Конспект урока русского языка по теме "Рассказываем сами"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • развивать устную и письменную речь,
  • развивать умение составлять тексты, видеть главную мысль;
  • продолжить работу по формированию орфографической зоркости.
  • воспитывать любовь к родной школе.

Ход урока

I. Орг. момент

Сегодня у нас необычный день. Праздничный. Посмотрите, сколько у нас на уроке гостей. Давайте повернемся и еще раз поприветствуем всех. Садитесь.

Давайте настроимся на рабочий лад. Повторяйте за мной:

– Мы умные!
– Мы дружные!
– Мы – внимательные!
Память наша крепка!
Голова мыслит ясно!
Мы хотим учиться!
Мы готовы к работе!
Мы радуемся этому
Мы понравимся гостям!
Пусть так и будет!

II. Чистописание

(на доске)

ш М Н Р ко л У А

– Выписать по вариантам:

1 в. – буквы, звукам которых мы можем всегда доверять. (МмНнРрЛлУу)

2 в. – буквы, звукам которых в определённых позициях мы можем не доверять. (Шш Кк Оо Аа)

Посмотрите на буквы второго ряда, какое слово может получиться, если добавить одну из первого.

III. Сообщение темы и цели

Что у нас за праздник в школе? (Юбилей, 15 лет) Сегодня на уроке мы попробуем составить текст о нашей любимой школе и поздравить ее с юбилеем. Что такое юбилей?(Юбилей – это празднование, торжество по поводу круглой даты)

IV. Повторение

Прежде чем начать рассказ о нашей школе, давайте повторим, что мы знаем о слове, предложении и тексте.

Ответьте на эти вопросы, поработав в парах.

  1. Улыбнитесь друг другу.
  2. Сядьте ближе.
  3. Слушайте друг друга.

Дети работают в парах. У каждой пары карточка с текстом, в котором нужно дополнить предложения.

  • Если в речи нужно назвать что-то, мы используем ...
  • Если хотим выразить мысль, нам нужно построить ...
  • Если мы хотим раскрыть эту мысль, мы создаем ...

Проверка самостоятельной работы. Один из учеников читает получившийся текст, остальные проверяют.

Учитель: Как вы думаете, что важнее в речи, предложение, слово или текст?

Дети обсуждают варианты ответов. Мнения разделяются: одни считают, что важнее «слово», другие – «предложение», третьи – «текст».

Учитель предлагает посмотреть инсценировку.

Инсценировку показывают заранее подготовленные дети.

Однажды текст, предложение и слово поспорили, кто из них главнее для человека.
Текст сказал: «Конечно, я. Я больше вас. Без меня нельзя раскрыть мысль.»
Предложение возразило: «Но ты состоишь из предложений – значит, я главнее».
Слово: «Я не буду с вами спорить. Выяснять, кто из нас человеку нужнее, – только время тратить. Пусть школьники решат, кто из нас нужнее человеку.»

Учитель: Ребята, ветер-озорник перепутал слова из логической цепочки. Определите последовательность слов и объясните свой выбор.

Учитель: Как мы используем в речи слова, предложения? Для чего создаем текст?

Вывод: С помощью отдельных слов мы можем только назвать что-то, указать на что-то. Если мы хотим выразить мысль, то из слов надо построить предложение. Если же мы решили эту мысль раскрыть, то должны создать текст. Значит, важны и слово, и предложение, и текст.

Учитель: Сейчас у каждого из вас будет возможность проверить, что вы знаете о тексте с помощью теста. В тесте даны высказывания. Если высказывание верно, то поставьте “+”, если высказывание неверно, то “–”.

Тест по теме “Текст”

Ф.И. ученика _______________________

№ п/п Вопросы “+” или “–”
1. Текст состоит из предложений, в которых говорится об одном и том же.  
2. К тексту нельзя придумать заглавие.  
3. Все предложения в тексте вносят что-то новое и имеют границы.  
4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.  
5. Тема и главная мысль – это стержень текста.  

Ветер-озорник рассыпал предложение. Соберите его и запишите ее в тетрадь, отмечая орфограммы.

Дом, школа, это, второй, наш,

А теперь мы будем работать редакторами. Давайте еще раз вспомним кто такой редактор. Редактор – человек, который делает текст лучше. Поработайте с текстом о школе и сделайте его лучше. Подумайте, какое предложение может служить заголовком к тексту. У вас на партах текст о школе.

В школе я узнаю много нового. Я учусь в Лесной школе. Она светлая и уютная. Здесь у меня много друзей. В лесу у нас много грибов и ягод. Школа – мой второй дом. Я люблю свою школу! Я хочу рассказать о своей школе.

Школа – наш второй дом.

(Я хочу рассказать о своей школе. Я учусь в восьмой школе. Она светлая и уютная. Здесь у меня много друзей. В школу я узнаю много нового. Школа – мой второй дом. Я люблю свою школу!)

Ребята, посмотрите на доску. Школа – это наш дом.

Сегодня у нашей школы юбилей. Мы хотим о ней рассказать.

1 группа – какая школа.

2 группа – чему учит школа

3 группа – о школьных друзьях и учителях

4 группа – как ты относишься к школе

5 группа – поздравления школе.

Сегодня у нашей школы юбилей. Мы хотим рассказать о ней.
Наша школа большая, в ней много просторных классов. В спортивном зале мы занимаемся спортом и проводим соревнования. В актовом зале отмечаем праздники. В уютной столовой нас вкусно кормят.
В нашей школе дети узнают много интересного. Мы научились писать,читать, считать, решать задачи.
Наш класс очень дружный. Мы вместе играем на переменах и после уроков. Нам вместе весело. Учителя в нашей школе добрые.
Мы гордимся нашей школой. Школа – наш второй дом.

  1. Блеск снегов,раздольев русских удаль.
    Кажется, весь мир пушистым инеем обвит…
    Восьмая, родная многим Школа
    Собрала друзей на юбилей!

  2. Праздник есть – очарованье,
    Будто первое свиданье.
    Вот представим: школа – дом,
    И цветы цветут кругом!
    Праздник радостный, веселый –
    День рожденья нашей школы!

  3. Школа – наш общий дом.
    Здесь мы растем,не по годам взрослея.
    Бывает трудно, но зато потом
    Идти по жизни будем мы смелее.

  4. Нас эти стены верно берегут.
    Здесь нам легко и в горестях, и в бедах
    И здесь нас ждут, как мамы дома ждут,
    Большим и малым радуясь победам.

Клип «Эта школа, наша школа, школа лучше всех»