УМК Перспективная начальная школа.
Учебник литературного чтения под ред. Н.Чураковой.
Цели:
- Знакомство и анализ рассказа В.Драгунского "Друг детства"
- Развитие навыка выразительного чтения
- Обогащение словарного запаса учащихся.
- Развитие коммуникативных способностей.
- Воспитание любви к окружающим вещам.
1. Организационный момент.
2. Речевая разминка. Скороговорка.
На меду медовик, а мне не до медовика.
- Прочитайте вполголоса. Хором.
- Какие слова непонятны? Кто объяснит?
- Расскажите скороговорку друг другу в парах.
3. Актуализация знаний.
- У кого гостят Маша и Миша ? (У ёжика и медвежонка)
- О чём мы читали рассказы и стихи у ёжика и медвежонка?(о любви)
- Какие секреты любви мы разгадали?
(любовь матери к своим детям. Любовь к родителям - рассказ И.Тургенева "Воробей", Морис Карем "Ослик")
(любовь к животным - стих. М. Бородицкой "Котёнок"., Э.Мошковской "Кому хорошо").
4. Проверка домашнего задания.
- Кто выучил стихотворение Э. Мошковской "Кому хорошо"?
- Так кому же хорошо?... ("Как хорошо тому, у кого кто-нибудь есть") - домашний питомец, о котором можно заботиться.
5. Постановка цели.
- Ребята, как вы думаете, а любить и заботиться можно только о живых существах- человеке, животном?...
- Отгадайте фамилию автора рассказа, с который мы будем сегодня знакомиться:
СКА ГУН ДРА (ДРАГУНСКИЙ)
- Исправьте ошибку (Драгунский)
Портрет В. Драгунского (1913 - 1972гг.)
-Что вы о нём знаете? (Родился в 1913 году, мечтал быть клоуном, но стал известным детским писателем, выступал в цирке.)
- Какие рассказы Драгунского мы читали на уроках литературного чтения? ("Что я люблю", "Что любит Мишка".)
- Кто главный герой рассказов Драгунского? (Дениска)
- Да, главный герой его произведений - младший сын писателя Дениска. Много смешных случаев происходило с ним. Денис Драгунский давно вырос, а Дениска Кораблёв так и остался озорным мальчишкой. Виктор Драгунский умер почти 40 лет назад. Но книги его с удовольствием читают современные мальчишки и девчонки.
- Вы читали рассказы Драгунского дома, давайте проверим, а насколько внимательно? Я называю предмет, а вы - название рассказа, в котором о нём говорится.
- Шишки ("Заколдованная буква")
- Звонок ("Смерть шпиона Гадюкина")
- Манная крупа ("Тайное становится явным")
- Словарь английского языка ("Англичанин Павля")
- Весы ("Ровно 25 кило")
6. Словарная работа.
- Откройте учебник на странице 153.
- Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ?
- Кто уже читал этот рассказ? Кем захотел стать Дениска? (боксёром)
- Найдите слово со звёздочкой в самом начале рассказа. (груша)
- Как вы думаете, оно многозначное?
- Где будем искать значение этого слова? (в толковом словаре)
(Рисунки: груша - дерево, плод; груша - боксёрская)
7. Знакомство с текстом.
Чтение рассказа подготовленными детьми (4 человека).
8. Анализ содержания.[]
- Автор говорит от своего лица или от лица Дениски?(От лица Дениски)
- Название текста соответствует его теме или основному переживанию? (Название уже содержит оценку, отношение к медвежонку, значит, он назван в соответствии с его основным переживанием)
Прочитайте второй вопрос.
(Медвежонок - любимый, значит, воспринимается, как живой)
1. Н.А. Чуракова Литературное чтение: 2 класс.: 1 ч., стр.155
2. Я.Л. Аким "Разноцветные дома", стихи, стр.87
- Можно ли по внешнему виду догадаться, что он был любимой игрушкой Дениски? (прочитайте об этом)
- Найдите в тексте причину Мишкиной облезлости, т.е. рассказ о том, как же именно Денис играл с медвежонком? ("повсюду таскал за собой:")
- Какая часть текста посвящена воспоминаниям Дениски о его дружбе с Мишкой?(На Дениску "нахлынули" воспоминания, он разволновался, он погрузился в воспоминания целиком.)
- Какое серьёзное решение принял Денис? (Не использовать Мишку в качестве боксёрской груши, Дениска раздумал быть боксёром)
- Почему этот рассказ помещён в разделе "О любви"?
9. Самостоятельная работа со стихотворением Я. Акима.]
Мне сегодня в подарок коня принесли -
Вьётся грива до самой земли.
Целый день я от лошади не отходил,
На колёсах гулять выводил.
Говорят, уж темно, говорят, надо спать.
Без коня не ложусь я в кровать.
Мать сказала: - Сынок, ты забыл впопыхах:
Ведь лошадки-то спят на ногах!
Становлюсь я в обнимку с любимым конём.
Может оба мы стоя уснём ?
Конь, должно быть, заснул, я его стерегу,
Только сам задремать не могу.
Я тогда за уздечку коня привязал
И, в постель залезая, сказал:
- Спокойной ночи, лошадка!
Подчеркни волнистой линией ту строчку, которая объясняет, что лошадка - это игрушка.
Закрась жёлтым карандашом те строчки, которые доказывают, что мальчик любит свою лошадку.
Придумайте название к этому стихотворению в соответствии с его основным переживанием.
(моя лошадка, любимая лошадка:)
10. Сравнительный анализ произведения Драгунского и Акима.
- Чем похожи рассказ Драгунского и стихотворение Акима?
11. Итог урока. Рефлексия.
- Вернёмся к вопросу, заданному в начале урока:
- Можно ли любить и заботиться о неживых существах?
- Какой момент на уроке запомнился больше всего?
- Оцените свою работу и объясните соседу по парте свой выбор.
Список литературы.
- Н.А. Чуракова Литературное чтение: 2 класс.: учебник 1 ч.-4-е изд.
- Я.Л. Аким "Разноцветные дома":, Стихи.