План-конспект урока "Изображение исторических событий в басне И.А. Крылова "Волк на псарне"

Разделы: Литература


Базовый учебник: Литература. 5 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я. Коровина и др. - 9-е изд., перераб. - М: Просвещение, 2008.

Цель урока: познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Волк на псарне», проследить за отражением в ней исторических событий нашей страны.

Задачи:

  • обучающие: систематизировать знания учащихся о баснях И.А. Крылова, обучить выразительному чтению, рассмотреть, как выражается патриотическая позиция автора;
  • развивающие: развивать речь учащихся, формировать умение анализировать текст басни;
  • воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, ответственность за свои поступки.

Тип урока: получение новых знаний.

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийное оборудование.

Ход урока

Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика Время, мин.
1. Организационно-психологический этап   Приветствие, настрой на работу. Проверка готовности.   1
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся ЭОР №1 Устный опрос, демонстрация слайда
– Что такое басня? Откуда берёт свои истоки басенный жанр?
– Как вы понимаете,что такое мораль,аллегория?
Индивидуальные ответы на поставленные вопросы
Читают текст со слайда, объясняют, как понимают мораль басни «Лебедь, Рак и Щука»
4
3. Активизация и закрепление знаний знакомых басен И.А. Крылова ЭОР №2 Демонстрация слайдов с заданиями теста Работа с тестом (коллективная) 3
4. Изучение нового материала (постановка проблемы, целеполагание) ЭОР № 3, 4, 5 Представление нового материала. Демонстрация слайдов, постановка проблемного вопроса:
– Что вам известно о тех людях, кто изображён на слайдах?
– Почему эти портреты появились сегодня на уроке? Как они связаны с темой урока?
Объявляется тема урока, цели
Принимают участие в решении проблемных вопросов и в их обсуждении,высказывают предположения.
Записывают тему урока в тетради.
Совместно с учителем определяют цели урока.
Рассказывают об И.А. Крылове.
8
5. Введение новых знаний в систему знаний. Беседа по выявлению восприятия произведения, выяснение глубины понимания басни ЭОР №6 Включение аудиозаписи.
Аналитическая беседа с классом по содержанию басни.
– Какие человеческие пороки высмеивает автор?
Запись в тетрадь,какие черты в поведении героев (Ловчего, Волка) отметили? Обратиться к учебнику (стр. 49). Дополнить сведения учащихся о войне 1812 года, раскрыть роль Кутузова в победе над французами
Восприятие нового материала.
Прослушивание аудиозаписи. Коллективное обсуждение, анализ текста, работа в тетради.
Чтение статьи в учебнике
«У каждой басни Крылова своя история»
15
6. Практическая работа (исследование языка басни) ЭОР №6
(используются фрагменты записи)
Работа с учащимися по выявлению незнакомых слов в басне, их толкованию, выбор из текста крылатых выражений.
Обучение выразительному чтению басни (обратить внимание на чтение басни И. Ильинским)
Работа с текстом басни, с учебником. Выразительное чтение басни (по ролям, индивидуально) 8
7. Подведение итогов.
Рефлексия.
  Подведение итогов
Вернуться к вопросам,заданным в начале урока.
– Теперь вы можете сказать,как эти портреты связаны с темой урока?
– Кого автор называет Ловчим,а кого Волком?
– Какие чувства пробудила в вас басня «Волк на псарне», о чём заставила задуматься?
Вывод: оптимистично и победно звучит заключительная фраза басни, Крылов ничуть не сомневается в победе русского оружия.
– Что нового узнали на уроке? Какие трудности испытали?
Отвечают на вопросы,высказывают свои мысли о басне (гордость за русский народ,уважение к Кутузову, желание защищать страну). Анализируют свою деятельность на уроке 5
8. Оценивание работы учащихся на уроке.   – Чья работа на уроке заслуживает похвалы?
Комментирование отметок.
   
9. Домашнее задание.   Объяснение домашнего задания
1) Выразительное чтение басни наизусть.
2) Проиллюстрировать эпизод из басни
Запись домашнего задания в дневник 1

Приложение.