Работаю в МДБОУ №312 учителем логопедом с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Представляю вам разработанное мной занятие по развитию связной речи по теме «Путешествие в зимний лес к диким животным». Всё занятие построено в форме сказочной игры, где дети попадают в зимний лес и помогают зверям в беде. Вы окунётесь в мир сказки, в котором дети без принуждения составляют по картинно-графическим схемам описательные и повествовательные рассказы, решают логические задачки и через игру формируются лексико-грамматические категории.
Программное содержание:
- Коррекционно-образовательные цели: расширение и конкретизация представлений о диких животных. Совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных во множественном числе в именительном падеже и согласование их в предложении с глаголами).
- Коррекционно-развивающие цели: развитие связной речи, памяти. Закрепление умения последовательно выстраивать ход событий и составлять связный, грамматически правильный рассказ цепной организации по предметно-графической схеме.
- Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, коллективизма, воспитание толерантности.
Оборудование: графические схемы («Рассказ – не рассказ», «Признаки зимы, «Дикие животные»), письмо, волшебная палочка, иллюстрации семейки животных (лиса, медведь, заяц, волк), графические изображения (кустик, логово, нора, берлога, заяц, мышка, курочка и т.д.), картины: «5 лосей», «4 зайца», «3 лисы» и т.д.), предметные картинки для рассказа «Медвежонок и петух».
Ход занятия
I. Орг. момент, введение в тему:
(Дети полукругом стоят на ковре перед ними графическая схема «Признаки зимы»).
– Ребята, к нам с неба спустилась снежинка, а на ней загадка:
Снег пушистый, серебристый
Мягким стелется ковром.
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело кругом.
– Когда это бывает?
Снежинку в руки вы возьмите
И о зиме вы расскажите.
(Дети передают снежинку по кругу и называют признаки зимы по схеме).
Картинно-графическая схема для составления описательного рассказа «Зима».
– Зимой день короче, а ночь длиннее.
– Зимой идёт снег.
– Зимой дует ветер, метёт метель.
– Зимой на земле лежат глубокие сугробы.
– Зимой небо хмурое.
– Зимой речки затянуты льдом.
– Зимой все деревья спят покрытые снегом.
– Зимой прилетают зимующие птицы, и люди для них делают кормушки.
– Зимой дикие животные меняют шубку на тёплую и пушистую. Мишка спит в берлоге. Лисичка и волк бродят по лесу и ищет себе еду. Зайка меняет шубку с серой на белую. Белочка меняет шубку с рыжей на серую. Лось ходит по лесу и есть кору с деревьев.
– Зимой люди одевают тёплую, зимнюю одежду (перечисление).
– Зимой люди на речках из проруби ловят рыбу.
– Зимой люди катаются на коньках, лыжах, санках и лепят снеговиков.
– Зимой приходит весёлый праздник Новый год.
II. Введение в тему: повторение пройденного материала.
– И в города, и в леса пришла долгожданная зима. Ребята, а кого же зимой можно увидеть в зимнем лесу?
Дети: (2 – 3 ответа)
– Лисицу, которая бегает по лесу и ищет себе еду.
– Берлогу, в которой спит бурый медведь.
– Зайца, который прыгает по снегу и ищет кустик, у которого можно спрятаться.
– Ребята, а как можно назвать этих лесных жителей?
Дети: Это дикие животные.
– Почему их называют дикими?
Дети: Потому, что они живут вдали от человека, в лесу.
– Каких ещё диких животных вы знаете?
Дети: (перечисляют диких животных).
III. Д/игра «Лесная семейка».
(учитель-логопед замечает письмо, открывает его и читает)
– Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил,
Наступила темнота.
Кто на улицу попал,
Заблудился и пропал.
Вы ребята, помогите,
Нам детенышей верните.
– Что же дети, будем делать? (ответы детей).
– Палочку волшебную возьму,
Вас в зверей всех превращу.
В зимний лес мы все пойдем
И детёнышей найдем.
(Дети берут с ковра иллюстрации животных и объединяются друг с другом, чтобы получилась семья).
Дети: (садятся за столы по три человека с картинками).
– Я мама лиса.
– Я папа лис.
– Я маленький лисенок.
– Чья у вас семья?
Дети: Лисья. И т.д.
IV. Составление описательного рассказа по графической схеме.
– Вот так радость, нашли зверята друг друга в лесу, только вот беда, в такую темноту невозможно ни домика своего отыскать, ни еду. Ох, пропадут звери дикие в лесу, пропадут.
– Ребята, помогите животным дом отыскать и еду. Всё что нужно с ковра возьми и в домик свой унеси.
(В группе стоят 4 стола для каждой «звериной семьи», на них лежат графические схемы, дети дополняют свои схемы нужными графическими деталями и готовятся к составлению рассказов).
Примерный описательный рассказ «Лиса»
– Молодцы ребята, помогли лесным жителям. А сейчас, палочку волшебную возьму, всех ребят в детский сад верну.
V. Д/игра «Прятки»:
(Воспитатель хлопает 3, 4, 5 раз, а дети ищут по группе картинку с таким количеством животных, и составляют предложение, например: «4 больших лося стоят возле деревьев и едят кору с деревьев»).
– Мы немного отдохнем
И играть сейчас пойдем.
Только, уговор, сколько раз я хлопну,
Столько животных на картинке вы должны найти.
VI. Составление рассказа цепной организации по картинно-графическому плану:
– Ребята, пока мы с вами играли, на столе появились какие-то картинки, что же это?
(Увидев картинки, дети говорят, что это иллюстрации из знакомого им рассказа «Медвежонок и петух», учитель-логопед предлагает детям выстроить из картинок рассказ на графическом панно, выходят по одному и выстраивают по одному предложению, проговаривая его. Затем, один ребенок составляет весь рассказ, а другой оценивает получившийся рассказ по схеме.
«МЕДВЕЖОНОК И ПЕТУХ».
1. Однажды охотник в лесу нашёл медвежонка. | 4. У неё жил забияка петух. |
2. Медвежонка принёс в деревню. | 5. Однажды он распушил крылья и погнался за зверьком. |
3. В деревне за ним стала присматривать хозяйка. | 6. От страха медвежонок спрятался в собачей будке. |
Дети продолжают составлять рассказ с усложнением, добавляя в рассказ слова прилагательные, которые обозначаются красным кругом.
Образец рассказа «Медвежонок и петух» с усложнением. Употребление детьми распространенных предложений. Активизация словаря прилагательными.
1. Однажды охотник в лесу нашёл маленького, беззащитного медвежонка. | 4. У неё жил злой, скверный забияка петух. |
2. Медвежонка принёс в глухую, лесную деревню. | 5. Однажды он распушил крылья и погнался за испуганным, несчастным зверьком. |
3. В деревне за ним стала присматривать добрая, молодая хозяйка. | 6. От страха медвежонок спрятался в деревянной, красной собачей будке. |
Картинно-графическая схема для оценки рассказа
Образец оценки рассказа детьми.
– У Маши рассказ получился, потому, что в неё был сюжет, предложения шли друг за другом, и они дружили.
– У Даши рассказ не получился, потому что не было сюжета, предложения не шли друг за другом и они не дружили.
VII. Итог занятия:
– Вот и закончилось наше зимнее путешествие.
– Что вам понравилось?