Проект "Новый год шагает на планете" в 4-м классе

Разделы: Информатика, Логопедия


Актуальность темы:

Всем известно, что одним из любимых праздников для детей и взрослых является Новый год. Дети верят в чудеса, которые происходят в этот день. Они знают, как отмечают этот праздник в нашей стране, знают любимых персонажей, любят получать подарки в новогоднюю ночь. В процессе обучения ученики знакомятся с другими странами, с древней историей и им хочется узнать новую информацию о том, как возник этот праздник, о традициях других народов. Дети готовы к усвоению новых знаний и с удовольствием их воспринимают.

Цели проекта:

  • Познакомить детей со старинными названиями зимних месяцев, с новогодними традициями разных народов, расширить кругозор учащихся, развивать творческие способности, чувство ответственности за порученное дело.
  • Учить детей самостоятельно искать информацию с использованием разных источников, делать выводы по теме, способствовать формированию коммуникативной культуры.

Вид проекта: коллективный.

Участники проекта: учащиеся 4 класса, родители, педагоги.

Межпредметный (развитие речи, ИКТ, изодеятельность, музыка, этикет, ручной труд, история.)

По характеру деятельности: творческий.

Долгосрочный (1 год.)

Оборудование: интерактивная доска с проектором и колонками, фортепиано, елочные бумажные игрушки, маски животных из папье-маше, атрибутика для колядок.

Этапы работы над проектом.

Этап 1. Разработка проектного задания.

Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач.

Класс делится на 4 группы, которые получают задания:

группа 1 – собрать теоретический материал об этимологии названий зимних месяцев, подобрать про них загадки.

группа 2 – собрать пословицы и поговорки, связанные с зимой.

группа 3 – подобрать теоретический материал об истории празднования Нового года в древности.

группа 4 – узнать новогодние традиции разных народов и нарисовать рисунки.

Этап 2. Разработка проекта.

Задачи этапа – сбор и уточнение информации.

Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально и в группах, анализируют материал.

Учитель и логопед наблюдают и консультируют.

Этап 3. Представление мини – проектов.

Задачи этапа: ученики представляют классу собранный материал по теме на уроке – презентации.

Этап 4. Изготовление наглядного материала.

Задачи этапа: сбор наглядного материала (рисунки, елочные игрушки из бумаги, маски из папье-маше), подбор картинок, музыки, инсценировок.

Этап 5. Оценка результатов.

Задачи этапа: анализ выполнения проектных заданий.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке – презентации.

Этап 6. Защита проекта.

Задачи этапа: коллективная защита проекта.

Защита проекта.

(слайд 2)

Ученик: Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие. Мы побываем в разных странах мира и узнаем историю новогодних вещей, познакомимся с обычаями разных народов, узнаем, как сделать праздник веселым и радостным.

(слайд 3)

Ученик читает: “Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костер горит, чуть ли не до самого неба достает. А вокруг костра сидят люди – кто ближе к огню, кто дальше. Сидят и тихо беседуют.

Смотрит на них девочка и думает: кто же они такие? На охотников вроде не похожи, на дровосеков и того меньше: вон они какие нарядные – кто в серебре, кто в золоте, кто в зеленом бархате.

Стала она считать, насчитала двенадцать: трое старых, трое пожилых, трое молодых, а последние трое – совсем мальчики. Молодые у самого костра сидят, а старики поодаль”.

Из какой сказки вы услышали отрывок?

(На экране картинка из сказки С. Маршака “Двенадцать месяцев”)

(слайд 4)

Ученик:

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

Ученик: Название декабрь родственно слову дециметр. Дециметр – десятая часть метра, а декабрь был у римлян десятым месяцем. Название сохранилось, хотя месяц стал двенадцатым.

На Руси декабрь называли “студень”. В этом месяце приходила зима, и становилось студено, холодно. Стужа, стынуть, застывать и древнее название “студень” - однокоренные слова.

В народе о нем говорят, что декабрь – хвостик года.

Ученик: пословица говорит: В декабре солнце поворачивает на лето, а зима на мороз.

У декабря есть родные братья. Послушайте загадку и отгадайте, о каком месяце я говорю?

(слайд 5)

Ученик:

Даже птице не летится.
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь)

(слайд 6)

Ученик: Много у него народных названий: январь – носик года, первенец года. На Руси январь называли “сечень”, так как он рассекает, делит зиму на две половины. Древние римляне назвали его январем в честь Януса – бога солнца и света. Они изображали Януса как человека с двумя лицами. Одно лицо старое и обращено в прошлое, а другое - молодое, смотрит в будущее. На пальцах правой руки было начертано число 300, на пальцах левой – 65. 365 – это количество дней в году. (картинка)

Ученик: пословица гласит: Январь - году начало, зиме – середина.

(слайд 7)

А вот у третьего брата хоть и капризный характер, но он добрее, мягче своих братьев.

