Решение задач

Разделы: Математика


Продолжительность: 1 урок по 45 минут.

Класс: 3.

Цели урока: формирование умения решать задачи на определение продолжительности, начала, конца события.

Задачи урока:

Образовательные задачи:

  1. Формирование умения решать задачи.
  2. Совершенствовать знания табличных случаев умножения и деления.
  3. Закрепить письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел.
  4. Отрабатывать вычислительные навыки.
  5. Развитие пространственно-временных представлений учащихся.

Развивающие задачи:

  1. Развитие познавательной сферы учащихся, речи.
  2. Развитие математических способностей.
  3. Развитие познавательного интереса.
  4. Развитие навыков самостоятельной работы; работы в паре, в группе.
  5. Расширение кругозора, обогащение словаря учащихся.

Воспитательные задачи:

  1. Формирование познавательной потребности;
  2. Воспитание интереса к предмету «Математика»;
  3. Воспитание дисциплинированности, любознательности, прилежности;
  4. Воспитание у учащихся толерантности (при организации различных форм деятельности учащихся на уроке);
  5. Воспитание культуры общения.

Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре, групповая работа.

Оборудование:

  • ТСО: ПК, демонстрационный компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация.
  • Раздаточный материал задание для индивидуальной работы Приложение 1, групповой работы Приложение 2.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Приготовьте свои ладони. Потрите ладони друг о друга. Чувствуете, как стало тепло? Протяните мне свои ладошки, обменяемся теплом и положительной энергией.

Ученики оформляют тетради (записывают число, классная работа).

II. Устный счет.

Учитель: Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели. Так говорил доктор физико-математических наук Алексей Иванович Маркушевич. Мы последуем его советам и приступим к изучению математики.

На экране вы видите выражения, в которых одно число зашифровано. Нужно найти неизвестные, зашифрованные буквами и расшифровать слова. (Слайд 2)

Три ученика выполняют задание на карточках. (Приложение 1)

Ученики выполняют задание на экране письменно, проговаривая.

Русские писатели.

Учитель: Каких русских писателей вы знаете?

Ученики: Пушкин, Лермонтов, Овсеева, Катаев и другие.

Учитель: (Слайд 3) Среди русских писателей и поэтов нам хорошо знакомы Пушкин, Крылов, Лермонтов, Тютчев, Толстой.

III. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться решать задачи, используя этих годы жизни этих писателей и поэтов. Кроме того, мы вспомним, повторим и узнаем многое другое.

IV. Работа над задачей.

Учитель: Дату какого-то события, то есть год, в котором произошло это событие, можно представить в виде точки на числовом луче. (Слайд 4) Обычно начало этого луча не умещается на странице тетради, а расстояние между точками указывают приблизительно. В тетради чертим числовой луч длиной 8 см. Поскольку точной длины луча не существует, то остановимся на этом числе.

Ученики чертят.

Учитель: На этом луче отметим точками числа - даты рождения великих русских писателей. (Слайд 4)

Ученики выполняют.

Учитель: Кто старше всех?

Ученики: И.А. Крылов.

Учитель: Кто моложе всех?

Ученики: Л.Н. Толстой.

Учитель: На сколько лет? Как можно определить?

Ученики: Можно из даты рождения Толстого отнять дату рождения Крылова.

Учитель: Верно. (Слайд 4) Записываем это выражение в столбик.

Ученики выполняют. Один ученик у доски.

Учитель: Сколько лет исполнилось Крылову в год рождения Пушкина? Как можно определить это число?

Ученики: Можно вычесть из 1799 число 1769.

Учитель: Записываем себе в тетради самостоятельно.

Ученики выполняют.

Крылову исполнилось 30 лет, когда родился Пушкин. (Слайд 4)

Учитель: Молодцы! (Слайд 5) В 12 лет А. С. Пушкин поступил в Лицей. В каком году это было? Как будем решать эту задачу? Размышляем в паре.

Ученики размышляют, делают вывод: Пушкин родился в 1799 году, а в 12 лет поступил в Лицей. Значит, чтобы узнать в каком году это было, надо к 1799 прибавить 12.

Один ученик выполняет запись на доске, остальные в тетради. (Слайд 5)

V. Физминутка.

(Слайд 6) Динамическая пауза.

VI. Самостоятельная работа в группе.

Учитель: Дальнейшая наша работа будет проходить в группах. Посмотрите друг на друга в группе. Улыбнитесь друг другу. Готовы работать?

Ученики: Да.

Учитель: Мы с вами сейчас будем составлять галерею событий. У каждой группы на столе находятся два конверта. В конверте №1 на лепестке находится задача, которую необходимо решить, обосновав выбор действия, в конверте № 2 находится пустой лепесток. Необходимо составить свой пример – задачу и ее решение на вычисление даты какого-либо события. Приложение 2.

Ученики работаю в группе.

Учитель по ходу работы учащихся оказывает помощь ученикам, комментирует, направляет мысль.

После окончания работы ученики вслух зачитывают те задачи, которые необходимо было решить и сове решение. Из этих лепестков составляется цветок «Изобретения», дальше учащиеся зачитывают свои примеры, которые были составлены. Из лепестков с примерами детей составляется цветок и дается название цветка. Таким образом результатом групповой самостоятельной работы учащихся является галерея событий – «Изобретения» и то, что дети составят сами.

Учитель: Расположите числа – даты из раздела «Изобретения» в порядке убывания.

Ученики выполняют: два ученика у доски остальные в тетради.

VII. Физминутка.

Массирование мочки ушей для активизации умственной деятельности и потирание ладоней.

VIII. Вычислительные упражнения.

Учитель: На экране выражения. (Слайд 7) Необходимо проверить результат, найти и исправить ошибки в ответах. Работаем в паре.

Ученики выполняют.

После выполнения упражнения сверяются ответы, обосновывается выбор действия.

Ученики: Чтобы проверить результат вычитания надо к разности прибавить вычитаемое, чтобы проверить результат сложения надо из суммы вычесть слагаемое.

Учитель: На экране числовые лучи (Слайд 8) Необходимо определить закономерность и вставить пропущенные числа.

Ученики выполняют.

IX. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: Молодцы! Мы хорошо поработали. Каждый из вас сегодня проявил свои способности, свои знания, вы были очень дружны и активны.

А теперь глубоко вдохните через рот и медленно выдохните через нос. Закройте глаза и вспомните, чем мы сегодня занимались на уроке, что вам понравилось, что получилось, а что показалось трудным? С каким настроением вы уходите с урока?

У каждого из вас в конвертах №2 находится лист с числовым лучом. Этот числовой луч ваше настроение. Положите его перед собой. (Слайд 9) Если вам понравился урок, вы узнали что-то новое, интересное, хорошо поработали, вам было интересно, то вы рисуете справа на числовом луче весёлый смайлик. Если вам кажется, что на уроке не все и не всегда было понятно, не всегда было интересно, то вы рисуете грустный смайлик слева. Если у вас смешанные чувства, вы затрудняетесь ответить: с одной стороны вы хорошо поработали на уроке, но не все было понятно, то вы рисуете смайлик без улыбки и без гримасы посередине.

Выставление отметок и оценок.

Учитель: (Слайд 10) Спасибо за активную работу на уроке. Вы сегодня хорошо и дружно работали, помогали друг другу. Молодцы!!!

Литература: Башмаков М. И. Математика: учебник: для 3 класс: В 2 ч. Ч. 2 / М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 142 с.

Приложение 4.