Урок гражданственности "Краеведческий калейдоскоп"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • Воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости за свою страну.
  • Пробудить интерес детей к изучению истории своего края, к обычаям и традициям, народным промыслам русского народа.
  • Расширить кругозор учащихся сведениями о народных ремёслах городецкой земли.
  • Показать значение Александра Невского для России.
  • Развивать коммуникативные действия учащихся.

Оборудование:

  • солнышко с лучами, на которых написаны названия населённых пунктов, где живут ученики;
  • жёлтый круг со словом Родина;
  • окно со створками, открыв которое можно увидеть портрет А. Невского;
  • кубик с цветными гранями (красного, синего и белого цвета);
  • кружочки зелёного и белого цвета;
  • фонограммы песен "С чего начинается Родина", "Моя Россия".
  • для второклассников голубки, ручки;
  • для четвероклассников - лист жёлтой или оранжевой бумаги, ножницы, ручка.
  • плакат, фотографии мест, связанных с именем Невского в Городце.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Определение темы и целей.

- Какая сегодня хорошая погода. На улице светит солнце. На доске у нас тоже солнышко. Чем оно необычно? Прочитайте слова на лучиках?

- Как вы думаете, что они обозначают?

Д: - Слова Фаладово, Ильинский, Воронино, Сельцо означают название сёл и деревень, где мы живём.

- Назовите одним словом место, где родился и вырос человек.

Д: - РОДИНА. ( В центр солнышка помещаю жёлтый круг с надписью РОДИНА).

- Подумайте, а что ещё может объединять эти слова.

Д: - Они находятся в Городецком районе.

- Спасибо, молодцы.

- Ребята, а вы когда-нибудь задумывались, с чего начинается Родина?

Д: - ::.

- Послушайте песню "С чего начинается Родина".

- Ребята- второклассники, как отвечает на вопрос автор песни? Он знает ответ точно?

Д: - Нет.

- И так Родина - это ::.

3. Создание эмоционального фона урока.

- С каким настроением мы будем сегодня работать на уроке, ответить на этот вопрос нам поможет сегодня слово РОДИНА.

Р - РАДОСТНОЕ,

О - ОТЛИЧНОЕ,

Д - ДОБРОДУШНОЕ,

И - ИГРИВОЕ, ИЗУМИТЕЛЬНОЕ,

Н - НЕОБЫКНОВЕННОЕ,

А - АКТИВНОЕ.

4. Организация игры.

- С чего начинается Родина?

А может она начинается с окошек горящих вдали, и с этой тропинки просёлочной, которой не видно конца?

- Мы отправляемся в путешествие по просёлочной дорожке, чтобы увидеть Городецкую землю. Но, где же тропинка? - спросите вы. Её пока нет, но она скоро появится. Вы создадите её сами, ответив на несколько вопросов. Волшебный кубик определит одну из трёх категорий вопросов.

<Приложение 2>

  • красная сторона - город Городец,
  • синяя - малая Родина,
  • белая - общая категория вопросов (пословицы и поговорки о родине; загадки о природе, быте, отдыхе, музыкальных инструментах России - Матушки)

Если правильно ответили на вопрос, то приклеиваем зелёный кружок, если неправильно или вообще не ответили - белый. Ну что начнём!

Дети 2,4 класса по очереди выходят, кидают кубик, выбрав категорию, отвечают на вопрос. При затруднении берёт помощь класса. Право следующего хода определяет предыдущий игрок.

- Тропинка готова! Умники! О чём нам говорит дорожка?

Д: - На тропке есть белые пятна, значит, мы не всё знаем о нашей Родине и есть то, что мы можем узнать о ней.

5. Физкультминутка + релаксация (По принципу снежного кома)

По тропинке мы идём (по коленям) 1, 2, 3, 4.
Не боимся ничего (пальчиком) нет-нет, нет-нет.
Выше ноги поднимаем
Через лужицы шагаем 1-2, 1-2.
Смело ветки раздвигаем,
Путь свой дальше продолжаем (локтями)
вжих-вжих, вжих-вжих.
А по кочкам мы вприпрыжку
Словно малые зайчишки прыг-скок, прыг-скок.

- Долго шли, устали, сядем, отдохнём, послушаем песню "Моя Россия".

6. Знакомство с Александром Невским.

- Открываем окно. Кого мы там видим?

Д: - Воина, богатыря, А. Невского.

- А. Невский "Не в силе Бог, а в правде". Это великий человек, имя России.

- Что вы можете рассказать об этом человеке.

Д: - :::

Четыре подготовленных ученика из 4 класса читают стихотворение "Александр Невский", написанное А. Беловым. <Приложение 1>

- Какие заслуги перед Отечеством были у А. Невского?

На доске появляется плакат

Фотографии мест, связанных с именем Невского в городе Городце: Фёдоровский монастырь, памятник А. Невскому на набережной, мемориальный камень - символ единства православной Руси.

7. Развитие коммуникативных навыков.

В конце урока я предлагаю вам продолжить фразу "Мы хотим пожелать всем :", написав своё пожелание 2 класс на голубках, 4 класс на вырезанной ладошке.

Дети работают, звучит продолжение песни "Моя Россия".

8. Рефлексия.

- Второклассники запускают голубков, прикрепив их к доске. Четвероклассники приклеивают ладошки в солнышко, увеличивая количество лучиков.