Сценарий вечера, посвященного 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова

Разделы: Химия


Вечер, посвященный 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова, выполнен в жанре интегрированной интеллектуальной игры для восьмиклассников. Сведения о личности, научных открытиях и творчестве М.В. Ломоносова, представленные как текстовый монтаж с презентацией, перемежаются блоками вопросов командам-участникам. Представители заранее сформированных команд знатоков несколько раз появляются на сцене, чтобы ответить на вопросы по конкретному предмету. Вопросы задают учителя-предметники. На каждом этапе победители получают призы.

Игра рассчитана на параллель (три–четыре класса). При затруднениях с ответами команда обращается за помощью зала. Болельщики также получают призы. Возраст школьников – от 7 до 9 класса (зависит от уровня сложности вопросов). От каждого класса выбирается команда знатоков (в неё входят и юные филологи, и юные математики, и физики, и химики, и географы – каждый вступит в игру на своём этапе). Предваряет игру объявление о мероприятии с фотографиями учителей-предметников, играющих против команд знатоков.

Ход мероприятия

19 ноября 2011 года исполняется 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова.

Приложение

1-й ведущий: Наш праздник посвящён Михаилу Васильевичу Ломоносову – великому гражданину, учёному, прославившему Россию.

2-й ведущий:

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик
Не без добрых душ на свете –
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете –
Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь...
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай, –
Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!

3-й ведущий: Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября (8 ноября по старому стилю) 1711 года в деревне Денисовка близ города Холмогоры, в 80-ти километрах от Архангельска, в семье рыбака – помора Василия Дорофеевича Ломоносова. Мальчик участвовал вместе с отцом в далёких и трудных путешествиях на парусном судне «Чайка». Первыми учителями Ломоносова были могучая северная природа и неустанный человеческий труд.

4-й ведущий: Грамоте он учился у односельчанина Ивана Шубного. Юноша раздобыл лучшие по тем временам книги: «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого, заключавшую в себе, кроме курса начальной математики, сведения по физике, географии, астрономии и навигации. Книги эти Ломоносов впоследствии назвал «вратами своей учёности»: он никогда не расставался с ними и, непрестанно читая, «вытвердил их наизусть»

5-й ведущий: Страстная жажда знаний побудила Михайло Ломоносова уйти из дома в морозную ночь в декабре 1730 года. 19-летний юноша вместе с рыбным обозом отправился пешком в Москву, надеясь получить образование. Но в России не существовало ни одного высшего учебного заведения, куда принимали бы крестьян…

6-й ведущий: В начале января 1731 года Михаил Васильев Ломоносов поступает в Славяно-Греко-Латинскую Академию, выдав себя за сына священника. Он был на 4 года старше своих однокурсников. Жить и учиться было очень трудно. Ломоносов писал о несказанной бедности: «Имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее – на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил»

7-й ведущий: В 1735 году в числе лучших учеников Ломоносов был отправлен в Петербургскую академию наук, учреждённую Петром I. Здесь Михаил Васильевич обучался немецкому языку, латыни, математике, риторике, географии, истории и танцам. Занятия по математике включали и физику. Через год в числе трёх наиболее способных студентов он командируется в Германию для изучения горного дела.

8-й ведущий: Философ Христиан Вольф, у которого Ломоносов изучал физико-математические науки, так аттестовал его: «Молодой человек с прекрасными способностями… Нисколько не сомневаюсь, что… со временем, по возвращении в Отечество, может принести пользу государству…» В 1741 году Ломоносов вернулся в Петербург. В 1742 году его зачисляют в штат сотрудников Петербургской академии наук, а в 1745 году утверждают профессором химии.

5-й ведущий: Ломоносов был учёным-энциклопедистом своего времени. Поражает не только глубина и широта его мыслей и идей, но и необъятный круг вопросов, научных исследований.

Учитель: Имя Ломоносова традиционно дают интеллектуальным соревнованиям, где нужно проявить знания в области многих наук. Вот и сегодня год Ломоносова в школе мы открываем Ломоносовским турниром! Слово наукам!

1-й ведущий: Михаила Васильевича Ломоносова по всей справедливости можно назвать не только первым русским физико-химиком, но и первым физико-химиком вообще. До Ломоносова химия многими не считалась даже наукой, а относилась к категории искусств. Ломоносов впервые определил химию как науку о превращении веществ. В 1748 году он добивается открытия первой в России научной и учебной химической лаборатории.

