Цели урока.
Обучающий аспект: сформировать умение написания письма.
Развивающий аспект: развить познавательный интерес; обогатить словарный запас.
Воспитывающий аспект: воспитать любовь к родному языку, чувство патриотизма.
Задачи: изучить особенности эпистолярного жанра с точки зрения структуры, стилистики и приемов речевой выразительности, отработать практические навыки написания частного письма.
Оборудование и методическое оснащение урока:
- презентация,
- дидактический материал (Приложение № 1) (теоретическое обоснование стилистических различий частных и деловых писем),
- Михаил Зощенко “Письма в редакцию” (Приложение № 2),
- дидактический материал” (Приложение № 3) (письма войны),
- словарь лингвистических терминов.
Эпиграф
Всякое письмо, кем бы оно написано ни
было, изображает нравственный облик пишущего.
Письма — зеркало эпохи.
Ход урока
1. Организационный момент. (Слайд № 1. Создание проблемной ситуации).
2. Актуализация темы, коллективное формулирование цели урока: студентам предлагается сопоставить тему и эпиграф урока, дать истолкование темы, определить степень ее актуальности в наше время, обозначить современные проблемы жанра, сформулировать вопросы, на которые студенты хотели бы получить ответы на занятии.
(Слайд № 2-3)
3. Изучение нового материала
3.1 Вступительное слово преподавателя: Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обязательно обращается к истории письма.
Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. И читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое.
Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.
3.2. Выступление самостоятельно подготовленного студента “История письма”.
История почтового письма насчитывает не только столетия, но, тысячелетия. Происхождение письма было вызвано необходимостью обмениваться информацией. Первые письма отправлялись только в военных целях и были широко распространены в Ассирии, Персии, Египте. Тогда использовались пешие или конные гонцы, которых сейчас назвали бы курьерами. Да, современным представителям этой профессии есть чему поучиться, так как, например, в Древней Греции они за час пробегали 55 стадий, что примерно составляет 10км, а за один рейс – 400-500 стадий. Но, самой прославленной и организованной была история письма Древнего Рима. Юлий Цезарь создал государственную почту, и, перевозки писем стали упорядоченными: имелись крупные и мелкие почтовые станции, где возницы могли передохнуть и переночевать, поменять лошадей и т.д.
Но, на этом история развития письма приостановилась. В Европе правители ленились организовать свою систему связи, а предпочитали, как и в древности, пользоваться курьерами. Возможно, все так бы и осталось, если бы не монахи, которые в те далекие времена были носителями культуры и знаний. Церковь поддерживала регулярную переписку между своими членами, и у нее была своя монастырская почта, работающая при помощи странствующих монахов. Цивилизация двигалась вперед, появилась необходимость в переписке, и в истории возникли новые виды писем. Прежде всего, это купеческие письма. Большие торговые дома содержали своих курьеров и даже организовали перевозку посылок и писем. Кроме этого, появилась городская почта, когда письма горожан забирали в определенные дни и за небольшую плату в установленные сроки доставляли по назначению. И лишь в 16-17 веках во Франции, Швеции, Англии возникли настоящие почтовые учреждения. Они были как государственными, так и частными, а прибытие почтового дилижанса было целым событием. Постепенно письма стали доступным и любимым средством связи. (В 19 веке, после появления железных дорог и паровозов увеличилась скорость перевозки писем и возможность общения между самыми отдаленными странами.
Преподаватель: Процесс вытеснения письма другими видами связи, начавшийся ещё в конце 19 в. с развитием сети железных дорог, появлением телеграфа и телефона, в наше время осуществляется особенно интенсивно: всё более популярным становится общение через интернет, посредством пейджера и SMS, по своей сути отличающееся примитивизмом, не располагающее к пространным и глубоким рассуждениям (хотя, безусловно, в интеллектуальной среде культура письма всё-таки сохраняется). На этом фоне усиливается ощущение ценности эпистолярного наследия русских классиков, в чьих письмах раскрываются такие забывающиеся сегодня стороны письменного общения людей друг с другом, как стихийное излияние мыслей и чувств, трепет, испытываемый при получении письма от близкого человека.
