Цели:
- воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою малую родину, уважение к прошлому и настоящему;
- помочь подрастающему поколению стать достойными людьми своей республики;
- воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны.
Оборудование: карта Удмуртской Республики, портрет П.И. Чайковского, портреты поэтов Удмуртии, компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Ход мероприятия
Учитель: Есть большая страна на планете – Россия. В самом сердце её находится наша Удмуртия. 4 ноября 2010 года – 90 лет со дня образования республики.
(слайд 1-4)
Хватает Волге широты и сини,
Но с Камою она ещё синей,
И для меня бы не было России
Без маленькой Удмуртии моей
(Ф.И. Васильев)
Вот некоторые штрихи к её портрету:
(2 ученика в национальных костюмах ведут диалог):
– Имя?
– Удмуртская Республика.
– Дата рождения?
– 4 ноября 1920 года.
– Состав?
– Проживает более 70 национальностей, русских – 60,1%, удмуртов – 29,3%, татар – 6,9 %, другие национальности – 3,7% (слайд 5)
– Местоположение?
– Размещена на западе Урала в междуречье Камы и Вятки, территория -42,8 тысяч км
– С кем граничит?
– УР расположена на Восточно-Европейской равнине в междуречье Камы и Вятки. На западе и севере граничит с Кировской, а на востоке с Пермской областями, на юге – с Татарстаном, юго-востоке–с Башкортостаном.
– Чем богата Республика?
– нефть, каменный уголь, торф, минеральные руды, минеральные источники....
Учитель:
Нашу Республику справедливо называют краем чистых родников, глубоких рек, зелёных лесов. Древние обитатели бассейнов рек Камы, Чепцы и Вятки освоили этот край ещё со времён каменного века. Здесь на протяжении многих тысячелетий проходило формирование удмуртов – коренного народа Республики. Все чаще и чаще люди задумываются над тем, а где же их корни, откуда они родом? Возвращение к родным истокам занимает особое место в жизни человека. Чем глубже корни, тем крепче ствол дерева, раскидистее ветви, тем сильнее противостоит оно бурям и непогоде, морозам и засухе.
Чувство Родины всегда многоветвисто, многолистно. Итак – Удмуртия... На карте России она занимает совсем немного места. От Ижевска до Москвы 1129 км. Земля наша дает начало Каме и Вятке, сотням других рек и речушек. «Край родниковый» – так любовно и трепетно первым назвал свою родину талантливый поэт Владимир Семакин, имея в виду не только окружающую природу, но и помыслы людей – они чисты, прозрачны, как родниковая вода.
У живущих в краю родников и характер другой: они, как нам кажется, более сердечны, тактичны и сильны духом. Удмуртский народ издавна понимал и ценил силу объединения, силу большой, дружной семьи.
Общая протяжённость границ 1800 км. Территория – 42061 кв. км. По площади превышает Бельгию, Нидерланды, Швейцарию. Территория ее вытянута с юга на север до 320 км, с запада на восток почти на 200 км. Столица УР – г. Ижевск. В республике 25 районов, 5 городов.
(слайд 6)
1-й чтец:
Кто хоть раз пройдёт вдоль наших рек,
В синие глаза озёр заглянет,
Для того – поверьте сами – станет
Край Удмуртский памятен навек!
2-й чтец:
Мала ты для целой России,
Огромна же в сердце моём,
И места роднее, красивей
Удмуртии мы не найдём!
3-й чтец:
Цвети моя Удмуртия,
Родная сторона!
На всей земле огромной
Такая ты одна...
1-й чтец:
Родник с водою чистою,
Леса, луга, поля.
Здесь всё родное, близкое,
Здесь родина моя.
2-й чтец:
От ветра низко клонится
Рябина у ворот.
И кружит за околицей
Берёзок хоровод,
Бежит тропинка узкая
И манит вдаль меня:
Прекрасная, удмуртская, любимая земля.
3-й чтец:
Край покорит всех красотою
Прикамских речек и озёр,
И кладовые здесь откроют
Богатства местного простор.
Учитель:
Промышленность начала развиваться наиболее интенсивно во второй половине 18 века со строительством Ижевского, Воткинского, Камбарского, Пудемского железоделательных заводов. В Республике выпускают автомобили, оружие, редукторы, стиральные машины, газовые плиты, долота, буровые насосы и т.д.
В сельском хозяйстве развиты животноводство, растениеводство, пчеловодство, выращивают кормовые культуры, картофель, лен, овощи. Богата и разнообразна природа Удмуртии, но главная её ценность – это люди. Много известных людей вырастила Удмуртия: поэты и писатели, художники и композиторы, спортсмены и журналисты. В нашем крае родился гений русской музыки П.И. Чайковский.
1-й ученик:
(слайд 7-8)
Петр Ильич Чайковский родился в 1840 году в Воткинске. Там отец композитора служил директором Горного завода. Родители будущего композитора были музыкальны, и в доме нередко проходили любительские концерты. Вокруг звучали крестьянские песни. В 1866 году Чайковский переехал в Москву. Его пригласил преподавать в только что открывшуюся Московскую консерваторию Николай Григорьевич Рубинштейн. Чайковский появился в Москве, будучи автором лишь многочисленных ученических работ, которые он сочинял во время учебы в консерватории. В течение очень короткого времени он стал одним из самых значительных современных музыкантов России, его известность становилась все более широкой. Появилась и Первая симфония Чайковского, названная им "Зимние грёзы». Он считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 сочинений, в том числе 10 опер и 3 балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, 7 симфоний, 4 сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.