Турнир юных химиков. Приложение

Ведет учитель химии.

2-й ведущий: В 1748 году Ломоносов сформулировал закон сохранения материи и движения: «Все перемены в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимается, столько присовокупится к другому… Сей всеобщий естественный закон природы простирается в самые правила движения…»

Турнир юных физиков Приложение

Ведет учитель физики.

3-й ведущий: В 1758 году Ломоносов возглавил Географический департамент Академии наук, в котором готовили русских картографов и геодезистов. Учёный сконструировал однозеркальный телескоп нового типа, изобрёл «ночезрительную» трубу для наблюдений в темноте (прообраз прибора ночного видения). В 1761 году, производя астрономические наблюдения, установил наличие атмосферы на Венере. Предложил забрасывать в верхние слои атмосферы с помощью особой «аэродромной машины» метеорологические приборы.

Турнир юных географов. Приложение

Ведет учитель географии.

4-й ведущий: Свыше 17 лет своей жизни Ломоносов посвятил исследованиям в области стеклоделия. Он раскрыл секрет изготовления непрозрачных окрашенных стёкол – смальты. На специально построенной фабрике им была выполнена мозаичная картина «Полтавская баталия». В стихах излагая свои мысли «О пользе стекла», Ломоносов писал:

Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые стекло чтут ниже минералов…

5-й ведущий: С именем Ломоносова связано развитие горнозаводского дела и металлургии. В написанной им книге «Первые основания металлургии и рудных дел» он научно обосновал процессы, связанные с выплавкой металлов и добыванием руд. На этой книге воспитывались сотни замечательных русских металлургов и горных инженеров.

Турнир юных математиков. Приложение

Ведет учитель математики.

6-й ведущий: Ломоносов первый высоко оценил богатство, мощь, выразительность и красоту русского языка: «В нём великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, краткость греческого и латинского языка». Ломоносов создал первое в России печатное руководство по теории литературы и ораторскому искусству – учебник «Риторики». Другой учебник – «Российская грамматика» Ломоносова – выдержал 14 изданий, не потеряв научного значения по сей день.

Турнир юных лингвистов. Приложение

Ведет учитель русского языка.

7-й ведущий: Н.В. Гоголь писал: «Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги». Его «Теория о трёх штилях» преобразовала русскую литературу, а обоснование силлабо – тонической системы стихосложения стало отправной точкой для рождения великой русской поэзии XIX и последующих веков. Красивы звучные оды Ломоносова. и сейчас актуален призыв поэта к юношеству

8-й ведущий:

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.

5-й ведущий: М.В. Ломоносов придавал огромное значение созданию системы высшего образования в России. Еще в 1724 году при Петербургской академии наук, основанной Петром I, были учреждены университет и гимназия для подготовки в России научных кадров. Но академические гимназия и университет с этой задачей не справились. Поэтому М.В. Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета. И.И. Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, покровительствовал развитию русской науки и культуры, помогал многим начинаниям М.В. Ломоносова. Весной 1755 года был открыт Московский университет.

1-й ведущий: Чем бы ни занимался Ломоносов – физическими или химическими опытами, поэзией или географическими исследованиями, всегда движущей силой его творчества было патриотическое стремление работать на благо родины. В 1761 году он написал замечательное сочинение «О размножении и сохранении российского народа», где уделил особое внимание детской смертности и расширению медицинской помощи населению.

2-й ведущий: В последние годы жизни слава Ломоносова распространилась далеко за пределами родины. В 1760 году он был избран почётным членом Шведской Академии наук. В 1763-ом – почётным членом Петербургской Академии художеств. В 1764-ом – почётным членом Болонской Академии наук.

3-й ведущий: 4 апреля 1765 ода в возрасте 54 лет Михаил Васильевич Ломоносов скончался. Он похоронен в Санкт-Петербурге на кладбище Александро – Невской Лавры.

4-й ведущий: «На берегах Ледовитого моря, – писал Белинский, – подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление. Оно доказывало собою, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному»

Заключительное слово учителя. Предложение ребятам после сегодняшнего праздника выбрать тему проекта, связанного с открытиями Ломоносова в разных областях научного знания.

Год Ломоносова продолжается!