Урок по теме "Диаграмма" с использованием информационных технологий

Разделы: Математика


Школа как общественный институт выполняет социальный заказ общества, государства, региона, города. В связи с этим целенаправленная практическая работа с учащимися с учетом состояния современного рынка труда – одна из важнейших задач образовательного учреждения. Основная концептуальная цель работы МБОУ «Гимназия» г. Гая – создание системы образования, направленной на формирование активной, творческой интеллектуально развитой, физически и морально здоровой личности, умеющей и желающей учиться, конкурентоспособной, уважающей себя и окружающих.

Говоря о математики, необходимо отметить, что изучение предмета уже в среднем звене начинается при таком подходе не на абстрактном, а на конкретном уровне, основанном на непосредственном умозаключении. Это позволяет реализовать деятельностное обучение, проведение значительного числа практических работ исследовательского или проектно-конструкторского характера, часто исследования выступают перед учащимися в качестве условия или решения занимательной задачи.

Для реализация развивающего потенциала математики, как учебного предмета становиться необходимым отказаться от традиционного подхода в преподавании, в котором главным носителем информации является учитель, а ученику предоставляется возможность запомнить и воспроизвести сообщенное ему знание. Современная педагогика требует от учителя создать такую ситуацию, в которой ученик становиться субъектом процесса обучения, самостоятельно и осознанно приобретает знания из различных источников – собственного жизненного опыта, учебника, дополнительной литературы, специально поставленного эксперимента, телевизионной передачи, из разговора с родителями, из рассказа учителя, современных источников и средств информации, в частности, компьютера. Таким образом, при таком обучении школьник имеет возможность достичь информационной компетентности. При этом происходит и развитие учащегося: целенаправленное и эффективное. А об этом мечтают все участники образовательного процесса: учителя, родители и ученики.

Урок по теме «Диаграммы» ярко иллюстрирует следующие ключевые вопросы:

  1. Основные характеристики современного урока с позиции системно-деятельностного подхода;
  2. Воплощение идей индивидуально-личностного подхода в процессе формирования универсальных учебных действий:
    • организация сотрудничества учителя и ученика на уроке;
    • создание условий для проявления инициативной активности обучающихся;
    • становление и развитие опыта рефлексии учебной деятельности обучающихся.
  3. Практика реализации требований ФГОС на современном уроке.

Цели:

  • Совершенствовать практические умения и навыки учащихся. Использование информационно-коммуникационных технологий для расширения знаний, умений и навыков учащихся при построении цилиндрических, пирамидальных, кольцевых диаграмм.
  • Формировать творческий потенциал учащихся через укрупнение дидактических единиц, учить анализировать информацию, выделять главное, абстрагироваться от второстепенного.
  • Воспитывать аккуратность при построении диаграмм в тетрадях.
  • Формировать эстетический вкус при создании диаграмм на компьютере.

Ход урока

I. Оргмомент.

Организация сотрудничества учителя и ученика на уроке.

«Я приглашаю Вас… давайте попробуем… я надеюсь…»

II. Проверка домашней работы:

Учебник: Виленкин Н.Я. «Математика 6 класс»

№1421 (б)

Масштаб: I вариант: 1 тыс. км – 1 см, II вариант: 1 тыс. км – 2 см.

Наличие ситуации выбора. Выбор содержания для работы индивидуально или в паре.

Название I в. II в.
1. Длина Днепра 2,2 см 4,4 см
2. Длина Дона 1,9 см 3,8 см
3. Длина Днестра 1,4 см 2,8 см
4. Длина Печоры 1,8 см 3,6 см
  Длина Волги 3,5 см 7 см

№ 1422

1) 3(х-5)=2,5х+5
3х-15=2,5х+5
0,5х=20
х=40
40 тетрадей во 2 пачке
2) 40 2,5=100(т) в 1 пачке

Ответ: 100 тетрадей.

III. Устная работа.

Создание условий для проявления инициативной активности обучающихся.

ТСО. Диафильм «Диаграммы».

IV. Работа с учебником, тетрадью.

Возможность индивидуальной самореализацией.

Задача: Врачи рекомендуют дневную норму питания распределить на 4 приёма:

  • 1 завтрак – 30%
  • 2 завтрак – 10%
  • обед – 50%
  • ужин – 10%

Задание:

а) Постройте в тетрадях круговую диаграмму.
б) Постройте в тетрадях столбчатую диаграмму.

а)

1) 3600 : 100 = 3,60 на 1%
2) 3,60 30 = 1080 – 1 завтрак
3) 3,60 10 = 360 – 2 завтрак
4) 3,60 50 = 1800 – обед, ужин

б)

V. Взаимопроверка учащимися выполненной работы.

VI. Выполнение данной задачи на компьютере.

Реализация индивидуально-личностного подхода на уроке.

«Сегодня мы научимся… в результате урока каждый сможет…»

На компьютерах у учащихся уже открыты листы Microsoft Excel.

Учащиеся вносят данные задачи в таблицу на компьютере

1 завтрак 30%
2 завтрак 10%
Обед 50%
Ужин 10%

Выделяют её и запускают «Мастер диаграмм».

В нём выбирают:

  1. тип и вид диаграммы;
  2. диапазон данных;
  3. включают подписи имен рядов и значения;
  4. название диаграммы.

На листах Microsoft Excel создаём сначала столбчатую диаграмму, затем круговую. Тем самым ребята проверяют свои работы на экранах компьютера.

Затем преподаватель знакомит учащихся с другими видами диаграмм: цилиндрическая, коническая, пирамидальная, кольцевая. А так же с нестандартными видами диаграмм.

VII. Личностная значимость учебного материала

Вопросы на закрепление направлены в первую очередь на развитие не памяти, а самостоятельности мышления.

  1. Что нужно сделать, чтобы запустить «Мастер диаграмм»?
  2. Как выбрать тип и вид диаграммы?
  3. Как добавить подписи рядов, значения и название диаграммы?
  4. Какие виды диаграмм вы знаете?

Формирование у школьников навыка систематического развернутого словесного разъяснения совершаемых им действий, поиску ответов на вопросы: «Что я делаю? Как я делаю? Почему я делаю так, а не иначе?»

VIII. Домашнее задание:

§46, №1422(б), 1424(а,б).

Творческая работа: «Поиск собственных способов построения других видов диаграмм».

IX. Рефлексия учебной деятельности обучающихся:

  • эмоциональное состояние;
  • деятельность самих обучающихся;
  • содержание учебного материала.