Базовый учебник: Литература. 5 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я. Коровина и др. - 9-е изд., перераб. - М: Просвещение, 2008.
Цель урока: познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Волк на псарне», проследить за отражением в ней исторических событий нашей страны.
Задачи:
- обучающие: систематизировать знания учащихся о баснях И.А. Крылова, обучить выразительному чтению, рассмотреть, как выражается патриотическая позиция автора;
- развивающие: развивать речь учащихся, формировать умение анализировать текст басни;
- воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, ответственность за свои поступки.
Тип урока: получение новых знаний.
Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийное оборудование.
Ход урока
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика | Время, мин. |
1. | Организационно-психологический этап | Приветствие, настрой на работу. Проверка готовности. | 1 | ||
2. | Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся | ЭОР №1 | Устный опрос, демонстрация слайда – Что такое басня? Откуда берёт свои истоки басенный жанр? – Как вы понимаете,что такое мораль,аллегория? |
Индивидуальные ответы на поставленные вопросы Читают текст со слайда, объясняют, как понимают мораль басни «Лебедь, Рак и Щука» |
4 |
3. | Активизация и закрепление знаний знакомых басен И.А. Крылова | ЭОР №2 | Демонстрация слайдов с заданиями теста | Работа с тестом (коллективная) | 3 |
4. | Изучение нового материала (постановка проблемы, целеполагание) | ЭОР № 3, 4, 5 | Представление нового материала. Демонстрация слайдов, постановка проблемного вопроса: – Что вам известно о тех людях, кто изображён на слайдах? – Почему эти портреты появились сегодня на уроке? Как они связаны с темой урока? Объявляется тема урока, цели |
Принимают участие в решении проблемных вопросов и в их обсуждении,высказывают предположения. Записывают тему урока в тетради. Совместно с учителем определяют цели урока. Рассказывают об И.А. Крылове. |
8 |
5. | Введение новых знаний в систему знаний. Беседа по выявлению восприятия произведения, выяснение глубины понимания басни | ЭОР №6 | Включение аудиозаписи. Аналитическая беседа с классом по содержанию басни. – Какие человеческие пороки высмеивает автор? Запись в тетрадь,какие черты в поведении героев (Ловчего, Волка) отметили? Обратиться к учебнику (стр. 49). Дополнить сведения учащихся о войне 1812 года, раскрыть роль Кутузова в победе над французами |
Восприятие нового материала. Прослушивание аудиозаписи. Коллективное обсуждение, анализ текста, работа в тетради. Чтение статьи в учебнике «У каждой басни Крылова своя история» |
15 |
6. | Практическая работа (исследование языка басни) | ЭОР №6 (используются фрагменты записи) |
Работа с учащимися по выявлению незнакомых слов в басне, их толкованию, выбор из текста крылатых выражений. Обучение выразительному чтению басни (обратить внимание на чтение басни И. Ильинским) |
Работа с текстом басни, с учебником. Выразительное чтение басни (по ролям, индивидуально) | 8 |
7. | Подведение итогов. Рефлексия. |
Подведение итогов Вернуться к вопросам,заданным в начале урока. – Теперь вы можете сказать,как эти портреты связаны с темой урока? – Кого автор называет Ловчим,а кого Волком? – Какие чувства пробудила в вас басня «Волк на псарне», о чём заставила задуматься? Вывод: оптимистично и победно звучит заключительная фраза басни, Крылов ничуть не сомневается в победе русского оружия. – Что нового узнали на уроке? Какие трудности испытали? |
Отвечают на вопросы,высказывают свои мысли о басне (гордость за русский народ,уважение к Кутузову, желание защищать страну). Анализируют свою деятельность на уроке | 5 | |
8. | Оценивание работы учащихся на уроке. | – Чья работа на уроке заслуживает похвалы? Комментирование отметок. |
|||
9. | Домашнее задание. | Объяснение домашнего задания 1) Выразительное чтение басни наизусть. 2) Проиллюстрировать эпизод из басни |
Запись домашнего задания в дневник | 1 |