Основные приемы вязания крючком

Разделы: Технология


Вид учебного труда: вязание крючком, освоение простейших приёмов вязания.

Цели урока:

  • Образовательные: познакомить школьниц с образцами вязания крючком; провести сравнение изделий, связанных спицами и крючком; определить область применения изделий, выполненных при помощи крючка; научить правилам набора петель и вязанию столбика без накида с применением правил безопасной работы, ознакомить учащихся с условными обозначениями.
  • Воспитательные: воспитывать усидчивость, аккуратность, взаимопомощь.
  • Развивающие: развивать логическое мышление, умение сопоставлять, сравнивать, развивать художественный вкус.
  • Социализирующие: овладение учащимися навыками и приёмами вязания крючком, выполнение социально значимых изделий, знакомство с профессией «вязальщица».

Задачи, которые необходимо решить в процессе её достижения

  1. Повышение общего уровня культуры школьников за счёт получения дополнительной информации.
  2. Формирование гражданской позиции, подготовка к сознательной и ответственной жизни.
  3. Усовершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование работы, сбор информации, изготовление общественно значимых изделий, анализ результатов)
  4. Развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками и людьми старшего возраста, умений соблюдать субординацию в отношениях.

Средства обучения.

  1. Образцы крючков
  2. Образцы разных видов пряжи
  3. Инструкционные карты по теме урока
  4. Презентация к уроку
  5. Лучшие проектные работы прошлых лет по вязанию крючком
  6. Компьютер и проекционная система.

Оборудование.

  • Для учителя - наглядные пособия. Выполненные учащимися разных лет, схемы разных узоров, репродукции картин ( с примерами вязаной одежды). Компьютерная и проекционная система для показа презентации к уроку.
  • Для учащихся- набор крючков и образцы разного вида пряжи, ножницы, раздаточный материал с обозначением приёмов вязания и условными обозначениями в схемах.

Оформление доски: тема урока, плакаты, репродукции картин.

План урока.

  1. Организационный момент
  2. Повторение изученного материала
  3. Сообщение и беседа по теме.
    3.1. Повторение
    3.2. Немного из истории возникновения вязания.
    3.3.Просмотр презентации и ответ на вопросы.
  4. Практическая работа.
    4.1.. Как правильно подобрать пряжу для вязания?
    4.2. Провести инструктаж.
    4.3. Раздать инструкционные карты.
    4.4. Провести практическую часть урока.
  5. Выполнить самооценку полученных учащимися образцов.
  6. Подвести итог урока, выставить оценки.

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Повторение изученного материала

  1. Какие виды декоративно-прикладного творчества вы знаете?
  2. Как называется вязаная ткань?
  3. Какие приёмы являются основными при вязании спицами и крючком?
  4. Как выбираются размеры спиц?
  5. Как использовать старую пряжу?
  6. Какие нитки для вязания вы можете назвать?

3. Сообщение и беседа по теме.

3.1. Повторение. Обратите внимание на образцы стендах и в учебнике.(стр 150 рис 109 и стр 153 рис 113 в учебнике «Технология» 7 класс , Вентана-Граф, 2008, ВД Симоненко). Отличаются ли они от привычных нам образцов, выполненных спицами?

Какие петли являются основными при вязании спицами? Правильно: лицевые и изнаночные, которые в сочетании друг с другом давали полотно с нужным рисунком.

Какие виды рисунка вы можете назвать? Правильно: платочная вязка, чулочная, «резинка». Новые ряды образовывались при провязывании новых петель и их снятии с одной спицы на другую. При вязании крючком все операции будут выполняться одним предметом- крючком. С его помощью вы научитесь делать набор петель и вывязывать основные детали столбики и полустолбики.

Крючок позволяет делать вязание ажурным и плотным, использовать разные рисунки (растительные, животные, геометрические, символические орнаменты), также выполнять не только утилитарную функцию (согревать в холодное время года), но и эстетическую и нести в себе народные традиции.

3.2. Немного из истории возникновения вязания.

