Цели:
- Воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости за свою страну.
- Пробудить интерес детей к изучению истории своего края, к обычаям и традициям, народным промыслам русского народа.
- Расширить кругозор учащихся сведениями о народных ремёслах городецкой земли.
- Показать значение Александра Невского для России.
- Развивать коммуникативные действия учащихся.
Оборудование:
- солнышко с лучами, на которых написаны названия населённых пунктов, где живут ученики;
- жёлтый круг со словом Родина;
- окно со створками, открыв которое можно увидеть портрет А. Невского;
- кубик с цветными гранями (красного, синего и белого цвета);
- кружочки зелёного и белого цвета;
- фонограммы песен "С чего начинается Родина", "Моя Россия".
- для второклассников голубки, ручки;
- для четвероклассников - лист жёлтой или оранжевой бумаги, ножницы, ручка.
- плакат, фотографии мест, связанных с именем Невского в Городце.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Определение темы и целей.
- Какая сегодня хорошая погода. На улице светит солнце. На доске у нас тоже солнышко. Чем оно необычно? Прочитайте слова на лучиках?
- Как вы думаете, что они обозначают?
Д: - Слова Фаладово, Ильинский, Воронино, Сельцо означают название сёл и деревень, где мы живём.
- Назовите одним словом место, где родился и вырос человек.
Д: - РОДИНА. ( В центр солнышка помещаю жёлтый круг с надписью РОДИНА).
- Подумайте, а что ещё может объединять эти слова.
Д: - Они находятся в Городецком районе.
- Спасибо, молодцы.
- Ребята, а вы когда-нибудь задумывались, с чего начинается Родина?
Д: - ::.
- Послушайте песню "С чего начинается Родина".
- Ребята- второклассники, как отвечает на вопрос автор песни? Он знает ответ точно?
Д: - Нет.
- И так Родина - это ::.
3. Создание эмоционального фона урока.
- С каким настроением мы будем сегодня работать на уроке, ответить на этот вопрос нам поможет сегодня слово РОДИНА.
Р - РАДОСТНОЕ,
О - ОТЛИЧНОЕ,
Д - ДОБРОДУШНОЕ,
И - ИГРИВОЕ, ИЗУМИТЕЛЬНОЕ,
Н - НЕОБЫКНОВЕННОЕ,
А - АКТИВНОЕ.
4. Организация игры.
- С чего начинается Родина?
А может она начинается с окошек горящих вдали, и с этой тропинки просёлочной, которой не видно конца?
- Мы отправляемся в путешествие по просёлочной дорожке, чтобы увидеть Городецкую землю. Но, где же тропинка? - спросите вы. Её пока нет, но она скоро появится. Вы создадите её сами, ответив на несколько вопросов. Волшебный кубик определит одну из трёх категорий вопросов.
- красная сторона - город Городец,
- синяя - малая Родина,
- белая - общая категория вопросов (пословицы и поговорки о родине; загадки о природе, быте, отдыхе, музыкальных инструментах России - Матушки)
Если правильно ответили на вопрос, то приклеиваем зелёный кружок, если неправильно или вообще не ответили - белый. Ну что начнём!
Дети 2,4 класса по очереди выходят, кидают кубик, выбрав категорию, отвечают на вопрос. При затруднении берёт помощь класса. Право следующего хода определяет предыдущий игрок.
- Тропинка готова! Умники! О чём нам говорит дорожка?
Д: - На тропке есть белые пятна, значит, мы не всё знаем о нашей Родине и есть то, что мы можем узнать о ней.
5. Физкультминутка + релаксация (По принципу снежного кома)
По тропинке мы идём (по коленям) 1, 2, 3, 4.
Не боимся ничего (пальчиком) нет-нет, нет-нет.
Выше ноги поднимаем
Через лужицы шагаем 1-2, 1-2.
Смело ветки раздвигаем,
Путь свой дальше продолжаем (локтями)
вжих-вжих, вжих-вжих.
А по кочкам мы вприпрыжку
Словно малые зайчишки прыг-скок, прыг-скок.
- Долго шли, устали, сядем, отдохнём, послушаем песню "Моя Россия".
6. Знакомство с Александром Невским.
- Открываем окно. Кого мы там видим?
Д: - Воина, богатыря, А. Невского.
- А. Невский "Не в силе Бог, а в правде". Это великий человек, имя России.
- Что вы можете рассказать об этом человеке.
Д: - :::
Четыре подготовленных ученика из 4 класса читают стихотворение "Александр Невский", написанное А. Беловым. <Приложение 1>
- Какие заслуги перед Отечеством были у А. Невского?
На доске появляется плакат
Фотографии мест, связанных с именем Невского в городе Городце: Фёдоровский монастырь, памятник А. Невскому на набережной, мемориальный камень - символ единства православной Руси.
7. Развитие коммуникативных навыков.
В конце урока я предлагаю вам продолжить фразу "Мы хотим пожелать всем :", написав своё пожелание 2 класс на голубках, 4 класс на вырезанной ладошке.
Дети работают, звучит продолжение песни "Моя Россия".
8. Рефлексия.
- Второклассники запускают голубков, прикрепив их к доске. Четвероклассники приклеивают ладошки в солнышко, увеличивая количество лучиков.