Школа как общественный институт выполняет социальный заказ общества, государства, региона, города. В связи с этим целенаправленная практическая работа с учащимися с учетом состояния современного рынка труда – одна из важнейших задач образовательного учреждения. Основная концептуальная цель работы МБОУ «Гимназия» г. Гая – создание системы образования, направленной на формирование активной, творческой интеллектуально развитой, физически и морально здоровой личности, умеющей и желающей учиться, конкурентоспособной, уважающей себя и окружающих.
Говоря о математики, необходимо отметить, что изучение предмета уже в среднем звене начинается при таком подходе не на абстрактном, а на конкретном уровне, основанном на непосредственном умозаключении. Это позволяет реализовать деятельностное обучение, проведение значительного числа практических работ исследовательского или проектно-конструкторского характера, часто исследования выступают перед учащимися в качестве условия или решения занимательной задачи.
Для реализация развивающего потенциала математики, как учебного предмета становиться необходимым отказаться от традиционного подхода в преподавании, в котором главным носителем информации является учитель, а ученику предоставляется возможность запомнить и воспроизвести сообщенное ему знание. Современная педагогика требует от учителя создать такую ситуацию, в которой ученик становиться субъектом процесса обучения, самостоятельно и осознанно приобретает знания из различных источников – собственного жизненного опыта, учебника, дополнительной литературы, специально поставленного эксперимента, телевизионной передачи, из разговора с родителями, из рассказа учителя, современных источников и средств информации, в частности, компьютера. Таким образом, при таком обучении школьник имеет возможность достичь информационной компетентности. При этом происходит и развитие учащегося: целенаправленное и эффективное. А об этом мечтают все участники образовательного процесса: учителя, родители и ученики.
Урок по теме «Диаграммы» ярко иллюстрирует следующие ключевые вопросы:
- Основные характеристики современного урока с позиции системно-деятельностного подхода;
- Воплощение идей индивидуально-личностного подхода в процессе формирования универсальных учебных действий:
- организация сотрудничества учителя и ученика на уроке;
- создание условий для проявления инициативной активности обучающихся;
- становление и развитие опыта рефлексии учебной деятельности обучающихся.
- Практика реализации требований ФГОС на современном уроке.
Цели:
- Совершенствовать практические умения и навыки учащихся. Использование информационно-коммуникационных технологий для расширения знаний, умений и навыков учащихся при построении цилиндрических, пирамидальных, кольцевых диаграмм.
- Формировать творческий потенциал учащихся через укрупнение дидактических единиц, учить анализировать информацию, выделять главное, абстрагироваться от второстепенного.
- Воспитывать аккуратность при построении диаграмм в тетрадях.
- Формировать эстетический вкус при создании диаграмм на компьютере.
Ход урока
I. Оргмомент.
Организация сотрудничества учителя и ученика на уроке.
«Я приглашаю Вас… давайте попробуем… я надеюсь…»
II. Проверка домашней работы:
Учебник: Виленкин Н.Я. «Математика 6 класс»
№1421 (б)
Масштаб: I вариант: 1 тыс. км – 1 см, II вариант: 1 тыс. км – 2 см.
Наличие ситуации выбора. Выбор содержания для работы индивидуально или в паре.
№ | Название | I в. | II в. |
1. | Длина Днепра | 2,2 см | 4,4 см |
2. | Длина Дона | 1,9 см | 3,8 см |
3. | Длина Днестра | 1,4 см | 2,8 см |
4. | Длина Печоры | 1,8 см | 3,6 см |
Длина Волги | 3,5 см | 7 см |
№ 1422
1) 3(х-5)=2,5х+5
3х-15=2,5х+5
0,5х=20
х=40
40 тетрадей во 2 пачке
2) 40 2,5=100(т) в 1 пачке
Ответ: 100 тетрадей.
III. Устная работа.
Создание условий для проявления инициативной активности обучающихся.
ТСО. Диафильм «Диаграммы».
IV. Работа с учебником, тетрадью.
Возможность индивидуальной самореализацией.
Задача: Врачи рекомендуют дневную норму питания распределить на 4 приёма:
- 1 завтрак – 30%
- 2 завтрак – 10%
- обед – 50%
- ужин – 10%
Задание:
а) Постройте в тетрадях круговую диаграмму.
б) Постройте в тетрадях столбчатую диаграмму.
а)
1) 3600 : 100 = 3,60 на 1%
2) 3,60 30 = 1080 – 1 завтрак
3) 3,60 10 = 360 – 2 завтрак
4) 3,60 50 = 1800 – обед, ужин
б)
V. Взаимопроверка учащимися выполненной работы.
VI. Выполнение данной задачи на компьютере.
Реализация индивидуально-личностного подхода на уроке.
«Сегодня мы научимся… в результате урока каждый сможет…»
На компьютерах у учащихся уже открыты листы Microsoft Excel.
Учащиеся вносят данные задачи в таблицу на компьютере
1 завтрак | 30% |
2 завтрак | 10% |
Обед | 50% |
Ужин | 10% |
Выделяют её и запускают «Мастер диаграмм».
В нём выбирают:
- тип и вид диаграммы;
- диапазон данных;
- включают подписи имен рядов и значения;
- название диаграммы.
На листах Microsoft Excel создаём сначала столбчатую диаграмму, затем круговую. Тем самым ребята проверяют свои работы на экранах компьютера.
Затем преподаватель знакомит учащихся с другими видами диаграмм: цилиндрическая, коническая, пирамидальная, кольцевая. А так же с нестандартными видами диаграмм.
VII. Личностная значимость учебного материала
Вопросы на закрепление направлены в первую очередь на развитие не памяти, а самостоятельности мышления.
- Что нужно сделать, чтобы запустить «Мастер диаграмм»?
- Как выбрать тип и вид диаграммы?
- Как добавить подписи рядов, значения и название диаграммы?
- Какие виды диаграмм вы знаете?
Формирование у школьников навыка систематического развернутого словесного разъяснения совершаемых им действий, поиску ответов на вопросы: «Что я делаю? Как я делаю? Почему я делаю так, а не иначе?»
VIII. Домашнее задание:
§46, №1422(б), 1424(а,б).
Творческая работа: «Поиск собственных способов построения других видов диаграмм».
IX. Рефлексия учебной деятельности обучающихся:
- эмоциональное состояние;
- деятельность самих обучающихся;
- содержание учебного материала.