Тире между подлежащим и сказуемым

Разделы: Русский язык


Урок начинается с разминки, которая должна подвести ребят к изучению новой темы. Разминка развивает мышление и речь учащихся. Ребятам даны предложения, они подчёркиваёт в них грамматические основы и, сложив начальные буквы из грамматических основ, получают зашифрованное слово. Далее учащиеся исключают из записанных предложений лишнее по какому-либо признаку, доказывают свою точку зрения. Последнее предложение (Эти два енота – настоящие циркачи.) и подводит учеников к новой теме.

Объяснение новой темы. Учащиеся получают распечатку с основными схемами постановки тире между подлежащим и сказуемым. Распечатка не включает материал 8 класса, где ребятам подробно даются моменты, когда тире между подлежащим и сказуемым не ставится. Все задания предназначены исключительно для учащихся 5 класса, поэтому и предложения подобраны из сказок.

Выполняя первое задание, они знакомятся с распечаткой, заполняют её примерами из сказок. Задание проверяется вслух с комментариями.

Второе задание направлено на отработку умения постановки тире между главными членами предложения. В увлекательной форме ребятам предлагается исправить ошибки, допущенные в задании.

В конце урока подводится итог, выставляются оценки, даётся домашнее задание.

Цели:

  • познакомить учащихся с правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым;
  • формировать умение верно определять условия для постановки тире между подлежащим и сказуемым, применять полученные знания на практике;
  • развивать внимание, мышление, речь.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Разминка.

Даны три предложения. Спишите их в тетрадь, подчеркните грамматические основы.

Если вы выполните всё правильно, то, сложив начальные буквы из грамматических основ, получите зашифрованное слово.

Годовалые медвежата очаровательны своими проказами!
Любите и охраняйте природу родного края.
Эти два енота настоящие циркачи.

(Знаки препинания в последнем предложении пока не поставлены).

(Зашифрованное слово: МОЛОДЕЦ).

Исключите из записанных предложений лишнее. Объясните, по какому признаку вы исключали предложения.

III. Объяснение новой темы:

Давайте посмотрим на наше последнее предложение. Оно непосредственно связано с сегодняшней темой. Можете ли вы определить время в этом предложении? (Если можете, объясните как).

А как эти предложения будут звучать в прошедшем и будущем времени? (Эти два енота были настоящими циркачами. Эти два енота будут настоящими циркачами). Что указывает на то, что это настоящее время? (Связка есть , которая в данном предложении отсутствует. Поэтому в последнем предложении необходимо поставить тире).

Сегодня мы с вами поговорим о постановке тире между подлежащим и сказуемым. (Ребятам предлагается распечатка на постановку тире между подлежащим и сказуемым при так называемой «нулевой связке».

Приложение.

Задание 1. Запишите данные предложения в распечатку ,распределив их соответственно схемам, подчеркните подлежащее и сказуемое.

  1. Глубина моря – тысяча семьсот метров.
  2. Долг любого принца – спасти попавшую в беду принцессу.
  3. Любить сказки Г.Х. Андерсена – восхищаться его героями.
  4. Падчерица мила и приветлива.
  5. Г.Х. Андерсен – великий датский сказочник.
  6. Русалочка – вот лучшая подруга Флаудера.
  7. Она хорошая помощница для своей бабушки.
  8. Нежный голосок есть плата Ариэль за ножки.
  9. Даже в сказке два и два – четыре.

(Необходимо обратить внимание на 6 схему, прокомментировав, что слова это, вот, значит входят в состав сказуемого).

Почему у нас с вами остались невыписанные предложения? Разберите их.

Ребята выписывают предложения и доказывают, что они не подходят под указанные схемы.

Задание 2. Потренируемся. Ученику 5 класса было дано задание: поставить тире в предложениях между подлежащим и сказуемым. Он работу выполнил. После чего его работу проверили несколько учащихся. Оля нашла 1 ошибку, Саше – 2. Сколько ошибок найдёте вы?

(Работа проходит парами). Ребята выписывают предложения в исправленном виде, доказывают свою точку зрения.

  1. Читать сказки Г.Х. Андерсена – любимое занятие маленьких девочек.
  2. Сказки это волшебные истории о добре и справедливости.
  3. Гадкий утёнок очень скоро стал прекрасным лебедем.
  4. Белоснежка и семь гномов самые популярные герои мультфильмов в Америке.
  5. Ворчун утверждал, что два на два – пять.
  6. Колдовать главная работа ведьмы.
  7. Он – замечательный оловянный солдатик.
  8. Мачехины дочки – ленивы и злы.

IV. Итог урока.

Выставление оценок.

V. Домашнее задание:

Перестройте данные предложения таким образом, чтобы между подлежащим и сказуемым необходимо было поставить тире.

Образец: «Белоснежка и семь гномов» является моей любимой сказкой. – «Белоснежка и семь гномов» – моя любимая сказка.

  1. Горошина являлась единственным средством узнать настоящую принцессу.
  2. Тюльпан стал родным домом Дюймовочки.
  3. Плести рубахи братьям было главной заботой Эльзы.
  4. Человек есть царь природы.
  5. Моей мечтой было получить в подарок собаку.
  6. Если спешить, будешь делу вредить.