В средине 1880-х Чайковский возвращается к активной музыкально-общественной деятельности. Музыка Чайковского получает известность в России и за границей. Последние годы своей жизни композитор провёл в Клину, Московской области.
2-й ученик:
(слайд 9)
Ашальчи Оки – литературный псевдоним удмуртской поэтессы Акилины
Григорьевны Векшиной. Акилина Григорьевна родилась в крестьянской семье в деревне Кузебаево. Получила образование в Карлыганской Вотской учительской школе – 1914 год, на Казанском рабочем факультете – 1921 год и медицинском факультете Казанского университета – 1927 год. Первые стихи и рассказы Ашальчи Оки появились в 1918 году на страницах удмуртских газет «Гудыри» и «Виль синь». В 1928 году печатаются первые сборники стихов «У дороги» («Сюрес дурыы») и «О чем поет вотячка». В 1933 году обвинялась в связях с националистами, после чего отошла от творческой работы. С 1928 года работала врачом-окулистом, заслуженный врач Удмуртской АССР. В годы Великой Отечественной войны была фронтовым хирургом, имела военные награды. После демобилизации из армии в октябре 1946 года, работала врачом Алнашской районной больницы.
После смерти поэтессы в селе Алнаши открыт музей. В 1994 году учреждена Удмуртская национальная литературная премия имени Ашальчи Оки.
3-й ученик:
(слайд 10)
Кедра Митрей (настоящие фамилия и имя Корепанов Дмитрий Иванович) [16(28).9.1892–11.11.1949], удмуртский советский писатель. Родился в с. Игра. На русском языке написал автобиографическую повесть "Дитя больного века" (1911, опубликована в отрывках) и историческую трагедию "Эштэрек" (1915). Опубликовал на родном языке: трагедию "Идна батыр" (1926), повесть "Старая деревня" (1926), первый удмуртский роман "Тяжкое иго" (1929) – о трудной жизни народа в период насильственной христианизации края в конце 18 – начале 19 вв. Очерки и рассказы Кедра Митрея печатались в сборниках "Длинный Яган" (1931) и "Борьба" (1936). Он был председателем Союза писателей Удмуртии, участник 1-го съезда писателей СССР (1934).
4-й ученик:
Имя Васильева Флора Ивановича наиболее известно как имя выдающегося поэта-лирика, его творения печатались на многих языках российского народа и мира. Он появился на свет 19 февраля 1934 года – в семье деревенского учителя. Детские годы Васильева прошли в деревне Бердыши Ярского района, с малых лет он запомнил тяжелые испытания военного времени, ожидание писем от отца с фронта и материнские руки, которые делили хлеб на «сейчас» и «потом».
Учился он в Уканской средней школе, в 1948 году стал студентом Глазовского педучилища, а в 1953 году поступил в педагогический институт г.Глазова. В студенческие годы был секретарем комитета ВЛКСМ, как организатор и лидер молодежной организации, заводил ребят на добрые и интересные дела. После института его избрали секретарем горкома комсомола Глазова. В 1959 году занял место заместителя редактора глазовской газеты «Красное знамя». Затем в течение шести лет был руководителем редакции газеты для молодежи «Комсомолец Удмуртии».
Учитель:
Богата история удмуртской земли. Красивые традиции хранит живущий здесь много веков замечательный, гостеприимный народ. В нашем родниковом крае практически везде можно увидеть памятники культуры, природного ландшафта, топонимики, истории, науки, техники, трудовой славы, исторические захоронения, памятники народного, деревянного, зодчества, градостроительства, архитектуры, культовые здания, памятники монументального искусства, истории и культуры, изобразительного искусства, этнографии, письменности. Название всему этому – историко -культурное наследие. Именно они превращают наши просторы в интересный, красивый край, пригодный для гармонического проживания.
(слайд 11-13)
1-й чтец:
Край родимый, луг зелёный
С утренней росою,
Не могу налюбоваться
Ятвоей красою.
2-й чтец:
Дом родной, земля родная,
Сторона лесная,
Как бы жить без вас могла я,
Даже и не знаю.
3-й чтец:
Край мой лесной
С земляникой душистой,
С песней, как утро
Морозное, чистой.
1-й чтец:
Край мой родимый,
Край мой лесной,
Рдеет рябиной,
Пахнет сосной.
2-й чтец:
Радостно слушаю
Снова и снова
Новые песни
Края лесного.
3-й чтец:
Края с малиной,
Края с калиной,
Края, что Родиной
Стал мне любимой.
Использованная литература:
- Бердяев Н. Русская идея. – М., ФОЛИО, 2000.
- Богомолова 3.А. Восхождение. – Удмуртия, 1984. – 384 с.
- Васильев Ф. И. Вкус солнца. – М.: Современник, 1993. – 302 с.
- География Удмуртии. – Ижевск, "Удмуртия", 2008.
- История Удмуртии. Ижевск, 1998.
- Памятники Отечества. – Ижевск, 1999.
- Материалы из Интернета:
- alibudm.narod.ru/pis/pudm241.html
- u.wikipedia.org/wiki
- alibudm.narod.ru/pis/pudm55.html
- ru.wikipedia.org/wiki
- shklyaev.ru/udmliteratura/kedramitrej.htm