Вязание - один из интересных и полезных видов декоративно-прикладного искусства. Установить точно, когда зародилось ручное вязание , трудно, ведь трикотаж не камень, ему трудно сохраняться веками. Древнейшие дошедшие до нас вязаные предметы учёные относят к III-V в. н.э. сложность рисунка, тонкость деталей и расцветки свидетельствуют о высокой технике вязания. При раскопках гробниц в городе Антиное в Египте был обнаружен вязаный шерстяной носок с яркими цветными полосками (IV-V вв.н.э.). Интересно, что большой палец был отделён от остальных для продевания ремешка сандалии. Приблизительно к тому же периоду относятся найденные в германских гробницах вязальные спицы и длинные шерстяные штаны с пришитым носком. Если исходить из того, что в древности каждый вид труда развивался медленно, не исключено, что люди научились вязать за несколько столетий до нашей эры. Самыми искусными вязальщиками древности считались арабы. Фрагменты прекрасного арабского вязания (VII-IXвв.н.э.) с красивыми и сложными геометрическими орнаментами ярких расцветок были обнаружены в Египте в Фостате (Каир), а позже была найдена часть вязаного шарфа с подобным орнаментом (XII в.н.э.). на основе этих находок заключили, что прародиной вязания был Ближний Восток. В XII-XIII вв в результате походов норманнов и проникновения их культуры в Европу вязание,которое они переняли от арабов. Распространилось во многих странах: Италии, Испании, Франции, Англии, Шотландии, Гермении, в странах Балтии. Вязали в основном предметы для рук и ног. Во Франции в 1206 году вышла «Книга рукоделия» Этьена Пуало, где упоминаются вязальщики шапок. Большую известность получил национальный головной убор шотландцев – вязаный берет.

В XIV-XV вв.научились вязать колпаки( капюшоны) и даже верхнюю одежду. В Германии известна храмовая картина художника Бьертрама, написанная около 1390 г., «Мадонна с вязанием», изображающая Деву Марию вяжушей на пяти спицах рубашку для младенца. В конце XV-XVIвв. Вязание завоевало всю Европу. Так, шведский король Эрик XIV, любивший роскошь, выписал для себя пару шелковых чулок, стоивших столько же, сколько получал за год королевский сапожник. Чулки носили в Англии короли Генрих IX, ГенрихVIII, во Франции – Карл IX, Генрих III, Елизавета Английская. Интересно, что вязание вначале было исключительно мужским ремеслом, и лишь позднее, когда широко распространилось, им стали заниматься женщины. В это же время появляется первая вязальная машина, которую придумал английский священник Вильям ЛИ. Принцип работы машины и её важнейший элемент- игла с крючком на конце - сохранилась в современных вязальных машинах. В XVIII в. появляются трикотажные кофты. Трикотажное производство было механизировано только в XIX в.

В России с давних времён крестьянки вязали чулки, носки, варежки из овечьей шерсти. Обычно, эти изделия были одноцветными, но в некоторых северных губерниях, а также в Рязанской, Пензенской, Тульской праздничные вязаные изделия украшались нарядным орнаментом, узором и имели народные названия. Вязание варежек было очень распространено в странах Балтии. Они делались не только с целью защиты от холода, но имели значение в старинных обрядах сватовства, свадьбах, похоронах.

Совершенно уникальным является ручное узорчатое вязание в знаменитом промысле оренбургских пуховых платков, возникшем в XVIII в. здесь изготавливали платки двух видов: плотные пушистые из серого пуха и тонкие ажурные из белого. Последние восхищают красотой узора, лёгкостью и высочайшим мастерством исполнения. Такой платок размером 2X2 весит всего 70 грамм. Искусство вязания оренбургских платков и до сегодняшнего дня передаётся из поколения в поколение.

Эксперт в области вязания крючком и мировая путешественница Анни Поттер рассказывает нам, что в 1916 Волтер Эдмунд Рот (Walter Edmund Roth) посетил индейцев из Индийской Гвианы и нашел у них примеры настоящего вязания. Другой исследователь, Лиза Палудан (Lis Paludan) из Дании, ограничившая свой поиск истоков вязания крючком территорией Европы, выдвинула 3 интересные теории.
Первая: Вязание крючком зародилось в Аравии, распространилось на восток до Тибета и на запад до Испании, откуда проходили арабские торговые маршруты к другим странам средиземноморья.
Вторая: Самые первые сведения о вязании крючком пришли из Южной Америки, где первобытные племена в качестве символа половой зрелости использовали украшения, связанные крючком.
Третья: в Китае первыми известными образцами были объемные куклы, связанные крючком.
В старину на Руси вязание крючком было широко распространено, потому что давало людям возможность украшать своё жилище. В каждой крестьянской избе имелись полотенца, украшенные каёмкой кружевов, связанных вручную крючком. Особое значение придавалось вещам, если в доме подрастала девочка. Ей готовили приданое, а отделку она готовила сама: для полотенец, покрывал, накидок на подушки, скатертей и др.

