возрождать не успевают.
Русский лес пора спасть!
Об этом должен каждый знать.
Зачем и как его беречь?
О том пойдёт сегодня речь.

Страница 1

Учитель: Первая страница нашего журнала рассказывает о красоте русских лесов в разное время года, воспетой художниками, фотографами и поэтами. (Слайд 2)

Ученик: Чудесное творение природы – лес! Без него невозможно представить себе Землю. Лес делает нашу душу богаче, тоньше, восприимчивей к прекрасному. Он дарит нам радость и восторг, покой и умиротворение, исцеляет наши души.

Учитель: Тема русского леса всегда была неиссякаема для многих художников и поэтов. Давайте посмотрим на репродукции картин, фотографии, послушаем стихи о лесе.

Красив и наряден русский лес осенью. Вглядитесь в эту красоту. Она никого не может оставить равнодушным. Давайте полюбуемся этим сказочным дворцом – осенним лесом и послушаем стихи. (Слайды 3-6)

Дети читают стихи об осени.

Учитель: И зимой наш лес прекрасен, как в сказке. В нём тихо и спокойно. Вспомните, как выглядит лес после снегопада? Картины заснеженного леса очень любили воспевать наши поэты. (Слайды 7-11)

Дети читают стихи о зиме.

Учитель: Ни с чем не сравнить красоту пробуждающегося от зимнего сна весеннего леса. (Слайды 12-17)

Дети читают стихи о весне.

Учитель: И конечно лето – самая любимая пора. Лес зелен и душист. Он так приветливо встречает нас в своих чертогах и так щедро делится с нами своими богатствами. (Слайды 18-21)

Дети читают стихи о лете.

Затем ребята разглядывают рисунки и поделки детей.

Учитель: Наш Суземский район расположен в лесной зоне. И если войти в наш лес, то можно увидеть всю эту красоту, полюбоваться ею в любое время года.

Ребята! Вы посмотрели и послушали первую страницу журнала. Скажите, достаточно ли будет будущим поколениям живописных картин, фотографий, стихов, чтобы иметь представление о красоте леса? Или мы всё же должны постараться сберечь наши леса, чтобы наши потомки могли сами убедиться в этом?

Делаем первый вывод: Лес нужно беречь за его красоту. (Слайд 22)

Страница 2

Учитель: Вторая страница нашего журнала посвящается обитателям леса. Мы будем разгадывать загадки. (Слайды 23-30)

1. На гору бегом, а с горы кувырком. (Заяц) 2.Жёлтая хозяюшка из лесу пришла, всех кур пересчитала и с собой унесла. (Лиса) 3.Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь) 4.Посередь деревьев кузнец куёт. (Дятел) 5. Днём спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова) 6.Не мышь, не птица в лесу резвится, на деревьях живёт и орешки грызёт. (Белка) 7. Возле дуба острым рылом деловито землю рыл он. Видно, жёлуди искал. Я пугать его не стал. (Кабан)

- А какие ещё животные и птицы живут в лесу?

Делаем второй вывод: Лес нужно беречь, потому что он является домом для множества зверей и птиц. (Слайд 31)

Страница 3

Учитель: Третья страница нашего журнала посвящается лесу – другу. Мы поговорим о той пользе, которую приносит лес человеку. (Слайды 32-36)

Ученик

Лес наш добрый, лес могучий,
Лес зелёный – друг наш лучший.
Ты поможешь дом построить,
Людям дашь тепло зимою.
Летом нам подаришь ягод –
Всем сластёнам хватит на год.
В зной пошлёшь ты полю тучи,
Лес зелёный – друг наш лучший.

Ученик: Жизнь без лесов была бы невозможна. Листья деревьев поглощают углекислый газ, который выдыхают люди и который в огромных количествах выбрасывают в атмосферу заводы, фабрики, автомобили, и в то же время вырабатывают кислород, необходимый для жизни человеку, животным, растениям. Общеизвестно, что без пищи человек может прожить больше месяца, без воды – 5 дней, а без кислорода – не более 3 мин.

Ученик: Из леса изготавливают множество необходимых вещей: карандаши, бумагу, спички, технический спирт, ткани, мебель. В лесах обитает множество ценных пород животных и верных друзей человека – птиц, помогающих уберечь от вредителей урожай на полях и в садах. Здесь растут грибы, ягоды, лекарственные травы. Без лесов высохли бы реки и озёра, леса помогают сохранить влагу на полях. Воздух в некоторых лесах обладает целебными свойствами, не случайно санатории и дома отдыха строят именно в лесных массивах.

