Вступление
В нашей школе в течение 5 лет идет реализация сетевого культурологического проекта “Молодежь в диалоге”. В задачи этого проекта заложены многие направления по развитию молодежи и одно из главных – международный школьный обмен. В этой связи ученики нашей школы побывали во многих странах. Ребята из школ Германии, Австрии также являются гостями нашей страны и непосредственно школы. В ожидании гостей мы готовим много интересных мероприятий, сюрпризов. Психолог школы всегда является непосредственным участником, а иногда своеобразным массовиком – затейником в подобных мероприятиях. Когда в октябре 2011 года по линии школьного обмена мы принимали школьников из Австрии, а в качестве хозяев выступили ученики нашей школы № 2012 и ЦО № 775, я предложила новую разработку тренинга в интерактивном формате под названием “7 кадров”. Мне хотелось отразить в этой работе патриотическую направленность, отношение к своей Родине, к городу, в котором мы живем, некоторые национальные особенности, создать теплую, душевную обстановку для ребят, которые находятся вдали от родного дома. И все это соединить с современными интересами молодых людей. Вот что из этого получилось.
Статус учащихся: 10–11-е классы.
Количество участников: 20–25 человек.
Продолжительность: 1 час.
Помещение: актовый зал или большой кабинет.
Материалы: цветные ленты капроновые по количеству участников (пяти цветов), конструкторы “лего” (большие) для построения “Башни дружбы”, газеты, музыкальное сопровождение, видеокамера, фотоаппарат, микрофон, видеосюжеты (презентация и музыкальное сопровождение прилагаются).
Цели урока:
- Оптимизация невербального общения.
- Тренировка подвижности мышления, самостоятельности, способности к самообладанию в ходе коммуникаций.
- Создание дружеских взаимоотношений, усиление навыков работы в команде.
Ход занятия
Музыкальное вступление. Помощник ведущего включает первый слайд презентации к занятию: песня “Москва” в исполнении Олега Газманова.
Приветствие. Ведущий обращается к участникам тренинга.
Кадр 1. Знакомство. Каждый из участников представляет себя, называя имя.
Кадр 2. Упражнение “Цветные ленты” (разминка). Каждому участнику предлагается взять из пакета понравившуюся по цвету ленту и привязать на руку. Затем все возвращаются на свои места. Ведущий достает из пакета ленту определенного цвета и у кого из ребят на руке такие же ленты, должны быстро поменяться друг с другом местами. После непродолжительного движения – участники рассаживаются в команды по соответствующему цвету ленты. Смысл упражнения: повышает двигательную активность группы, “пробуждает”, идет психологический эффект принятия. Такое перемещение, особенно выполняемое на скорость, требует четкой координации действий, способствует сплочению группы
Кадр 3. Упражнение “Командная аэробика”. Ведущий предлагает командам придумать движения и продемонстрировать их под музыку. Смысл упражнения: развитие групповой сплоченности и умения координировать совместные действия, возможность раскрепощения, обретения чувства уверенности, удовлетворенности собой.
Комментарии. Это упражнение вызывает восторженные реплики, интересно наблюдать, как проходит стадия подготовки к показу, сразу же можно увидеть, кто в группе выделяется в качестве “заводилы”, увлекая за собой членов группы. Демонстрация упражнения идет под музыку в течение 3–4 минут.
Кадр 4. Упражнение “Тройка”. Ведущий, ссылаясь на народные традиции, что в России говорят: “Какой русский не любит быстрой езды”, а в старые добрые времена любимым развлечением было катание на лошадях, предлагает участникам каждой группы объединиться в тройки, взявшись за руки и по команде проскакать, не расцепляя руки несколько кругов так, чтобы тройки не распались. Продолжительность выполнения этого упражнения 5 минут под музыкальное сопровождение. Смысл упражнения: развиваются навыки телесного контакта и пластика движений. Кроме того, упражнение работает на развитие невербальной коммуникации и координации совместных действий.
Комментарии: здесь ведущему уместно спросить участников, какие чувства возникли у них в ходе выполнения упражнения, что помогало им справиться с заданием?
Кадр 5. Упражнение “Платформа”.{1} Ведущий включает слайд, на котором ребята видят поезд, стоящий у платформы и зачитывает инструкцию: “Представьте, что вы оказались на платформе у поезда, провожаете своего друга. Провожающих много, а платформа маленькая (раздает группам газеты и объясняет, что это платформа). Задача групп разместиться так, чтобы всем хватило места на газете. Смысл упражнения: активизация участников к творческому решению поставленной перед ними проблемы, способствует сплочению, формированию взаимного доверия. Здесь работает принцип: выиграть можно только командой.
Кадр 6. Упражнение “Башня дружбы” {2}. В этом упражнении используется конструктор “Лего”, его необходимо принести заранее. В моем случае игроки были из Австрии, поэтому на слайде изображены две башни Останкинская и Венская. Ведущий предлагает всем участникам, не разговаривая, совместно построить из конструктора высокую “Башню дружбы”. Продолжительность выполнения упражнения 5 – 10 минут под музыкальное сопровождение. В случае отсутствия конструктора, можно использовать газеты, скотч, ножницы. Смысл упражнения: создание в группе позитивного настроя, укрепление самооценки, успешности, ощущения “завершенности дела”.
Кадр 7. Финальное упражнение “Лицо” (фото на память). Ведущий приглашает всех участников сделать общую фотографию “на память” с улыбающимися лицами. Поза снимающихся может быть произвольной. Смысл этой зарисовки в том, чтобы каждый участник ушел с чувством, что он сохранил свою индивидуальность, несмотря на то, что работал в команде, выполняя определенные инструкции.
Литература
- А. Грецов. Психологические тренинги с подростками., СПб. “Питер”, стр. 101, 2008.
- М. Кипнис. Тренинг межкультурных отношений.– М.,Ось - 89, стр. 110, 2006.