Использование занимательного материала на уроках математики.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изученному материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Дидактические игры дополняют традиционные формы обучения и воспитания школьников.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированны. Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности. Словом, дидактические игры заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания школьников. Приведу некоторые виды нестандартных уроков проводимых на уроках математики:
- Урок-игра.
- Урок-путешествие.
- Урок-соревнование.
Кроме нестандартных уроков провожу внеклассные мероприятия, например КВН: "Великая наука - математика".
Цели:
- повысить интерес к изучению математики;
- способствовать развитию логики мышления, пространственных представлений и воображений;
- учить делать самостоятельные выводы, преодолевать трудности и добиваться успехов.
Выбираются две команды по семь человек (капитан команды).
- "Бусинка" - будь умным, смекалистым и находчивым как Архимед.
- "Кот" - команда отличных товарищей.
- Жюри, болельщики.
Начинается с песни:
Мы начинаем КВН.
Для чего? Для кого?
Чтоб не осталось в стороне
Никого, никого.
Пусть не решить нам всех задач,
Не открыть теорем.
Но всем нам хочется удач
И удач без проблем.
Ведущий: Хотите узнать, что мы будем делать? Тогда отгадайте ребусы. (Раздаются командам карточки с ребусами.Отгадывают ребус, переворачивают лист, а там слово.)
Жюри оценивает.
1. Разминка для команд.
Ведущий: математика дружит со многими науками. Например, с литературой.
1 команде: когда Золушка должна была возвратиться с бала?
а) 10ч | в) 11ч |
б) 12ч | г) 1ч ночи. |
2 команде: сколько монет было у Буратино? | |
а)8 | в) 10 |
б) 1 | г) 5 |
1 команде: сколько раз летал Гвидон к царю Салтану? | |
а) 5 | в) 1 |
б) 3 | г) 4 |
2 команде: сколько существует нот? | |
а) 8 | в) 10 |
б) 7 | г) 5 |
1 команде: сколько часов в сутках? | |
а) 20ч | в) 42ч |
б) 24ч | г) 12ч |
2 команде: сколько месяцев в году? | |
а) 13 | в) 6 |
б) 10 | г) 12 |
1 команде: сколько было
спасателей в мультфильме "Чип и Дейл спешат на помощь?" |
|
а) 5 | в) 7 |
б) 4 | г) 6 |
2 команде: сколько дней в году? | |
а) 365 | в) 400 |
б) 360 | г)352. |
Жюри подводит итоги.
2. Математическая эстафета.
Ведущий: давайте вспомним табличные случаи умножения и деления. Эстафета "Кто быстрее забьёт гол?" Игроки по очереди решают примеры. Команда, которая решила первая все примеры срывает мяч.
Жюри проверяет и оценивает.
3. Конкурс капитанов.
"Хитрые задачки".
1 капитану: одно яйцо нужно варить 5 минут. Сколько времени потребуется, чтобы сварить 6 таких яиц?
2 капитану: тройка лошадей в час пробежала 24км. Сколько километров пробежала каждая лошадь?
1 капитану: крышка стола имеет четыре угла. Один из них отпилили. Сколько углов стало у крышки стола?
2 капитану: у какой фигуры нет ни начала, ни конца?
Жюри подводит итоги.
4. Разминка.
Рыбки весело плескались
В чистой голубой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Сколько точек в этом круге,
Столько раз поднимем руки.
Приседаем столько раз,
Сколько рыб здесь у нас!
Сколько чаек у нас?
Столько мы подпрыгнем раз!
5. "Полетаем на ракетах!"
Когда на Землю летит космонавт.
Глядят ему вслед
Миллионы ребят.
Чтоб в небо взлететь,
Нужно много знать,
И при этом вам поможет
Очень нужная наука
Ма-те-ма-ти-ка.
На доске 2 ракеты с примерами. Команда, которая быстрее решит примеры - побеждает.
96:16 45:15 12*7 13*6 99:99 77:77 57+26 82-62 80-54 60:5 52:4 34+49 16*3 17*5
Жюри подводит итоги.
6. Кроссворды.
Команды разгадывают кроссворды. Ведущий в это время читает задачи болельщикам.
- Сколько хвостов у 8 коров?
- Сколько рогов у 4 коров?
- Сколько ушей у 5 мышей?
- Сколько ног у 5 коров?
- Сколько хвостов у 40 ослов?
- Сколько шин у 15 машин?
Задача. В семье 5 сыновей. У каждого из них одна сестра. Сколько всего детей в семье? (6 детей)
Задача. Груша дороже яблока в 2 раза. Что дороже: 8 яблок или 4 груши?
(8 яблок и 4 груши стоят одинаково)
Жюри проверяет кроссворды.
7. Геометрический материал.
Ведущий: рассмотрите чертёж, перечислите все треугольники.
Жюри подводит итог. Вручает грамоты.
Знайте, друзья, что нам в жизни всегда
Пригодится
Точная наука
Ма-те-ма-ти-ка!