В наше время вязание остаётся популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые модные узоры и модели. Можно сказать, что трикотаж сегодня- фаворит моды. Трудно представить себе наш гардероб без трикотажных вещей. Благодаря её прекрасным качествам такую одежду можно носить с утра до вечера, в будни и праздники.

3.3. Давайте посмотрим презентацию «Основы вязания крючком» и ответим на вопросы.

  1. Какие изделия, связанные крючком, вы можете назвать? Какова их область применения?
  2. Какие детали крючка вы можете назвать?
  3. Из каких материалов изготавливают крючки?
  4. Назовите элементы вязания крючком. Воспользуйтесь представленной схемой.
  5. Как правильно подобрать крючок?
  6. Какие способы вязания крючком вы можете назвать?
  7. Какие правила вязания по кругу необходимо соблюдать?

4. Практическая работа.

4.1. Как правильно подобрать пряжу для вязания?

К основным свойствам ниток относятся: толщина, длина, крутка, ровность нити, упругость и прочность.

Упругость и прочность нити-свойства, дополняющие друг друга. Если нить пружинит при растяжении, то изделие будет хорошо носиться и сохранять форму. Если нить не прочная, то её рекомендуется усилить более прочной нитью. Из сильно крученых ниток ( при разматывании образуются петли) изделие получается жестким, неэластичным, плохо сохраняет тепло, но отлично держит форму ( их лучше использовать для изготовления сумок, тапочек и т.д.). В зависимости от назначения изделия подбирают и толщину ниток. Для зимних и спортивных изделий берут более толстые нитки с большой способностью удерживать тепло, для летних изделий подойдут тонкие с низкой способностью удерживать тепло и высокой способностью впитывать влагу и пропускать воздух. Изделия для детей вяжут преимущественно из натуральных нитей мягких на ощупь. Покупая пряжу в магазине. Сохраняйте ярлычок, который несёт информацию о процентном содержании волокон различного происхождения, вес, приблизительную длину в метрах. Эти сведения вам помогут правильно рассчитать количество пряжи, необходимой для изготовления, учесть назначение изделия и правильно ухаживать за готовым изделием.

Учитель демонстрирует образцы нитей.

Пряжу можно использовать как новую, так и бывшую в употреблении. Для этого старое изделие необходимо распустить, перемотать в мотки, выстирать, сушить в мотке с подвязанным грузом (чтобы нитки стали ровными) и перемотать в клубки. Перед началом работы производят работу на плотность вязания, вяжут пробный образец с заданным количеством петель и рядов. Размер образца сравнивают с указанным в инструкции размером, например 10X10. Ели они совпали, то плотность вязания является эталонной и у вас расход ниток совпадёт с моделью и модель получится указанного размера. Если образец меньше, то следует взять более толстый крючок, если больше, то наоборот более тонкий. При замене крючка попробуйте вязание на плотность ещё раз.

Для закрепления вязания после выполнения работы необходимо обрезать нить и протянуть её через последнюю петлю на крючке, затягивая петлю.

4.2. Провести инструктаж. Просмотр презентации « Охрана труда при вязании»

4.3.. Раздать инструкционные карты.

4.4. Провести практическую часть урока.

5. Выполнить самооценку полученных у учащихся образцов.

6. Подвести итог урока, выставить оценки.

Используемая литература.

  1. ВД. Симоненко «Технология» 7 класс. Москва. Изд. центр «Вентана-Граф».2008.
  2. Власова АА. «Вязание крючком» изд. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2000 г
  3. Межуева ЮВ. «Технология» 7 класс. Тетрадь. Изд. «Лицей» 2006.

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Презентация 1
Презентация 2