Ученик: Очень велико водоохранное значение лесных массивов, особенно в период половодья, поскольку леса защищают берега рек и водоемов от разрушения. Корни деревьев связывают почву, а ветки, лежащие на поверхности, делают русло более извилистым, тем самым, замедляя скорость течения, предотвращая сползание грунта, его обрушивание, развитие оврагов.

Ученик:

Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нём, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
А уж, сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать – не сочтёшь!
Сердцу любо, коль знаешь, что за год
В сосняке разрослась молодёжь. (Вс. Рождественский)

Делаем третий вывод: Лес нужно беречь за то, что он даёт нам чистый воздух и щедро делится с нами своими богатствами. Сберечь лес – значит, обеспечить условия для жизни на Земле следующим поколениям людей. (Слайд 37)

Страница 4

Учитель: Четвёртая страница нашего журнала рассказывает о том, что в годы Великой Отечественной войны Брянские, а в том числе и наши Суземские леса стали базой для партизанского движения. А деревня Смелиж Суземского района стала столицей партизанского края, и здесь впервые был исполнен гимн брянских партизан – песня “Шумел сурово Брянский лес”, которая сегодня является визитной карточкой Брянской области. (Слайды 38-44)

Звучит песня “Шумел сурово Брянский лес” (Композитор С.Кац, поэт А.Софронов). (Приложение 2)

Учитель: На протяжении многих веков в самые тяжёлые времена лес помогал людям. Послушайте стихотворение поэта, нашего земляка Виктора Козырева “Брянский лес”.

Ученик:

Сияет лес былинно, нерушимо.
Могуч и тяжек медных сосен взлёт…
Князь Всеволод Трубчевскую дружину
Местами потаёнными ведёт.
А на дорогах снова неспокойно.
В огнях сигнальных древний крутояр.
Свистит в чащобе Соловей-разбойник,
Купцов из Рума грабит Кудеяр.
Ещё не скоро раны Русь залечит,
Ещё в росе коней монгольских след…
По-богатырски расправляет плечи
Русоволосый инок Пересвет.
Как щит, сверкает в тёмных елях солнце,
И тишина разорвана опять.

Встают засеки на пути литовцев,
И ляхи поворачивают вспять.
Монастыри мрачнеют позолотой,
Услышав стук весёлый топора.
То валят лес для молодого флота
Державные сподвижники Петра.
Побед нелёгких торжество изведав,
Как воин, лес своим величьем горд.
У ног его ржавеют ядра шведов
И траки танков гитлеровских орд.
Да на полянах розовеют росы
От партизанских сгаснувших костров…
Уходят в небо мачтовые сосны.
Листает ветер летопись веков.

Делаем четвёртый вывод: Мы должны беречь наш лес в память о тех героических днях. (Слайд 45)

Страница 5

Учитель: Пятая страница нашего журнала повествует о проблемах лесов. (Слайд 46-50)

Ученик: На территории нашей страны расположено почти двадцать пять процентов лесных массивов планеты. Но ежегодно в стране вырубается 1,2 миллионов гектаров лесных насаждений. Это четверть мировых запасов древесины, но используются они очень не рационально. Острая потребность в строительных материалах может привести к уничтожению огромных лесных площадей. На сегодняшний день Россия является мировым лидером по объемам и темпам вырубки лесов. А лесовосстановительные работы значительно отстают от рубки леса.

Сценка по отрывку из пьесы-сказки для кукольного театра Ю. Лодкина “Зелёный ёжик”.

Ученик: Лес так необходим нам! Почему же, войдя в него, мы так часто видим следы варварского отношения к лесу: без нужды срубленные деревья, сломанные ветки, свалки мусора. А сколько беды приносят лесные пожары?

Ученик:

Все так изранено в лесу,
Как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти
Ни ели, ни сосны.
Березу ножиком пырнул
Какой-то живоглот.
Мне кажется, из-под коры
Моя слеза течет.
От этой черствости людской
Болит душа моя.
Под искалеченным дубком
Не ветер стонет - я.

