Программные задачи:
- развивать умение связно, последовательно и выразительно рассказывать рассказ, используя образные слова и выражения; расширять и обобщать имеющиеся у детей знания о временах года; уточнять и расширять словарь по теме "Весна";
- совершенствовать грамматический строй речи;
- совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений по картинам). Совершенствовать навыки рассматривания картины, формировать целостное представление об изображённом на ней;
- развивать диалогическую речь, речевой слух, зрительное восприятие, внимание, память, мышление;
- развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;
- воспитывать бережное внимательное отношение к природе;
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательность, инициативность.
Предварительная работа:
- чтение рассказа "Времена года" (из книги Т.Д. Нуждиной энциклопедия для детей "Чудо - всюду");
- рассматривание картин и иллюстраций с изображением времён года, погодных явлений;
- пересказ рассказов детьми, отгадывание загадок;
- разучивание стихотворений и пальчиковой гимнастики;
- экскурсия в лес;
- проведение дидактических игр "Какое время года?", "Узнай и назови";
- словесные игры.
Материал и оборудование:
- Декорации (дома, деревья, поляна), куклы детские, диван.
- Магнитофон, аудиозапись с голосами птиц.
- Картина "Ранняя весна".
- Схемы для составления рассказа.
- Зеркала, мяч, куб-настроение, волшебная палочка, картинки с изображением гномиков.
- Рабочие тетради "Здравствуй, мир".
- Сундучок для сюрпризного момента.
Список используемой литературы:
- А.В. Аджи "Конспекты интегрированных занятий в старшей группе детского сада".
- С.Н. Николаева "Методика экологического воспитания в детском саду", Москва "Просвещение". 2004 год.
- Н.В. Ёлкина "Учим детей наблюдать и рассказывать".
- Т.С. Швайко "Игры и игровые упражнения для развития речи дошкольников".
- А.А. Вахрушев "Здравствуй, мир". Методические рекомендации по ознакомлению с окружающим миром для дошкольников (Комплексная программа "Детский сад 2100"). Москва. Баласс, 2006 год.
- Н.В. Нищева "Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей ОНР-СПБ: Детство - Пресс, 2008 год.
- М.Ю. Картушина "Конспекты логоретмических занятий с детьми 6-7 лет" - М. ТЦ. Сфера, 2010 год.
- Журнал "Логопед" № 4 2010 год.
- Л.И. Смирнова "Логопедия в детском саду". М: "Мозаика - синтез", 2006 год.
Организационный момент.
Приветствие.
Доброе утро мы скажем друг другу,
С улыбкой посмотрим в глаза.
От этих улыбок глаза засияют,
И добрыми станут сердца.
Воспитатель:
Ребята, к нам сегодня пришли гости, чтобы посмотреть чему вы научились. Поздороваемся с гостями.
- Cегодня у нас необычное занятие. Мы совершим сказочное путешествие.
Воспитатель:
Жили-были три девчушки
Три весёлые подружки,
На луг утром выбегали
Весну с радостью встречали.
Воспитатель:
Однажды три подружки
Отправились гулять,
Хотят фиалок нежных
Для себя нарвать.
Воспитатель:
(дети идут по кругу под музыку).
В лесу такая прелесть. Такая красота.
Но девочки не знают, что к ним пришла беда:
Пока цветы нарвали
Тропинку потеряли.
Теперь вперёд идут.
Кричат, людей зовут.
Лишь эхо отвечает,
Их путает. Пугает.
Логопед.
Речевая игра с элементами психогимнастики.
- Ребята, предлагаю поиграть в игру "Эхо" (используются мнемотаблицы "настроение").
- Эхо. Я тебя зову!
- Ау, ау! - призывно.
- Ты уже поело?
- Ело, ело! - утвердительно.
- Хочешь булочку мою?
- Чью, чью? - вопросительно.
- Я тебе конфетку дам!
- Ам, ам! - радостно.
- Эхо, ближе подойди!
- Ты иди, ты иди! - спокойно.
- А вдруг там болото?
- То-то, то-то! - испуганно.
- Ладно, я потом приду!
- Жду, жду! - спокойно.
Воспитатель:
По дорожке долго шли.
К дому гномиков пришли.
Подружек гномы увидали,
Приглашать их в гости стали.
Воспитатель:
Девочки устали и радостно приняли приглашение. Гномики представились, их звали так же, как дни недели.
- предлагаю сесть на коврик, сказав волшебные слова "Вокруг себя повернись, в гномика ты превратись!"
1.
Среди дней любой недели
Первым будет понедельник.
2.
День второй за ним пошёл,
Это вторник к нам пришёл.
3.
Нам не деться никуда
Третий день всегда среда.
4.
Он четвёртый там и тут
Этот день четверг зовут.
5.
В череде рабочих дней
Пятый пятница теперь.
6.
Вся закончена работа
День шестой всегда суббота.
7.
День седьмой? Его мы знаем.
Воскресенье - отдыхаем.
