Цели урока:
- развитие интереса и уважения к истории и культуре;
- овладение учащимися основами размещения исторических событий во времени.
- установление временных отношений между фактами.
- Развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе исторического знания.
Оборудование: компьютерная поддержка.
Форма урока: урок формирования умений и навыков.
Методы обучения:
- наглядный
- практический.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Ознакомление с понятием – хронология.
- Ознакомление с понятием - дата.
- Ознакомление с «лентой времени».
- Решение задач.
- Домашнее задание.
Мы продолжаем познавать новое в истории – как науке. О ней мы говорили на прошлом уроке. Познакомились с богиней истории - Клио. Сегодня мы с вами будем измерять время. Как его измерять? Чем его измеряют? Вот такие цели мы себе поставим на этот урок. И помогут нам в этом помощники Клио.
Для измерения времени мы приглашаем госпожу Хронологию. (Слайд) Это слово латинское и переводится, как «наука о времени». Потому что, «хронос» переводится как время, а «логос» - наука и получается наука о времени.
Необходимость в этом появилась, когда люди уже много совершили дел, когда много произошло событий, и для того, чтобы не перепутать чего-либо они установили последовательность событий, т, е. хронологию.
Посмотрите на слайд. Что будет, если мы перепутаем события на этих картинках, перепутаем их во времени. Получится историческая и хронологическая неправда.
Вот, например, вспомните. У вас спрашивают: «Кто родился раньше: вы или ваш одноклассник?» - вы начинаете вспоминать даты рождения и свой и друга. А затем, представляете себе, кто родился раньше, ставя числа, друг за другом. И только потом вы смело можете ответить. Для этого вы использовали слово - дата. (Слайд)
А что это такое?
Историки, изучая события прошлого, всегда отмечают, когда они произошли. Обозначение года, месяца, числа произошедшего события называют датой.
Дата ставится в конце письма. На уроке мы записываем дату урока. Известны даты возникновения многих городов.
Запишите два новых слова в тетрадь, при этом не забудьте поставить дату сегодняшнего урока.
А теперь приступим к самому главному – изображению времени.
Для того чтобы понять хронологическую последовательность в истории есть специальная лента времени. (Слайд) И оформляется она так: чертим линейкой в тетради прямую линию, на конце ставим стрелку и ставим тот год, который идет в настоящее время. У нас с вами 2011 год. Далее, примерно в середине прямой ставим черточку и подписываем под ней ноль, это обозначает разделение времени до рождества Христова и после рождества Христова. Это летоисчисление принято сегодня в мире у большинства народов и связывают его появлением Спасителя для всех верующих в него. Время от рождения Христа и до сегодняшнего дня называют «нашей эрой». Но ведь и рождества люди жили. Как же вести счет там? Точно также, но в обратном порядке, но время движется всегда вперед, по направлению к нашим дням.
А теперь задание такое.(Слайд)
Вы видите ряд дат, расположите их правильно на ленте времени.
3 год до н.э.; 75 год до н.э.; 1 год н.э.; 2 год н.э.; 1725 год н.э.
Следующее задание такое: решение задач. (Слайд)
- сколько лет прошло от 3 года до н.э. до 2 года н.э.?
- Какой год был раньше: 2 год до н.э. или 1 год н.э.?
- Какой год был раньше 3 год н.э. или 1 год н.э.?
Теперь давайте разберемся, чем измеряется время? На слайде вы видите разные названия счета лет. Давайте вместе их поставим как нужно.
Есть понятия: год – 365 дней - период обращения Земли вокруг Солнца. Век – 100 лет – столетие; тысячелетие – 1000 лет – 10 веков.
Годы пишем арабскими цифрами - 1454 год; 2011 год. А века пишем римскими цифрами - II век, IV век, VI век, X век, XXI век. Как определить какой век идет? Например,1236 год. Первые две цифры показывают, сколько веков прошло, а 36 лет говорят о том, что еще прошло 36 лет следующего века. Значит, идет тринадцатый век.
Еще следует помнить о том, что нужно обозначать год – буквой (г.), а век – буквой (в.) Точно также определяется век, если событие произошло до нашей эры. Например, 753 год до н.э. - год основания Рима. Давайте на ленте времени отметим эту дату и определим ее век. У нас получился VIII век до н.э.
А как быть с нулевыми годами? (Слайд) 2000 год, 1900 г., 1800г. – эти годы относятся к полным векам. 2000 год – ХХ век, 1900 год –XIX век, 1800 год - XVIII век.
И опять решаем хронологические задачи. (Слайд)
- Определите, на сколько лет и полных веков г. Москва старше г. Санкт – Петербурга? Год образования Москвы – 1147 год, Санкт-Петербурга -1703 год.
- В каком веке праздновалось 500-летие Куликовской битвы, если она произошла в 1380 году?
- Люди начали использовать медь за 5 тысяч лет до н.э. Определите, сколько тысяч лет прошло с тех пор?
- Ученые установили, что со времени возникновения письменности прошло 5 тысяч лет. Определите, за сколько лет до н.э. люди научились писать?
Проверим своё решение. Если вы решили правильно, то получаете 5 баллов.
И завершая урок, вспомним, о чем мы с вами говорили?
Лента времени, дата, хронология и богиня Клио.
Домашнее задание будет таким: параграф №3, задание № 3 на странице 36.(Слайд)