Ученик:

По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это? (февраль)

Ученик: Февраль в древнем Риме заканчивал год, и римляне устраивали большой праздник, на котором приносили жертвы покровителю стад богу Фебрусу. Отсюда и название месяца – февраль.

Древнерусское название февраля – “лютый”. В феврале выпадает много снега, стоят лютые морозы.

Ученик: Февраль зиму замыкает – весне дорогу показывает, говорят в народе.

Ученик: Давайте поиграем в игру: “Угадай, где пословица, где примета” (слайд 8)

  • Крепкие морозы в феврале бывают только по утрам.
  • Декабрь год кончает, а зиму начинает.
  • В январе снегу надует – хлеба прибудет.
  • Мухи проснулись среди зимы – к продолжительной оттепели.
  • Если на Новый год небо звездное ягоды будут.

(слайд 9)

Ученик: Продолжаем наше путешествие. Во все времена, у всех народов Новый год считался праздником, но не всегда и везде его праздновали 1 января.

Ученик: В Древнем Египте Новый год праздновали в начале лета, во время разлива Нила.

(слайд 10)

В Древней Греции начало года приходилось на самый длинный день в году – 22 июня. А летоисчисление греки вели от Олимпийских игр, которые устраивались в честь известного мифологического героя Геракла.

В средние века в Англии новый год начинался с приходом весны – 1 марта. (слайд 11)

(слайд 12)

Календарь, в котором год начинается с 1 января, ввел римский император Юлий Цезарь.

(слайд 13)

Ученик: На Руси Новый год начинался 1марта, с наступлением весны. Потом стали праздновать 1сентября. В этот день в Кремле совершался торжественный выход царя.

(слайд 14)

В 1700 году царь Петр 1 своим указом повелел отмечать Новый год 1 января, как в Европе. Каждый дом нужно было украсить сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками. Впервые в Москве был устроен фейерверк. Неотъемлемой частью государственных праздников стали фейерверки, называемые во времена Петра I “огненными потехами”.

(слайд 15)

Ученик: Праздники – неотъемлемая часть нашей жизни. А где праздники, там и песни, и танцы, и игры, и определенные традиции. Народные игры характерны для рождественских праздников. Самым шумным и веселым праздником на Руси после рождественского поста были Святки.

Ученик:

Это что такое – Святки?
Вы не слышали, ребятки?
Что ж придется рассказать
И, конечно, показать.

Святки – это двухнедельные новогодние празднества, которые издавна отмечали наши предки.

Ученик: Новый год во все времена и для всех народов значил обновление мира. Это пора взаимных угощений, веселья, радости.

На Руси говорили: В святки дня прибыло на куриную ногу.

Зима за морозы, а мужик за праздники.

Ученик: Самым веселым на святках было колядование. А начинались они в рождественский сочельник, т. е. в ночь с 24-го на 25-е декабря. Дети и взрослые наряжались в маски и шкуры животных, ходили по домам, пели поздравительные песни-колядки, танцевали, посыпали пол зерном, желая богатого урожая и получая от хозяев угощение. Девушки колядовали отдельно от парней. С собой у них были звенящие, стучащие старинные музыкальные инструменты – колотушка, бубенцы, колокольчики, трещотки. Наряжали смешно одного человека – коляду - Мехоношу. Вы лучше все это посмотрите.

(слайд 16)

Колядки “Авсень” (дети ходят по кругу и поют колядки)

Авсень, Авсень, гулял по всем,
По заулочкам, переулочкам.
Он искал, искал, искал,
Он искал Марьин двор.
Он нашел, нашел, нашел,
Он нашел Марьин двор.
(Величание)
Ты, Марьюшка,
Красно солнышко,
Твои детушки - ясны звездочки!

(Хозяйка клала угощенье в мешок Мехоноши.

Если хозяйка была жадной, то пели другие песни)

Кто не даст пирога,
Мы того за бока.
Кто не даст хлеба –
Стащим с печки деда.
Кто не даст лапку –
Стащим с печки бабку.
Кто не даст пышку –
Того за лодыжку.

(слайд 17)

Ученик:

Кто пришел?
Что принес?
Знаем мы:
Дед Мороз,
Дед седой, с бородой
Он нам гость дорогой.
Он нам елку зажжет,
С нами песни споет.
Конечно же – Дед Мороз.

(слайд 18)

Ученик: А знаете ли Вы, что у Мороза есть жена и зовут её Метелица. Разные детки у них и разные повадки.

Сыновья: Холод, Лёд, Снег и Сугроб, Иней.

Холод – старший. Суровый и непреклонный. Одного отца слушается. (слайд 19)

Лёд – парень весёлый, насквозь виден. (слайд 20)

Снег и Сугроб – близнецы-братья. (слайд 21)

Иней – вечный юноша. Художник. Картины Инея бесценны, но их невозможно сохранить, разве что скопировать. Этим и занимаются художники-земляне. (слайд 22)

Старшие дочери Мороза и Метелицы: Стужа, Вьюга, Пурга. (слайд 23)

У Стужи суровый характер. С Холодом они - два сапога пара.