3.3 Подготовка к самостоятельной работе с теоретическим материалом. (Слайд № 4)
Студентам предлагается познакомиться с представленными лингвистическими терминами и дать самостоятельное их толкование: адресат, адресант, почтовый адрес, почтовый индекс, полевая почта, электронная почта, имайл, реквизиты, формуляр, обращение, вводные слова и конструкции, деловая письмо, роман в письмах, частная письмо, этикетные формулы приветствия.
В результате коллективного обсуждения:
- выделяются термины и понятия, вызвавшие наибольшее затруднение;
- создается мотивация для изучения жанровых особенностей частных и деловых писем.
3.4. Работа в группах с теоретическим материалом “Стилистические различия частного и делового письма”.
Студентам предложено, изучая материал, и опираясь на свои знания, составить схему “ Виды делового и частного письма”.
(Приложение № 1)
Вывод. Все письма можно разделить на два вида: личные и деловые.
- Какие виды писем вы знаете? (Ответы студентов)
(Слайд № 5)
- Какие письма относятся к личным и деловым? (Ответы студентов)
(Слайд № 6)
- В чем отличие частного письма от делового? (Обсуждается таблица различий письма)
(Слайд № 7)
Частное | Деловое |
- Цель – общение. - Свободная композиция. - Индивидуальные (авторские) языковые средства. - Общепринятый речевой этикет. - Разговорная и оценочная лексика, эмоциональность. |
- Цель - решение деловых проблем. - Шаблон: формуляр, реквизиты. - Языковые клише: готовые выражения. - Точность и краткость. - Деловой этикет. - Отсутствие эмоциональности и фамильярности. |
Вывод. В любых письмах, частных или деловых, недопустимы стилистические нарушения. Деловое письмо перестает быть деловым, а частное, если в него включены элементы делового выглядит смешно и нелепо.
3.5. Работа с теоретическим материалом.
(Слайд № 8)
(Приложение № 2)
Михаил Зощенко “Письма в редакцию”. (Чтение и анализ писем)
Преподаватель: В разные периоды неустойчивое состояние общества отражалось на состоянии языка. В 20-30 годы разговорную речь захлестнули волны уличной стихии, а также митинговый язык революционных матросов и солдат. Если в речи присутствует лексический мусор, штампы, канцеляризмы, это свидетельствует о речевой беспомощности говорящих. Это новая эпоха, новое время. Изображение нового мира, новой жизни решалась через изображение нового языка, который, как зеркало, отразил социокультурную динамику постреволюционного времени. В новых социальных условиях функция “культурного производства” перестала принадлежать высокообразованной интеллигенции. А с высшим культурным слоем ушел и высокий стиль языка, т.к. именно язык являлся маркировкой принадлежности к высокой культуре. Новый господствующий класс потребовал нового языка, главной характеристикой которого должна была стать доступность. Именно эти социокультурные сдвиги демонстрируют произведения М. Зощенко. Но комический эффект, создаваемый неправильным словоупотреблением до недавних пор безграмотного рассказчика, его нелепыми ошибками и синтаксическими вывихами, не самоценен. Зощенко создал новый для русской литературы тип героя - советского человека, не получившего образования, не обладающего культурным багажом, но стремящегося стать полноправным участником жизни, сравняться с "остальным человечеством". Это комический образ героя-обывателя с убогой моралью и примитивным взглядом на окружающее.
(Слайд № 9)
К тексту прилагаются следующие вопросы и задания:
1. Герою, какого произведения М. Зощенко принадлежит это заявление?
2. Какова судьба этого героя?
3. Найдите нарушения общепринятых языковых норм:
а) в подборе слов (соответствие данному стилю);
б) в сочетаемости слов;
в) в образовании форм слова;
г) в построении предложения;
4. Укажите элементы разных стилей, создающие комический эффект.
Вывод. Учитывайте с кем? Почему? Для чего?... вы общаетесь.
Не допускайте смешение стилей.
Памятка написания частного письма
(Слайд № 10)
- В письме нужно писать только то, что происходит в действительности или какие планы строятся на будущее.
