Цель:
- развивать устную и письменную речь,
- развивать умение составлять тексты, видеть главную мысль;
- продолжить работу по формированию орфографической зоркости.
- воспитывать любовь к родной школе.
Ход урока
I. Орг. момент
Сегодня у нас необычный день. Праздничный. Посмотрите, сколько у нас на уроке гостей. Давайте повернемся и еще раз поприветствуем всех. Садитесь.
Давайте настроимся на рабочий лад. Повторяйте за мной:
– Мы умные!
– Мы дружные!
– Мы – внимательные!
Память наша крепка!
Голова мыслит ясно!
Мы хотим учиться!
Мы готовы к работе!
Мы радуемся этому
Мы понравимся гостям!
Пусть так и будет!
II. Чистописание
(на доске)
ш М Н Р ко л У А
– Выписать по вариантам:
1 в. – буквы, звукам которых мы можем всегда доверять. (МмНнРрЛлУу)
2 в. – буквы, звукам которых в определённых позициях мы можем не доверять. (Шш Кк Оо Аа)
Посмотрите на буквы второго ряда, какое слово может получиться, если добавить одну из первого.
III. Сообщение темы и цели
Что у нас за праздник в школе? (Юбилей, 15 лет) Сегодня на уроке мы попробуем составить текст о нашей любимой школе и поздравить ее с юбилеем. Что такое юбилей?(Юбилей – это празднование, торжество по поводу круглой даты)
IV. Повторение
Прежде чем начать рассказ о нашей школе, давайте повторим, что мы знаем о слове, предложении и тексте.
Ответьте на эти вопросы, поработав в парах.
- Улыбнитесь друг другу.
- Сядьте ближе.
- Слушайте друг друга.
Дети работают в парах. У каждой пары карточка с текстом, в котором нужно дополнить предложения.
- Если в речи нужно назвать что-то, мы используем ...
- Если хотим выразить мысль, нам нужно построить ...
- Если мы хотим раскрыть эту мысль, мы создаем ...
Проверка самостоятельной работы. Один из учеников читает получившийся текст, остальные проверяют.
Учитель: Как вы думаете, что важнее в речи, предложение, слово или текст?
Дети обсуждают варианты ответов. Мнения разделяются: одни считают, что важнее «слово», другие – «предложение», третьи – «текст».
Учитель предлагает посмотреть инсценировку.
Инсценировку показывают заранее подготовленные дети.
Однажды текст, предложение и слово поспорили, кто из них главнее для человека.
Текст сказал: «Конечно, я. Я больше вас. Без меня нельзя раскрыть мысль.»
Предложение возразило: «Но ты состоишь из предложений – значит, я главнее».
Слово: «Я не буду с вами спорить. Выяснять, кто из нас человеку нужнее, – только время тратить. Пусть школьники решат, кто из нас нужнее человеку.»
Учитель: Ребята, ветер-озорник перепутал слова из логической цепочки. Определите последовательность слов и объясните свой выбор.
Учитель: Как мы используем в речи слова, предложения? Для чего создаем текст?
Вывод: С помощью отдельных слов мы можем только назвать что-то, указать на что-то. Если мы хотим выразить мысль, то из слов надо построить предложение. Если же мы решили эту мысль раскрыть, то должны создать текст. Значит, важны и слово, и предложение, и текст.
Учитель: Сейчас у каждого из вас будет возможность проверить, что вы знаете о тексте с помощью теста. В тесте даны высказывания. Если высказывание верно, то поставьте “+”, если высказывание неверно, то “–”.
Тест по теме “Текст”
Ф.И. ученика _______________________
№ п/п | Вопросы | “+” или “–” |
1. | Текст состоит из предложений, в которых говорится об одном и том же. | |
2. | К тексту нельзя придумать заглавие. | |
3. | Все предложения в тексте вносят что-то новое и имеют границы. | |
4. | Предложения в тексте не имеют определенной последовательности. | |
5. | Тема и главная мысль – это стержень текста. |
Ветер-озорник рассыпал предложение. Соберите его и запишите ее в тетрадь, отмечая орфограммы.
Дом, школа, это, второй, наш, –
А теперь мы будем работать редакторами. Давайте еще раз вспомним кто такой редактор. Редактор – человек, который делает текст лучше. Поработайте с текстом о школе и сделайте его лучше. Подумайте, какое предложение может служить заголовком к тексту. У вас на партах текст о школе.
В школе я узнаю много нового. Я учусь в Лесной школе. Она светлая и уютная. Здесь у меня много друзей. В лесу у нас много грибов и ягод. Школа – мой второй дом. Я люблю свою школу! Я хочу рассказать о своей школе.
Школа – наш второй дом.
(Я хочу рассказать о своей школе. Я учусь в восьмой школе. Она светлая и уютная. Здесь у меня много друзей. В школу я узнаю много нового. Школа – мой второй дом. Я люблю свою школу!)
Ребята, посмотрите на доску. Школа – это наш дом.
Сегодня у нашей школы юбилей. Мы хотим о ней рассказать.
1 группа – какая школа.
2 группа – чему учит школа
3 группа – о школьных друзьях и учителях
4 группа – как ты относишься к школе
5 группа – поздравления школе.
Сегодня у нашей школы юбилей. Мы хотим рассказать о ней.
Наша школа большая, в ней много просторных классов. В спортивном зале мы занимаемся спортом и проводим соревнования. В актовом зале отмечаем праздники. В уютной столовой нас вкусно кормят.
В нашей школе дети узнают много интересного. Мы научились писать,читать, считать, решать задачи.
Наш класс очень дружный. Мы вместе играем на переменах и после уроков. Нам вместе весело. Учителя в нашей школе добрые.
Мы гордимся нашей школой. Школа – наш второй дом.
-
Блеск снегов,раздольев русских удаль.
Кажется, весь мир пушистым инеем обвит…
Восьмая, родная многим Школа
Собрала друзей на юбилей! -
Праздник есть – очарованье,
Будто первое свиданье.
Вот представим: школа – дом,
И цветы цветут кругом!
Праздник радостный, веселый –
День рожденья нашей школы! -
Школа – наш общий дом.
Здесь мы растем,не по годам взрослея.
Бывает трудно, но зато потом
Идти по жизни будем мы смелее.
-
Нас эти стены верно берегут.
Здесь нам легко и в горестях, и в бедах
И здесь нас ждут, как мамы дома ждут,
Большим и малым радуясь победам.
Клип «Эта школа, наша школа, школа лучше всех»