Урок литературного чтения во 2-м классе. Тема: "Виктор Драгунский. Друг детства"

Разделы: Начальная школа


УМК Перспективная начальная школа.

Учебник литературного чтения под ред. Н.Чураковой.

Цели:

  • Знакомство и анализ рассказа В.Драгунского "Друг детства"
  • Развитие навыка выразительного чтения
  • Обогащение словарного запаса учащихся.
  • Развитие коммуникативных способностей.
  • Воспитание любви к окружающим вещам.

1. Организационный момент.

2. Речевая разминка. Скороговорка.

На меду медовик, а мне не до медовика.

- Прочитайте вполголоса. Хором.

- Какие слова непонятны? Кто объяснит?

- Расскажите скороговорку друг другу в парах.

3. Актуализация знаний.

- У кого гостят Маша и Миша ? (У ёжика и медвежонка)

- О чём мы читали рассказы и стихи у ёжика и медвежонка?(о любви)

- Какие секреты любви мы разгадали?

(любовь матери к своим детям. Любовь к родителям - рассказ И.Тургенева "Воробей", Морис Карем "Ослик")

(любовь к животным - стих. М. Бородицкой "Котёнок"., Э.Мошковской "Кому хорошо").

4. Проверка домашнего задания.

- Кто выучил стихотворение Э. Мошковской "Кому хорошо"?

- Так кому же хорошо?... ("Как хорошо тому, у кого кто-нибудь есть") - домашний питомец, о котором можно заботиться.

5. Постановка цели.

- Ребята, как вы думаете, а любить и заботиться можно только о живых существах- человеке, животном?...

- Отгадайте фамилию автора рассказа, с который мы будем сегодня знакомиться:

СКА ГУН ДРА (ДРАГУНСКИЙ)

- Исправьте ошибку (Драгунский)

Портрет В. Драгунского (1913 - 1972гг.)

-Что вы о нём знаете? (Родился в 1913 году, мечтал быть клоуном, но стал известным детским писателем, выступал в цирке.)

- Какие рассказы Драгунского мы читали на уроках литературного чтения? ("Что я люблю", "Что любит Мишка".)

- Кто главный герой рассказов Драгунского? (Дениска)

- Да, главный герой его произведений - младший сын писателя Дениска. Много смешных случаев происходило с ним. Денис Драгунский давно вырос, а Дениска Кораблёв так и остался озорным мальчишкой. Виктор Драгунский умер почти 40 лет назад. Но книги его с удовольствием читают современные мальчишки и девчонки.

- Вы читали рассказы Драгунского дома, давайте проверим, а насколько внимательно? Я называю предмет, а вы - название рассказа, в котором о нём говорится.

  • Шишки ("Заколдованная буква")
  • Звонок ("Смерть шпиона Гадюкина")
  • Манная крупа ("Тайное становится явным")
  • Словарь английского языка ("Англичанин Павля")
  • Весы ("Ровно 25 кило")

6. Словарная работа.

- Откройте учебник на странице 153.

- Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ?

- Кто уже читал этот рассказ? Кем захотел стать Дениска? (боксёром)

- Найдите слово со звёздочкой в самом начале рассказа. (груша)

- Как вы думаете, оно многозначное?

- Где будем искать значение этого слова? (в толковом словаре)

(Рисунки: груша - дерево, плод; груша - боксёрская)

7. Знакомство с текстом.

Чтение рассказа подготовленными детьми (4 человека).

8. Анализ содержания.[]

- Автор говорит от своего лица или от лица Дениски?(От лица Дениски)

- Название текста соответствует его теме или основному переживанию? (Название уже содержит оценку, отношение к медвежонку, значит, он назван в соответствии с его основным переживанием)

Прочитайте второй вопрос.

(Медвежонок - любимый, значит, воспринимается, как живой)

1. Н.А. Чуракова Литературное чтение: 2 класс.: 1 ч., стр.155

2. Я.Л. Аким "Разноцветные дома", стихи, стр.87

- Можно ли по внешнему виду догадаться, что он был любимой игрушкой Дениски? (прочитайте об этом)

- Найдите в тексте причину Мишкиной облезлости, т.е. рассказ о том, как же именно Денис играл с медвежонком? ("повсюду таскал за собой:")

- Какая часть текста посвящена воспоминаниям Дениски о его дружбе с Мишкой?(На Дениску "нахлынули" воспоминания, он разволновался, он погрузился в воспоминания целиком.)

- Какое серьёзное решение принял Денис? (Не использовать Мишку в качестве боксёрской груши, Дениска раздумал быть боксёром)

- Почему этот рассказ помещён в разделе "О любви"?

9. Самостоятельная работа со стихотворением Я. Акима.]

Мне сегодня в подарок коня принесли -
Вьётся грива до самой земли.
Целый день я от лошади не отходил,
На колёсах гулять выводил.
Говорят, уж темно, говорят, надо спать.
Без коня не ложусь я в кровать.
Мать сказала: - Сынок, ты забыл впопыхах:
Ведь лошадки-то спят на ногах!
Становлюсь я в обнимку с любимым конём.
Может оба мы стоя уснём ?
Конь, должно быть, заснул, я его стерегу,
Только сам задремать не могу.
Я тогда за уздечку коня привязал
И, в постель залезая, сказал:
- Спокойной ночи, лошадка!

Подчеркни волнистой линией ту строчку, которая объясняет, что лошадка - это игрушка.

Закрась жёлтым карандашом те строчки, которые доказывают, что мальчик любит свою лошадку.

Придумайте название к этому стихотворению в соответствии с его основным переживанием.

(моя лошадка, любимая лошадка:)

10. Сравнительный анализ произведения Драгунского и Акима.

- Чем похожи рассказ Драгунского и стихотворение Акима?

11. Итог урока. Рефлексия.

- Вернёмся к вопросу, заданному в начале урока:

- Можно ли любить и заботиться о неживых существах?

- Какой момент на уроке запомнился больше всего?

- Оцените свою работу и объясните соседу по парте свой выбор.

Список литературы.

  1. Н.А. Чуракова Литературное чтение: 2 класс.: учебник 1 ч.-4-е изд.
  2. Я.Л. Аким "Разноцветные дома":, Стихи.