Цели урока:
- Образовательная: учить решать неравенств вида , , , методом интервалов.
- Развивающая: развивать критичность мышления, умение оценивать результат своей деятельности с поставленными задачами, развивать внимательность.
- Воспитательная: прививать учащимся навыки самостоятельности в работе, самоконтроля своей деятельности, воспитывать дисциплинированность, собранность, высокую работоспособность.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, частично-поисковый.
Формы обучения: коллективная, самостоятельная.
Технология: личностно-ориентированная.
Оборудование: компьютер, проектор.
Ход урока
I. Сообщение темы и постановка целей урока.
(Слайд 1, 2)
«Ребята, вы уже умеете решать неравенства методом интервалов. Сегодня вы научитесь решать методом интервалов неравенства вида , , , .
Домашнее задание ― разобрать пример №4 учебника. Кто готов объяснить решение этого неравенства?»
Один ученик выходит к доске и готовится.
II. Актуализация опорных знаний.
(Слайд 3, 4)
Устные упражнения:
-
Разложить на множители.
а) x2 − 16, б) x2 − 121, в) 3x − 48, г) 6x + 8x2, д) x2 − 5x + 6, е) x2 + 7x + 10. - Найти область определения функции.
III. Ознакомление с новым материалом.
Отвечает ученик, готовившийся у доски:
,
(x − 7)(x + 2)>0. Нули функции y = (x − 7)(x + 2): x = 7, x = −2.
Ответ: (−∞; −2)∪(7; ∞)
«А будут ли равносильны неравенства: и (7 − x)(x + 2)≤0?» (Слайд 5)
Учащиеся отвечают, что нет, так как число –2 является решением второго неравенства, но не является решением первого неравенства.
«Как записать равносильность?» (Слайд 6)
«Давайте решим это неравенство».
(x − 7)(x + 2)≥0. Нули функции y = (x − 7)(x + 2): x = 7, x = − 2
Ответ: (−∞; −2)∪[7; ∞)
Таким образом, строгие рациональные неравенства решаются переходом к равносильному неравенству, а не строгие ― переходом к системе, в которой нужно исключить значения переменной, при которой знаменатель обращается в нуль. (Слайд 7)
IV. Закрепление полученных знаний.
(Слайд 8)
1. Решить неравенство .
Один ученик решает у доски, остальные учащиеся записывают решение в тетрадь.
(x − 2)(x + 6)≤0. Нули функции y = (x − 2)(x + 6): x = 2, x = −6.
Ответ: (−6; 2].
2. Решить неравенство.
Нули функции y = (x + 4)(x + 5)(x − 3): x = −5, x = −4, x = 3.
Ответ: (−5; −4) ∪(3; ∞)
V. Первичная проверка понимания знаний.
(Слайд 9)
Тест по вариантам (см. Приложение 1). Учащиеся записывают ответы теста на двух листах, один лист сдают учителю, другой лист оставляют у себя для проверки. По истечении времени, отведенного на тест, учащимся предлагаются ответы для самоконтроля.
VI. Самостоятельная работа или коррекция знаний. (Слайд 10)
Учащиеся, справившиеся с тестом, получают задание для самостоятельной работы (см. Приложение 1). Не справившиеся с тестом учащиеся, работают вместе с учителем ― у доски решаются неравенства.
-
1. .
Ответ: (−5; 2). -
2.
Ответ: (−∞;−2)∪(0; 3]. -
.
Ответ: (−4;−3]∪(2; ∞].
Ответы самостоятельной работы учащиеся также выписывают на отдельном листе, который оставляют у себя, а работы сдают учителю для проверки. После сдачи работ учителю, учащиеся получают ответы для самоконтроля.
VIII. Итог урока.
(Слайд 11)
- Итак, какие неравенства вы научились сегодня решать?
- Как решаются такие неравенства?
Домашнее задание: П9, №202, №2. .
Если осталось время урока, то учащимся можно предложить слайд с шутками на тему математики. (Слайд 12)