Урок начинается с разминки, которая должна подвести ребят к изучению новой темы. Разминка развивает мышление и речь учащихся. Ребятам даны предложения, они подчёркиваёт в них грамматические основы и, сложив начальные буквы из грамматических основ, получают зашифрованное слово. Далее учащиеся исключают из записанных предложений лишнее по какому-либо признаку, доказывают свою точку зрения. Последнее предложение (Эти два енота – настоящие циркачи.) и подводит учеников к новой теме.
Объяснение новой темы. Учащиеся получают распечатку с основными схемами постановки тире между подлежащим и сказуемым. Распечатка не включает материал 8 класса, где ребятам подробно даются моменты, когда тире между подлежащим и сказуемым не ставится. Все задания предназначены исключительно для учащихся 5 класса, поэтому и предложения подобраны из сказок.
Выполняя первое задание, они знакомятся с распечаткой, заполняют её примерами из сказок. Задание проверяется вслух с комментариями.
Второе задание направлено на отработку умения постановки тире между главными членами предложения. В увлекательной форме ребятам предлагается исправить ошибки, допущенные в задании.
В конце урока подводится итог, выставляются оценки, даётся домашнее задание.
Цели:
- познакомить учащихся с правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым;
- формировать умение верно определять условия для постановки тире между подлежащим и сказуемым, применять полученные знания на практике;
- развивать внимание, мышление, речь.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Разминка.
Даны три предложения. Спишите их в тетрадь, подчеркните грамматические основы.
Если вы выполните всё правильно, то, сложив начальные буквы из грамматических основ, получите зашифрованное слово.
Годовалые медвежата очаровательны своими проказами!
Любите и охраняйте природу родного края.
Эти два енота настоящие циркачи.
(Знаки препинания в последнем предложении пока не поставлены).
(Зашифрованное слово: МОЛОДЕЦ).
Исключите из записанных предложений лишнее. Объясните, по какому признаку вы исключали предложения.
III. Объяснение новой темы:
Давайте посмотрим на наше последнее предложение. Оно непосредственно связано с сегодняшней темой. Можете ли вы определить время в этом предложении? (Если можете, объясните как).
А как эти предложения будут звучать в прошедшем и будущем времени? (Эти два енота были настоящими циркачами. Эти два енота будут настоящими циркачами). Что указывает на то, что это настоящее время? (Связка есть , которая в данном предложении отсутствует. Поэтому в последнем предложении необходимо поставить тире).
Сегодня мы с вами поговорим о постановке тире между подлежащим и сказуемым. (Ребятам предлагается распечатка на постановку тире между подлежащим и сказуемым при так называемой «нулевой связке».
Задание 1. Запишите данные предложения в распечатку ,распределив их соответственно схемам, подчеркните подлежащее и сказуемое.
- Глубина моря – тысяча семьсот метров.
- Долг любого принца – спасти попавшую в беду принцессу.
- Любить сказки Г.Х. Андерсена – восхищаться его героями.
- Падчерица мила и приветлива.
- Г.Х. Андерсен – великий датский сказочник.
- Русалочка – вот лучшая подруга Флаудера.
- Она хорошая помощница для своей бабушки.
- Нежный голосок есть плата Ариэль за ножки.
- Даже в сказке два и два – четыре.
(Необходимо обратить внимание на 6 схему, прокомментировав, что слова это, вот, значит входят в состав сказуемого).
Почему у нас с вами остались невыписанные предложения? Разберите их.
Ребята выписывают предложения и доказывают, что они не подходят под указанные схемы.
Задание 2. Потренируемся. Ученику 5 класса было дано задание: поставить тире в предложениях между подлежащим и сказуемым. Он работу выполнил. После чего его работу проверили несколько учащихся. Оля нашла 1 ошибку, Саше – 2. Сколько ошибок найдёте вы?
(Работа проходит парами). Ребята выписывают предложения в исправленном виде, доказывают свою точку зрения.
- Читать сказки Г.Х. Андерсена – любимое занятие маленьких девочек.
- Сказки это волшебные истории о добре и справедливости.
- Гадкий утёнок очень скоро стал прекрасным лебедем.
- Белоснежка и семь гномов самые популярные герои мультфильмов в Америке.
- Ворчун утверждал, что два на два – пять.
- Колдовать главная работа ведьмы.
- Он – замечательный оловянный солдатик.
- Мачехины дочки – ленивы и злы.
IV. Итог урока.
Выставление оценок.
V. Домашнее задание:
Перестройте данные предложения таким образом, чтобы между подлежащим и сказуемым необходимо было поставить тире.
Образец: «Белоснежка и семь гномов» является моей любимой сказкой. – «Белоснежка и семь гномов» – моя любимая сказка.
- Горошина являлась единственным средством узнать настоящую принцессу.
- Тюльпан стал родным домом Дюймовочки.
- Плести рубахи братьям было главной заботой Эльзы.
- Человек есть царь природы.
- Моей мечтой было получить в подарок собаку.
- Если спешить, будешь делу вредить.