Цель: сравнить свойства предельных одноосновных кислот с позиций знаний об электролитах и особенности их строения.
Задачи:
- Формировать представления учащихся о карбоновых кислотах в свете теории электролитической диссоциации
- Формирование умения предсказывать свойства соединений исходя из особенностей строения веществ, проводить исследования, делать обобщающие выводы.
- Расширять химический кругозор учащихся, о применении муравьиной и уксусной кислот в жизни человека и их значении в природе.
Вид занятия: урок исследование с использованием ИКТ.
Межпредметные связи – с биологией «Живые организмы – состав клетки».
Наглядные пособия: «Электронные уроки и тесты» Просвещение – Медиа Серия «Химия в школе»
Раздаточный материал:
- Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, держатель.
- Реактивы: растворы муравьиной и уксусной кислот, аммиачный раствор оксида серебра, цинк, гидроксид натрия, оксид хрома, карбонат натрия, лакмус.
Технические средства: Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Приложение 1 – Презентация, Приложение 2 – Технологическая карта.
Ход урока
Организационный момент
Учитель: На прошлом занятии мы с вами начали изучать химические свойства предельных одноатомных карбоновых кислот. Многие из них нам были известны и ранее. Ряд кислот как пищевые применяют в виде добавок для придания специфического вкуса или консервации.
- Назовите эти кислоты.
Возможные ответы учащихся: Уксусная кислота используется как вкусовое средство, так же для консервирования овощей и фруктов. Молочная кислота – при получении молочнокислых продуктов. Винная кислота в производстве лимонада. Лимонная кислота как вкусовой ароматизатор и консервант. Яблочная кислота в производстве напитков.
Учитель: Название некоторых кислот произошли от продуктов питания или объектов живой природы, где впервые они были обнаружены.
- Приведите примеры известные вам:
Возможные ответы учащихся:
Муравьиная кислота. Английский естествоиспытатель Джон Рей впервые исследовал муравьиную кислоту еще в 1670 году. Выделена она была из ядовитых железок муравьев, им она и обязана своим названием.
Уксусная кислота. Уксусная кислота известна человечеству с более давних времен, получают ее как продукт брожения вина, в древней Греции все кислоты называли «оксос».
Учитель: Определите тему и цель нашего урока.
Тема нашего урока «Исследование свойств муравьиной и уксусной кислот»
Цель – изучить свойства предельных одноосновных карбоновых кислот, опираясь на знания об особенностях строения данных веществ через исследовательскую деятельность.
Учитель: Как вы думаете, почему уксусная кислота относится к пищевым, а муравьиная нет, хотя она содержится в листьях крапивы?
Ваши предположения.
- Какие свойства вам известны данных кислот?
- Какие свойства предельных одноосновных карбоновых кислот вам известны с прошлого занятия?
- С чего начинается любое химическое исследование?
Исследование общих свойств муравьиной и уксусной кислот.
У вас на партах находятся Приложения, которые помогут вам ориентироваться в этапах урока.
Составьте таблицу по образцу в тетради для записи результатов исследования.
Первым знакомством с веществом является изучение их физических свойств.
Не забывая о правилах по технике безопасности. опишите физические свойства данных кислот.
- Почему безводную уксусную кислоту называют «ледяная уксусная кислота».
Безводная уксусная кислота при охлаждении застывает в кристаллическую массу, напоминающую лед + 16.0°С. Она впервые была в таком виде получена в конце 17 века русским ученым Ловицем.
Вам выданы готовые растворы.
- Почему данные кислоты растворимы в воде?
- Почему они имеют специфический запах?
Муравьиная и уксусная кислоты относятся к первым представителям данного класса. Поэтому по логике должны обладать общими с другими кислотами свойствами.
Химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот:
СН3-COOH + NaOH = СН3-COONa + Н2О
НСООН + NaOH = ? + ?
- Как называются данные реакции?
- Как называются соли полученные в эксперименте?
Особое место занимает реакция с металлами
- Какие металлы будут реагировать с растворами кислот?
Проведите реакции муравьиной и уксусной кислот с магнием. Составьте уравнения реакций.
2НCOOH + Mg = Н2 + (HCOO)2Mg.
СН3СООН + Mg = ? + ?
- Что доказывают данные опыты?
- Какая кислота с позиции тэд более активная?
- Почему вы так решили?
Изучение особых свойств муравьиной кислоты.
Рассмотрите строение муравьиной кислоты
- Какая особенность в строении муравьиной кислоты наблюдается?
- Как отличить муравьиную кислоту от уксусной ?
- Как можно доказать, что в данном сосуде находится муравьиная кислота с помощью качественных реакций на альдегидную группу?
- Проведите реакцию «серебряного зеркала»
Напишите уравнения реакций.
- Реакции окисления протекают до образования конечного продукта углекислого газа?
Составьте уравнения реакций
- Что вы узнали об уксусной кислоте
- Что вы узнали о муравьиной кислоте
Итог урока
Назовите 5 способов применения полученных знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
Использование муравьиной и уксусной кислот:
Муравьиная кислота находит широкое применение в различных отраслях народного хозяйства: в качестве протравы при крашении тканей, используемой при обработке шкур, рефлекторно действующее средство при ревматических и неврологических болях, качестве дезинфицирующего и консервирующего средства.
Уксусную кислоту используют при консервации и как приправу к пище. Из уксусной кислоты синтезируют лекарства, соли, ацетатный шелк, фруктовые эссенции, растворители лаков, красители для тканей, средства борьбы с насекомыми и болезнями растений, стимуляторы роста растений.
Домашнее задание: § 20
Литература:
- Учебник химии 10 класс автор Габриелян О.С.
- Карбоновые кислоты Урок-ярмарка Т.Л. Гладченко, учитель Икрянинской средней школы (с. Икряное, Астраханская обл.)