Урок физики "Автомобиль и здоровье человека"

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: познакомить обучающихся с влиянием автомобилей на здоровье человека и выяснить является ли он другом или врагом.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Ход урока

(урок начинается с показа первых двух слайдов презентации)

Учитель:

В настоящее время автомобиль стал незаменимым помощником. Имея собственную машину, можно не только быстро и без проблем добираться до места работы, но и совершать крупные покупки, путешествовать за город и даже ездить на отдых. Однако повышение комфорта, которое влекут за собой покупка и эксплуатация автомобиля, негативно влияет на здоровье человека – как водителя, так и пассажиров, ежедневно пользующихся этим транспортом.

Одной из острых экологических проблем настоящего времени является загрязнение атмосферного воздуха (слайд 3). Автомобильный транспорт является одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды. В масштабах Российской Федерации доля автотранспорта в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу всеми техногенными источниками достигает в среднем 43%, в выбросах “климатических” газов – порядка 10%. Доля загрязнения автотранспорта в загрязнение атмосферного воздуха крупных городов достигает 85-90%. Наибольшая доля этого ущерба (до 60%) связана с перевозками пассажиров легковыми автомобилями.

На конференции в Рио-де-Жанейро ученые всего мира решали только один вопрос: “Как всем нам выжить”.

А для этого мы должны научиться жить не только сегодняшним днем. Наступил период, когда общество вынуждено четко соизмерять свою активность с возможностями природы, если раньше природа устраивала человека, то теперь человек должен устраивать природу. Парадоксально, но человек, создавший чудеса науки и техники по уровню сознания так и остался примитивным потребителем (слайд 4)

Самый страшный зверь на Земле” - гласит надпись на входе в один из германских зоопарков. Когда заинтересованный посетитель заглядывает внутрь за железную решетку, он видит самого себя в зеркале.

Безосновательна ли такая надпись. Ответ на этот и на многие другие вопросы мы попытаемся найти на этом уроке.

Выступление 1 учащегося:

В настоящее время в странах мира насчитывается более миллиарда автомобилей, в Кузбассе более 900 тыс., в Юрге – около 30 тыс., в Юргинском районе 4575 автомобилей.

ХХ век принес человечеству немало благ, связанных с бурным развитием научно-технического прогресса. Однако он же и поставил жизнь Земли на грань экологической катастрофы. (5 cлайд. Схема воздействия транспорта…)

Выступление 2 учащегося:

Выхлопные газы двигателей содержат сложную смесь из более двухсот компонентов, среди которых немало канцерогенов. Вредные вещества поступают в воздух практически в зоне дыхания человека, поэтому автомобильный транспорт следует отнести к наиболее опасным источникам загрязнения атмосферного воздуха. По оценкам экспертов с отрицательными факторами действия на окружающую среду выхлопов автомобилей связано 36% случаев заболеваний, более 38% неправильного развития и формирования личности. Именно экологические условия и образ жизни сокращают продолжительность жизни обитателей больших городов на 6-7 лет. Сегодня уже невозможно представить жизнедеятельность человека без использования автотранспорта, но постараться сократить вредные выбросы отработанных газов в атмосферу необходимо.

Слово учителю:

Давайте выясним автомобиль друг или враг? (Слайд 6)

Выступление 3 учащегося:

В настоящее время автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Это известно всем, но то, что машины из блага цивилизации может превратиться в ее бич, мы, к сожалению, стали понимать совсем недавно. Чем больше машин выходит на улицы, тем труднее гражданам примириться с их стальным гудением и чадящим потоком. Это оксиды азота, углеводороды, оксиды углерода, сернистые соединения, соединения свинца, ионы тяжелых металлов, а также твердые частицы (сажа). (Cлайд 7)

В Кемеровской области с охраной природы сложилась кризисная ситуация, которая приближается к катастрофической. Хозяйственная деятельность, связанная с освоением природных богатств, развитием промышленности, сельского и лесного хозяйства, транспорта, сопровождается поступлением в окружающую среду целого ряда вредных веществ. Загрязняя атмосферу, воду, почву.

