Практикум. – 2 ч.
Учебник: А.Н.Сахаров. История России с древнейших времен до конца XIXв. 10 класс, Москва, «Русское слово», §17-18.
Оборудование урока: аннимированная карта «Рост территории Московского княжества», компьютеры, раздаточный дидактический материал
Цель:
образовательная часть
- показать значение в истории складывания Московского государства деятельности Ивана III;
- знать понятия:починки, дворянство, местничество, кормление, Судебник, еретики, нестяжатели, иосифляне;
- знать даты: 1462 -1505 – хронологические рамки княжения Ивана III, 1480г. – «Угринское стояние», освобождение от Ордынского ига, 1497г. – принятие Судебника;
воспитательная часть – аппеляция к чувствам гордости за свою страну (история, с точки зрения древних греков, - это «героическая песнь»), формирование научного мировоззрения учащихся;
развивающая – отработка УУД с предметным содержанием: работа с текстом, поиск информации в одном и нескольких источниках, работа с документом, аналитические действия, картографические, обработка информации, в том числе с помощью информационных технологий.
Тип урока: модульный урок (отработка темы полностью) с использованием деятельностного подхода и проектного метода.
Хронометраж урока:
1 час:
- Организационный момент – 3мин.
- Проверка предыдущих знаний: презентация «Узнай, кто это» - 15 мин.
- Объяснение нового материала - через проблемный вопрос, ассоциации, путем составления опорного конспекта на доске, первичное закрепление – 20 мин.
- Объяснение индивидуальных заданий на практикум – 5 мин.
2час:
- Практическая работа по 5 вариантам – 30 мин.
- Вторичное закрепление - демонстрация выполненных работ – 10 мин.
- Объяснение домашнего задания: повторить записи в тетради, устно ответить на вопросы: № 14 и 15 после § 17, № 10 после § 18. – 5 мин.
Ход урока
После организационного момента в начале урока классу предъявляется презентация «Узнай, кто это» (см. в приложении №1). На столах лежат листы контроля (бланк см. в приложении №3). Ученики молча заполняют их ответами по мере демонстрации слайдов презентации (надо по определенным признакам узнать, о каком московском князе идет речь), сразу же дается правильный ответ, ученики сравнивают свои ответы и выставляют себе оценку за эту работу самостоятельно. Затем учитель собирает листы контроля.
Объявляется тема урока и проблемная задача, которую должны решить ребята – речь идет о московских князьях; почему же Иван III – государь всея Руси? Она появляется также на слайде презентации (см. приложение №2).
Далее учитель на доске, а ученики – в тетрадях составляют опорный конспект на тему «Характеристика государства при Иване III». Эта часть урока (объяснение нового материала) может разворачиваться в 2 вариантах. Если класс достаточно сильный, то сначала можно предложить ребятам вспомнить, какие ассоциации вызывает у них тема урока, что вспоминается в связи с именем Ивана III, записать их ответы в виде ключевых слов на доске, а затем распределить по сферам деятельности (см. приложение№ 2), добавив неназванное. Если класс заведомо слабый, то не стоит терять время даром. Заполняем опорный конспект: сферы экономики, социальную, духовную учитель объясняет сам в целях экономии времени (эта информация содержится в разбросанном виде на страницах §18), а сферу политики – вместе с учениками. Позиция «освобождение от ордынской зависимости» формулируется учениками после изучения отрывка из летописной повести «О стоянии на Угре»…Князь великий… взял благословение, пошел на Угру … Ахмат же пришел к Угре со всеми силами, хотя перейти реку… И пришли татары, начали стрелять, а наши – в них… Наши поразили многих стрелами и из пищалей, а их стрелы падали между нашими и никого не задевали. И отбили их от берега. И много дней наступали, сражаясь, и не одолели, ждали, пока станет река… Когда же река стала… случилось чудо Пречистой: одни от других бежали, и никто никого не преследовал.
Вопросы к документу:
- О каком событии пишет русская летопись?
- Где происходит это событие?
- На чьей стороне летописец?
- Как называется эта летописная повесть?
Позиция «рост территорий» - с помощью иллюстраций (диаграммы в презентации к уроку и аннимированной карты) (см. приложение №2 и №5). Позиция «централизация власти» изучается по тексту учебника (стр. 233-236) с последующим составлением схемы управления (см. приложение №2) . Позиция «законы - Судебник 1497г» - через познавательную беседу по тексту учебника (стр. 236). После завершения составления конспекта учитель подводит учеников к выводам, доказывающим, что Иван III управлял единой Россией (единая территория, наличие символов власти, единая система власти, суверенитет, единое законодательство) (см. приложение №2). В ходе беседы идет первичное закрепление учебного материала, учитель уточняет для себя, какие вопросы у кого западают и принимает окончательное решение по тому, какие задания будут предложены для практической работы.
На втором уроке ученики приступают к выполнению практических заданий (см. приложение № 4). Демонстрация выполненных работ станет вторичным закреплением пройденного материала. Оценки за выполненные задания объявляются в ходе демонстрации.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:
- А.Н.Сахаров. История России с древнейших времен до конца XIXв. 10 класс, М., «Русское слово»
- С.И.Козленко. Методические рекомендации при изучении предмета на профильном уровне,М., «Русское слово», 2005г.
- Г.И.Старобинская. Рабочая тетрадь к учебнику А.Н.Сахарова «История России» 10 класс, часть 1,
- А.А.Данилов. История России IX – XIXвв. Справочные материалы., М., «Владос», 1998г.
- Г.Г. Левитас. Технология учебных циклов, М., «Аркти», 2006г.
- А.Т. Степанищев. История России IX –XXвв. Схемы., М., «Владос», 2001г.
- Р.В. Пазин. История России. Анализ исторического источника. Задания С1-С3. Подготовка к ЕГЭ, Ростов-на Дону, 2011г.
- Г.И.Старобинская, Е.В.Николаева. Электронное пособие по истории России IX – XIXвв.
- Е.В.Николаева. Опыт интеграции в профильном классе школы надомного обучения. Сборник «Надомное обучение» МИОО № 11, 2010г.