Воспитатель:
Пока девочки отдыхали, гномики рассказали им о себе.
- Ребята, гном Понедельник очень вежливый и он просит вас вспомнить "волшебные слова", которые мы употребляем при общении со взрослыми и друг с другом.
- У него есть волшебная палочка, которую мы будем передавать друг другу и называть "волшебные слова" (здравствуйте, спасибо, извините, пожалуйста, до свидания, будьте здоровы, добрый день).
- Ребята, мы с вами вспомнили "волшебные слова", которые помогают нам при разговоре.
Воспитатель:
- Гномик Вторник был самым умным. Он читал много книг и любил наблюдать за явлениями природы. У него ест мячик, с которым мы поиграем в игру "Назови ласково".
Солнце - солнышко,
Трава - травушка,
Облако - облачко,
Цветок - цветочек,
Дождь - дождик,
День - денёчек,
Ручей - ручеёк.
- Молодцы, с заданием справились!
Логопед:
- Гномик Среда - маляр, он предлагает нам заняться ремонтом в его комнате.
(Артикуляционное упражнение "Маляр", "Заборчик", "Красим крышу").
Воспитатель. Составление рассказа по картине "ранняя весна".
- Ребята, а гномик Четверг приглашает нас на прогулку в парк, ему очень нравится гулять в парке с детьми. Гномик Четверг принёс нам картину. Посмотрите на неё.
- Какое время года изображено на картине? (Весна)
- Что делают дети? (дети гуляют)
- Посмотрите на девочку в красном пальто. Что она держит в руке? (мать-и-мачеху)
- Девочка сорвала несколько цветочков, чтобы принести их домой и поставить в вазу.
- А где девочка собирала цветы? (посмотрите внимательно на картину, на поляне)
- Девочка собирала мать-и-мачеху на проталинах, там, где снег уже растаял.
- А почему снег растаял? (солнышко стало пригревать).
- Да, солнышко светит ярко и греет, поэтому снег тает, появляются проталины и бегут ручьи.
- Ребята, а кого мы видим на берёзе? (на берёзе птицы)
- Правильно. Это грачи. Они совьют гнёзда и будут выводить птенцов.
- Что делает мальчик в полосатой шапочке? (он пускает кораблик в ручейке)
- А что делает мальчик, который стоит рядом с ним? (он смотрит на кораблик и улыбается - ему весело)
- Расскажите о девочке, которая сидит на скамеечке? (девочка держит петрушку).
Воспитатель:
- Ребята, сейчас я вам составлю рассказ по картине и нам помогут схемы.
Рассказ воспитателя.
Наступила весна. Солнышко светит ярко и пригревает. 2 снег начал таять и появились проталинки, побежали ручьи. 3. На проталинках цветёт мать-и-мачеха. 4. прилетели грачи и стали строить гнёзда. 5. дети вышли на прогулку. Одна девочка сорвала цветок мать-и-мачехи. Дома она поставит цветок в вазу. 6. мальчик пускает кораблик в ручейке. Его друг стоит рядом и улыбается, ему весело. 7. девочка в зелёном пальто сидит на скамейке с Петрушкой и рассказывает ему о весне. Детям интересно весной на прогулке.
Воспитатель:
- Вот такой интересный у нас получился рассказ. Теперь вы мне расскажете по цепочке рассказ, используя схемы-подсказки.
Воспитатель:
- А кто перескажет рассказ весь целиком?
- Молодцы! Наше путешествие продолжается.
Воспитатель:
- Гномик Пятница был весельчаком и сразу пригласил всех поиграть в игру "Веснянка"! (дети выходят на коврик)
Динамическая пауза (под музыку).
Солнышко, солнышко!
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей.
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.
- Гномик Суббота был отличным портным. Он для наших девочек сшил одежду.
- Покажите и назовите одежду, которую наденут девочки на прогулку весной?
- Обведите одежду, которую девочки наденут на прогулку.
- А гном Воскресенье был самым добрым и весёлым и решил сделать подарок для девочек - подарить им цветы.
- Ребята, назовите цветы, которые здесь изображены (дети называют).
- Обведите цветы, которые появляются первыми весной.
- Назовите, какие цветы вы обвели.
Молодцы! С заданием все справились.
Итог занятия:
- Дети, наше путешествие заканчивается.
- А теперь давайте вспомним, чем мы занимались сегодня.
- Что вам понравилось?
(играли в игру "Эхо", вспомнили дни недели, играли в волшебные слова, игра "Назови ласково", гимнастика для язычка, подвижная игра "Веснянка", составили рассказ по картине, работали в тетрадях).
Воспитатель:
- Молодцы! Вы все хорошо занимались!
- Гномы приготовили для вас сюрприз за ваше старание. (Солнышки)
- А теперь мы улыбнёмся,
Крепко за руки возьмёмся,
И вместе с гномами проводим девочек домой.
- И какие же слова, говорим мы уходя? (дети прощаются)