- Чтобы ваше письмо было выразительным, используйте фразеологизмы. Они характеризуют все стороны жизни человека. Его отношение к труду, например, золотые руки, бить баклуши. Отношение к другим людям, например, закадычный друг, медвежья услуга. Личные достоинства и недостатки, например, водить за нос, не терять головы.
- Чтобы было понятно письмо твоему другу, обязательно нужно соблюдать последовательность абзацев. Следующий абзац вашего письма.
План письма.
- Приветствие.
- Вступительное слово.
- Основная мысль письма.
- Пожелания.
- Заключительно слово.
(Слайд № 11)
3.6. Работа с теоретическим материалом.
(Приложение № 3)
“Письма войны”
(Слайд № 12).
Преподаватель: В 19 начале 20 веков по-прежнему сохраняется многообразие видов эпистолярной литературы. Подобное многообразие можно объяснить тем, что 20 столетие считается периодом войн и революций.
Острая потребность в написании писем, стремление зафиксировать происходящие вокруг события, которые, несомненно, войдут в историю появляется именно в военное время. Таким образом, ребята, письма с фронта интересны не только с исторической, но и психологической точки зрения.
Ведь каков человек — таковы и его письма: они могут быть порывистыми и тягучими, льстивыми и беспощадными, искренними и лживыми.
Письма — зеркало века. Да, именно так, не журналистика, не речи политиков, не трактаты, не громкие открытия ученых, а письма говорили и говорят о времени самое глубинное, потаённое. Если прекращаются письма или в них ничего другого не пишут, кроме коротких фраз о здоровье и покупках, — и это свидетельство состояния общества, его неосознанных тайн.
Миллионы людей в годы Великой Отечественной войны оказались оторванными от родного дома. И полетели треугольные конверты от фронта в тыл и наоборот.
Письма простых людей в трудное для Родины время.… Где только и как только они ни писались! В блиндажах и землянках во время коротких передышек, “на привале при огне где-нибудь в лесу писали друг у друга на спине…”. (Твардовский “Василий Теркин)
Перед вами два письма. Это письма войны.
Я предлагаю их прочесть.
(Читают подготовленные студенты)
Повторение ранее изученного (беседа)
(Слайд № 13).
1. Определите тип письма. (Личное, официальное). Приведите доводы.
2. Какая информация передана в письмах?
3. Какие чувства переданы в письмах?
IV. Подведение итогов урока, систематизация и освоение знаний.
Преподаватель:
- итак, мы сегодня говорили о ...,
- расскажите, о чем вы сегодня узнали,
- что больше всего заинтересовало вас из полученной информации ...
(Предполагаются ответы студентов)
(Слайд № 14)
V. Домашнее задание.
(Слайд № 15).
Мы не просто так заговорили о войне, в этом году исполняется 70 лет начала Великой Отечественной войны.
Мне кажется, что вы могли написать письмо на фронт. Давайте его назовем “Письмо в 1941 год”.
Вы можете написать письмо своему родственнику, или воображаемому другу. Расскажите в нем о себе, о том, как вы сейчас живете, чем занимаетесь. И не забудьте поблагодарить его за вашу мирную и счастливую жизнь.
Рекомендуемая литература
(Слайд № 15)
Приложение № 1
1. Деловое письмо.
Обычно составляется на фирменном бланке той организации, от имени или по поручению которой составляется письмо. Избегайте вплетения личного отношения в стиль письма, оно должно быть безличностным и выражать позицию компании по тому или иному поводу.
Деловая переписка может иметь несколько особенностей:
А) Текст никогда не пишется от руки, только печатается на компьютере или печатной машинке.
Б) Безличностный характер письма, так как общение происходит между двумя компаниями, а не между двумя людьми.
2. Личное письмо.
В оформлении письма и конверта целиком и полностью полагаетесь на свое ощущения от предыдущего общения и знания адресата, строгих правил тут нет, но помните, что элементарная вежливость и учтивость всегда бывает к месту.
Плюс ко всему, существуют ещё несколько отдельных категорий писем:
а) благодарственное письмо
Как и всякая благодарность, идущая от сердца, письмо должно быть выражением вашей настоящей благодарности, без элементов лести или подхалимства.