(8 слайд с содержанием выхлопов:)

Мы дышим воздухом, в котором более 200 вредных примесей. Пьем воду, в которой также имеются токсичные вещества. Употребляем продукты питания, содержащие разнообразные химические красители и добавки, гербициды, пестициды. Поэтому в районах со сложной экологической ситуацией, каким и является и Кузбасс, снижается продолжительность жизни людей, большая смертность. Это результат того , что в Кузбассе устаревшие технологии на большинстве предприятий ведущих отраслей хозяйства и увеличилось количество единиц автотранспорта.

Выступление 4 учащегося: (9 слайд)

Оксид углерода обладает наркотическим действием, раздражающе действует на кожу и слизистые оболочки. Оксид углерода при вдыхании связывается с гемоглобином крови, вытесняя из нее кислород, в результате чего наступает кислородное голодание, которое, прежде всего сказывается на центральную нервную систему. Высокая концентрация оксида углерода даже при кратковременном воздействии может вызвать смерть; небольшие дозы вызывают головокружение, головную боль, чувство усталости и замедленную реакцию. Оксид углерода – один из факторов, вызывающих болезнь сердца – стенокардию, т.е. уменьшение переноса кислорода к тканям, особенно пагубно для миокарда (сердечной мышцы).

Выступление 5 учащегося: (10 слайд)

Диоксид азота вызывает сильное раздражение слизистых оболочек глаз, а при вдыхании - образование азотной и азотистой кислот в дыхательных путях, которые приводят к отеку легких.

Альдегиды раздражающе действуют на глаза, дыхательные пути, поражают центральную нервную систему, почки, печень. При фотохимическом смоге воспаляются глаза, слизистые оболочки носа и горла, отмечаются симптомы удушья, обострение легочных и нервных заболеваний, бронхиальной астмы. (11 слайд)

Опасность отравления соединениями свинца усугубляется тем, что они, как канцерогенные вещества не удаляются из организма, а накапливаются в нем, также как в почве и растениях.

В организме человека свинец удерживается белками эритроцитов, затем поступает в плазму крови и достигает почек, печени и др. органов. В костях свинец накапливается постепенно и надолго остается в них.

Поражение десен, расстройство кишечника, заболевание почек, сосудов и центральной нервной системы.

Слово учителю:

Начиная со 2 половины ХХ века, и особенно в ХХ1веке, вторжение человечества в биосферу стало настолько мощным, что природа практически исчерпала свои восстановительные способности. А человек все продолжает и продолжает действовать, интуитивно надеясь, что планета сможет восполнить нанесенный ей ущерб, и снова будет шелестеть листва и веять свежий ветерок. Не будет. (Cлайд 12)

Не будет, если мы не возьмемся исправлять уже содеянное человеком и не перестанем вести себя в биосфере как слон в посудной лавке. Творческий гений человечества должен быть направлен не на наращивание масштабов использования биосферы (чем мы занимались последние 10 тыс. лет), а на поиск новых форм ее сохранения и восстановления.

“Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля и пересесть нам некуда”.

Об этом мы должны помнить всегда.

Давайте попробуем ответить на вопрос:

Каковы пути снижения отрицательного воздействия автомобильного транспорта в городской среде?

Примерные ответы учащихся:

  1. Должны быть строгие требования к экологическим характеристикам автомобиля.
  2. Использование бензина с улучшенными экологическими характеристиками или альтернативного горючего.
  3. Необходим новый экологически чистый автомобиль, хоть он и будет стоить дороже. (Cлайд 13, 14)

Слово учителю: (слайд 15)

В заключении мне хочется привести слова американского ученого Роберта Винера, к которым должно прислушаться человечество, чтобы жить в гармонии с природой: “Мы столь радикально изменили нашу среду, что теперь для того, чтобы существовать в этой среде, мы должны изменить себя”.