Вот муравейник подожжен
Кощунственной рукой.
Мне кажется, горит не он,
А дом пылает мой.
Земля в ожогах и рубцах,
Как в дни большой беды,
Хмельного ухарства следы,
Беспечности следы.
Ушли, обидев красоту,
Смутив лесной уют,
Не услыхав, что за спиной,
Все листья слезы льют. (П. Бровко)

Делаем пятый вывод: Вырубка лесов, лесные пожары, свалки мусора, браконьерство наносят огромный вред нашим лесам. (Слайд 51)

Страница 6

- Как же человек может помочь лесу? Об этом мы поговорим на заключительной странице нашего журнала. (Слайды 52-61)

Ученик: Чтобы ограничить неуёмную деятельность человека, повсеместно на территории страны создаются заповедные зоны. Все природные процессы в заповедных лесах протекают естественным путём, без вмешательства человека. Здесь разрешено только изучение природных комплексов и экологическое просвещение.

Учитель: Жемчужиной Суземского района является заповедник “Брянский лес”. Он основан на стыке Суземского и Трубчевского районов. Брянский лес издревле был местом известным, которое берегли. Он пережил много поколений людей, сохранив себя и своих обитателей почти нетронутыми. В 2001 году уже давно сформированный заповедник в Брянском лесу получил не только статус биосферного от ЮНЕСКО, но и статус основного участка, ядра резервата под названием “Неруссо-Деснянское Полесье”. Заповедник и сопредельные охраняемые территории дают спасительный приют многим редким животным и растениям. Планируются и ведутся работы по восстановлению численности европейского зубра, бурого медведя, русской выхухоли. В заповеднике находится в безопасности барсук, на заповедной речке Неруссе живут выдры, а многочисленные ручьи и заводи освоены бобрами. Здесь обитает 6 видов птиц, занесенных в Красную книгу.

Ученик: Много в заповеднике и растений, подлежащих охране. Кроме известного всем ландыша, брянский лес знаменит и своими редкими орхидными растениями. Например, венерин башмачок и любка двулистная. Это ночная фиалка. Опыляется ночными насекомыми и пахнет только ночью.

Учитель: Этим летом ученики нашей школы побывали в заповеднике с экскурсией и привезли много впечатлений. (Дети делятся воспоминаниями)

Учитель: А как мы можем помочь лесу и его обитателям? Каждый из нас может не навредить лесу, братьям нашим меньшим - птицам и животным. И каждый из нас может помочь ему: посадить дерево, подкормить птиц и других лесных обитателей. Но еще больше можно сделать, объединившись: можно посадить целую рощу или сад, можно заставить предприятия, наносящие ущерб природной среде и человеку, обеспечить выполнение экологического законодательства. Каждому из вас будет приятно через много лет сказать своему ребенку во время прогулки: “Эту рощу сажал и я”, или во время хорошего клева на рыбалке: “Это мы добились, что этот завод перестал сбрасывать в эту реку, отравленную химикатами воду, и здесь вновь появилась рыба”.

Надо сказать, что ребята нашей школы вносят свой вклад в восстановление лесов. Много лет подряд они помогают осенью работникам Суземского лесничества в посадке саженцев ели, сосны в лесах района. Кроме того, мы каждый год мастерим кормушки для птиц, заготавливаем корм.

Делаем шестой вывод: Каждый человек может принести лесу пользу. Самое простое – правильно себя вести в лесу. (Слайд 62)

Как мы можем не навредить лесу? Давайте вспомним правила поведения в лесу.

  • В лесу веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не шуми!
  • Не разжигай костёр!
  • Не разоряй муравейники и птичьи гнёзда!
  • Не ломай ветки, не рви цветы, не сбивай грибы!
  • Не уноси домой животных, не мучай и не убивай их!
  • Не оставляй после себя мусор!
  • Помогай тем, кто заботится о лесе!

Ты - русский человек
И русские леса любить обязан, 
Как Родину свою, как первый день весны.
Тогда и каждым будет сказан
Божественный завет лесной страны. (А. Бородулин)

Подведение итогов мероприятия.

  1. Понравился ли вам журнал? Что запомнили?
  2. Почему нужно беречь лес?
  3. Что мы можем для этого сделать?

Использованная литература

  1. Н. М. Истратова. “Когда окончены уроки”. БГПИ им. ак. И.Г.Петровского. 1991.
  2. “Муравейник”. Журнал. №9, 2000.
  3. “Русские народные загадки, пословицы, поговорки”. Составитель Круглов Ю.Г. М.: Просвещение, 1990.