Поблагодарите адресата, выразите свою признательность, сообщите, что он может рассчитывать на ответную любезность.
Заканчивается обычно словами “С благодарностью”, “Искренне Ваш”.
б) письмо с соболезнованиями
Должно быть кратким, выражающим ваше сочувствие и готовность помочь справиться с тяжелой ситуацией. Будьте максимально аккуратны и корректны, убитого горем человека может задеть любая мелочь.
в) письмо-приглашение
Лаконичная форма и небольшое описание события. Выразите в письме свою радость от предстоящей встречи. Письмо должно быть доставлено минимум за неделю до предстоящего события, чтобы это не стало неожиданностью для адресата.
г) дружеское письмо.
Содержание и форму подачи материала определяете вы, исходя из собственного опыта общения с вашим знакомым. Но приветственная и заключительная часть обязательны в любом случае.
Приложение № 2
Михаил Зощенко
Письма в редакцию
1. Прелести НЭПа
Уважаемый товарищ редактор! В трамвае № 12 некоторые из буржуев прут, что слоны, через трудовую публику и пихаются локтями. Так что мне наступили на ногу, вследствие которой образовался нарыв, и я принуждён на службу манкировать.
Семён Каплунов
2. Вниманию милиции
Пароходное движение имеет свои печальные стороны. Я ехал на Васильевский остров, воспользовавшись хорошей погодой, на палубе. Подъезжая под мост Лейтенанта Шмидта, сверху кто-то плюнул. Последний попал какой-то бывшей даме на шляпку, которая не заметила.
Я потребовал у шкипера легкового пароходства немедленно остановиться, чтобы словить виновника, а шкипер начал выражаться по-фински и дал свисток.
Воспользовавшись этим, плюнувший хулиган скрылся. Пора бы оградить пассажиров от плевков злоумышленников.
Конторщик Ив. Лермонтов
3. Глас вопиющего
Группа интеллигентных служащих просит ответить редакцию: где купить гроб честному служащему, если он не вор и не спекулянт?
Пепо открывает разные гастрономические лабазы и торгует краковской колбасой, тогда как самый простой гроб без кистей и без ручек не по карману служащим.
Необходимо, чтобы Пепо открыло отделение, где бы каждый служащий мог купить себе недорогой гроб, хотя бы без кистей и без ручек.
Группа интеллигентных служащих
4. Барон
У всех врачи как врачи, а у нас в Нюхательном тресте из бывших барончиков. Ходит он завсегда чисто, за дверную ручку голой рукой не берётся — брезгует и после каждого больного ручки свои в растворах моет.
Давеча я пришёл в приёмный покой, говорю: “болен”. Стал этот барон меня слушать, а после и говорит вроде насмешки: “Не дыши”.
Я говорю: “Не имеете права требовать — не дыши... Если я, вообще, через биржу, то я должен дышать”.
А он говорит: “Пошёл вон, дурак!” И на “ты” назвал.
Я говорю: “Не имеете права на “ты” выражаться. За что боролись?”
А он трубку, через что меня слушал, наземь бросил и разорался. А трубка, товарищи, народное достояние.
Василий Пинчук
5. Театральная жизнь
Вчера, будучи в государственном драматическом театре, я был поражён представившейся мне картиной. Бис хлопают. Это значит — довольна публика. Теперича спрашивается, кто на бис вылезает. На бис вылезают артисты и актрисы тоже. А теперича спрашивается, что же скромные труженики сцены делают, например, суфлёры, плотники и пожарники? А они в тени, в полной забывчивости.
Неправильно. Которая публика, может, и им бис хлопала. Я, например, им хлопал, а вылезают не те.
Теперича ещё картина. Заплачено мной за восьмой ряд деньги, а не щепки по курсу дня. А теперича спрашивается, что я видел? А видел я дамскую спину, которая, будучи высокого роста, вертелась в переднем ряду, как чёрт перед заутреней.
На спину я могу смотреть и дома, а в театре позвольте мне искусство, за которое заплачено. Пущай бы плакат на стену привесили, дескать, воспрещается публике вертеться с момента поднятия занавеса. Или пущай администрация пересаживает публику по ранжиру: высоких взад, которые низенькие пущай вперёд садятся.
