Цели:
Обучающие:
- углубить знания о функциях «Ь» в различных частях речи;
- закрепить сформированные умения употреблять «Ь» для обозначения мягкости согласных и правописания слов с «Ь» – разделительным;
- проверить умение правильно писать глаголы 2 лица, единственного числа.
Развивающие:
- развивать художественный вкус у детей;
- активизировать умения, связанные с написанием «Ь» в различных частях речи;
- развивать всестороннюю личность ребенка.
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к народному художественному образу;
- воспитывать любовь к окружающему через познание устного народного творчества.
Оборудование:
- карточки;
- матрёшки;
- интерактивная доска;
- компьютер.
Ход урока
1. Организационный момент
Все дети одеты в русские народные костюмы; они встречают гостей у дверей класса.
Ведущий 1: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте.
Ведущий 2: Давно мы вас ждём – поджидаем, урок народного фольклора без вас не начинаем.
Ведущий 1: У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко.
Ведущий 2: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому сказку, кому загадку, а кому и хороводную.
Гостей пропускают вперед, они рассаживаются по местам, затем дети входят в класс и садятся за парты. В классе оформлена выставка изделий народного промысла: Павлово-Посадские платки, вологодские кружева, дымковские игрушки, хохлома, гжель и т.д.
Ведущий 1: Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Ведущий 2: В тесноте – не в обиде!
2. Сообщение темы урока
Приложение 1. Слайд 1.
Исследовательская работа: где пишется мягкий знак.
– Открыли тетради по русскому языку и записали число.
– Мы начинаем урок народного фольклора, на котором вспомним о роли «Ь» в разных частях речи. Начнём его с минутки чистописания. Сегодня повторим написанием буквы «л», соединения с этой буквой и слова, в написании которой она встречается. Запишите образец, написанный на доске: ал ел ил ла ле ли
– Внимательно посмотрите на доску прочитайте слова, которые здесь записаны:
грустить, понравиться, любить, сердиться, злиться, ласкать, веселиться, обнять, печалиться, уважать, любоваться
– Что обозначают эти слова?
– На какие вопросы отвечают?
– Какую часть речи обозначают данные слова?
– Можно ли определить у глаголов в неопределенной форме время, лицо, число?
– Прочитайте только те глаголы, которые имеют ласкательное значение.
В тетради запишите только те глаголы, которые начинаются с буквы «л»: любить, ласкать, любоваться.
3. Постановка проблемного вопроса
– Какую роль играет «Ь» в этих словах?
– Приведите свои примеры.
– В сочинение на какую тему можно использовать эти глаголы?
– Составьте предложение с одним из глаголов. Лучшее предложение с комментированием мы запишем на доске и разберем его по членам предложения.
4. Словарная работа
– А кто из вас умеет загадки загадывать?
Дети загадывают загадки, а отгадки записывают в тетради.
– Послушайте мою загадку: Слайд 2.
Весной зеленела,
Летом загорала.
Осенью одела красные кораллы.
В сенокос она горька,
А в мороз сладка.
Что это за ягодка?… (Рябина.)
– Послушайте, почему рябину так назвали. Слайд 3.
– Все вы знаете русскую народную сказку «Курочка – ряба». Её назвали так за пестрые перышки. Раньше прилагательное «рябой» обозначало «пестрый». Если весной посмотреть на рябину, то она пестрит от зелёных листьев и белых цветов. Пестрит – рябит. Рябит! Устно подберите к этому слову однокоренные слова: рябит, рябь, рябушка
– Как же пишется слово «рябина»?
– Какую орфограмму имеют наши отгадки? …словарное слово.
5. Работа по бригадам
Ведущий 1: Гости дорогие! А вы знаете, чем славится земля русская? Слайды 4–12
Дымковской игрушкой!
Тульским самоваром!
Палеховской шкатулкой!
Жостовским подносом!
Русским сарафаном!
Расписными матрешками!
Ведущий 2:
Кто матрёшку создал, я не знаю,
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-встанькой, как живая
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер?
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуёмной страсти,
Истинную русскую красу.
Поиск решения.
Командиры бригад, возьмите по матрёшке, откройте её и достаньте карточку со словом, спрятанным в матрёшке. Выполним задание: от данного слова образовать однокоренные слова: ночь, дочь, печь, мышь.
А теперь проверим работу. Командиры выберут карточку, на которой записан способ проверки:
на контроль: проверяет учитель во время урока;
проверка парами: дети меняются тетрадями;
проверяет командир: командир собирает тетради и поочередно их проверяет;
«лидер»: бригада выбирает ученика, который проверяет тетради в своей
бригаде.
– Приведите примеры однокоренных слов к слову «ночь».
– Проведём морфологический разбор слова «ночь».
6. Алгоритм морфологического разбора слова:
* часть речи
* начальная форма
* собственное или нарицательное
* одушевлённое или неодушевлённое
* род
* склонение
* число
* падеж
* синтаксическая роль в предложении.
– Что интересного заметили в написании этого слова?
7. Физкультминутка. Слайд 13.
– Гости дорогие, не хотите ли вы хороводную посмотреть?
Под русскую народную песню проводится хороводная.
8. Тренировочные упражнения
Ныне гуляшки, завтра гуляшки, находишься и без рубашки.
– Какие орфограммы встретились при написании данных пословиц?
* Ь – разделительный;
* Ь – в окончании глагола 2 лица, ед.ч.
9. Проверка
10. Итог урока
– Какой вопрос звучал в начале урока?
– Как мы на него ответим?
1) «ь» показатель мягкости согласных;
2) «ь» разделительный;
3) «ь» в именах существительных ж.р. в конце слова после шипящих;
4) «ь» в глаголах 2 лица, единственного числа, настоящего времени.
Дело небогато, да сделано рогато. Слайд 14.
Птица сильна крыл . ями, а человек дружбой.
Что посе... , то и пожн... .
На работу с радост . ю, а с работы с гордост . ю.
11. Задание на дом
На доске написаны пословицы, списать их, вставляя пропущенные буквы.
Поспеш... – людей насмеш... .