(слайд 24)

Вьюга и Пурга – сёстры-близнецы. В Метелицу уродились. Любят с ветром гулять в поле.

Младшие дочери: Оттепель и Капель. (слайд 25)

С детских лет не сидится дома Оттепели, хотя родители не любят, чтобы она убегала из дома.

Звонкая Капель – худенькая, бледненькая, тоненькая. Певица уже не зимняя, но ещё не весенняя. (слайд 26)

(слайд 27)

Ученик: Замечательная семья у Деда Мороза. Но он очень старый. Дед Мороз родился более 2000 лет назад. С давних времен на Новый год он приходит в гости к людям и приносит подарки, но каждая страна имеет свои новогодние традиции и разное имя Деда Мороза.

  • В России - Дед Мороз.
  • В Италии – Баббо Натале.
  • В Чехии – Микулаш.
  • На Кипре – Святой Василий.
  • В Австралии – Святой Сильвестр.
  • В Финляндии – Йолопукки.
  • В Америке – Санта Клаус.

(слайд 28)

Российский Дед Мороз ходит в длинной шубе, в валенках и с посохом. Его постоянная спутница – Снегурочка. Он играет с детьми в игру “Заморожу!” и прячет в новогоднюю ночь подарки под елку.

(слайд 29)

Ученик: В Италии Новый год начинается 6 января. Все дети ожидают добрую фею Бефану, которая прилетает ночью на волшебной метле, наполняет подарками детские чулки и башмачки. Тому, кто плохо учился или шалил, она оставляет щепотку золы или уголек. В новогоднюю ночь там принято выбрасывать на улицу все ненужное. Итальянский Дед Мороз - Баббо Натале ставит возле елки деревянные или глиняные фигурки.

(слайд 30)

Во Франции Пер Ноэль (так зовут Деда Мороза) приходит в Новогоднюю ночь и оставляет подарки в детских башмачках и кому достанется боб, запеченный в новогодний пирог, получает титул “бобовый король” и в праздничную ночь все должны подчиняться его приказам.

(слайд 31)

В Голландии Дед Мороз приплывает на корабле. Он устраивает розыгрыши и дарит детям марципановые фрукты, игрушки, цветы из леденца.

(слайд 32)

В Чехии и Словакии к детям приходит веселый человечек Микулаш. Он одевается в мохнатую шубу и высокую баранью шапку. Дарит подарки тем детям, кто хорошо учился.

(слайд 33)

В Бельгии во многих деревнях сохранился обычай поздравлять с Новым годом домашних животных, чтобы они хорошо размножались. Животных украшают яркими лентами, угощают любимыми лакомствами.

(слайд 34)

В Швеции перед Новым Годом дети выбирают королеву света Лючию. Ее наряжают в белое платье, на голову надевают корону с зажженными свечами. Она приносит подарки детям и лакомства домашним животным.

(слайд 35)

Английского Деда Мороза называют Санта- Клаус. В новогодние дни в театрах разыгрываются представления на сюжеты сказок. Перед сном дети ставят на стол тарелку для подарков, которые им принесет Санта- Клаус, а в башмаки кладут сено для ослика Санта-Клауса.

(слайд 36)

Японского Деда Мороза зовут Сегацу-Сан – Господин Новый Год. В Японии в новогоднюю ночь дети под подушку прячут картинку с изображением парусника, на котором плывут 7 сказочных волшебников. Принято встречать праздник в новой одежде, потому что считается, что это принесет удачу и здоровье. 108 ударов колокола возвещают о наступлении Нового года. На праздничном столе обязательно присутствуют колобки, лепешки, булки из рисовой муки. По обычаю запускают воздушного змея. Двери домов украшают ветками бамбука, сливы, сосны.

(слайд 37)

Ученик:

По округе славится
Зеленая красавица:
Сарафан – как колокол,
По земле, да волоком,
Шапочка – с опушечкой,
С острою макушечкой.

Ученик: Обычай встречать Новый год и Рождество с елкой пришла к нам из Германии. С давних времен передавалась легенда о деревьях, что пышно расцветают среди зимы. В честь этой легенды в Германии и стали устраивать зимой праздник. Считалось, что зеленые деревья приносят здоровье и счастье в дом. Но так как зимой не теряли свое зеленое убранство одни лишь елки-ели, выбрали именно это дерево. Ветки елки украшали фонариками, игрушками, блестками, чтобы всем казалось, будто она и на самом деле расцвела. На верхушку прикрепляли звезду – символ Вифлеемской звезды, под которой был рожден Иисус Христос.

(слайд 38)

В других странах, где нет елок, Новый год встречают с другим деревом. В Австралии – с метросидерсом, на Кубе – с пальмой. В Никарагуа – с ветвями кофейного дерева, во Вьетнаме – с ветвями расцветающего персика.

Ученик: Надежду каждому человеку на счастье дарит Новый год. (слайд 39)

А мы хотим подарить Вам на счастье игрушки, сделанные своими руками. (слайд 40)

Презентация.