Гр. Палкин
6. Панама
Нам прислали 50 пар ботинок. Стали выбирать, кому – какие, а инженер и говорит: “Даровому коню в зубы не смотрят, подходи, братишки, получай без выбору”.
А сам, между прочим, выбрал себе самый большой размер, да ещё примерил, собачий нос.
А когда я подошёл, то, здравствуйте,— остался мне один сапог, а другого не было. Может, это инженер для своей любовишки припрятал, а по этому случаю я ходи в одном сапоге.
Вот так интеллигенция!
Чижиков
7. Голос прохожего
На днях я проходил вместе с женой, но вдруг на площади Восстания бросились в меня из открытого окна отбросами.
В довершение всего, моя жена, будучи на третьем месяце и не имея средств произвести аборт вследствие невыплаты жалованья, испугалась.
Спрошенный мною дворник этого дома — могут ли вверенные ему граждане бросаться отбросами,— пусть ответит как администрация,— нахально ответил: не знаю. За что мной и привлечён к ответственности.
Вообще, это недопустимое явление, чтобы среди белого дня бросались отбросами в то время, когда дорог каждый сознательный служащий.
Бухгалтер Цыганков
1922
Приложение № 3
“Письма войны”
Здравствуй, Алеша!
28 февраля 1943 г.
Знаешь, раньше я как-то не задумывалась, что это приветствие означает пожелание здоровья. А теперь сто раз на дню говорю тебе – здравствуй! Как заклинание, которое спасет и защитит тебя. Ведь сейчас я могу помочь тебе только верой и словом, а слова бывают очень сильными. Вот уже 20 письмо пишу тебе, а ответа нет. Но я верю, знаю, что с тобой все в порядке, что это война и почта работает плохо. Может быть, у тебя теперь другая полевая почта? Но все равно мои письма найдут тебя.
Долго думала, писать об этом или нет, и решила – надо. Настя Екимова получила похоронку на Николая, а потом оказалось – ошибка. Алеша, у него нет обеих ног. Но самое страшное не это. Оказывается, он три месяца не ехал домой, не хотел быть обузой. Притулился в Тайге к какой-то старушке, она его на тележке на базар выкатывала , семечками торговать. Там его наш военком увидел, насильно в поезд затолкал и с собой привез.
Алеша, то, что случилось с Колей ужасно, я знаю. Но как он мог так поступить? Почему решил, что Насте он нужен только здоровый? Что она будет жить с ним только из жалости? Ведь это же бред какой-то! Я этого не понимаю и никогда не пойму.
Алешенька, услышь меня, пожалуйста. Ты мне и детям нашим нужен всякий, что бы ни случилось. Ты сильный, но и я тоже сильная – все смогу, со всем справлюсь, лишь бы с тобой рядом.
Твоя Аня.
Анечка-Анюта! Цветочек мой ясный! Родная моя!
4 мая 1943 г.
Вчера сняли повязку с глаз, и я весь день украдкой читал ВСЕ твои письма, хоть и нельзя еще было. Милая моя, как же я скучаю без вас, как хочу обнять тебя и детей!
В госпитале все говорят, что я родился в рубашке. Подбили нас над линией фронта, но самолет упал на нашей стороне. Долго был без сознания, от контузии потерял память. Документы сгорели, и числился я, пока в ум не вошел, безымянным летчиком. Поэтому и вестей обо мне не было. Но сейчас все уже в порядке, видишь, даже пишу тебе сам. Спасибо докторам и сестричкам, они сделали невозможное. Наверное, недели через три меня выпишут. Только я теперь у тебя паленый, хромой и одноглазый, как Умывальник в “Мойдодыре”. А поскольку в Сталинские соколы таких красавцев не берут, то прибуду прямиком домой. Не судьба, значит, над рейхстагом крыльями помахать. А я бы им там устроил – и за Седого, и за Родьку. Они ведь, Аня, сгорели тогда, один я выжил.
Жди меня. Уж скоро. Детей как-нибудь подготовь, чтобы они не очень испугались, ладно?
Целую и обнимаю.
Алексей.