Контроль знаний учащихся на уроках алгебры

Разделы: Математика


Обучение – это целенаправленный процесс передачи общественно-исторического опыта, организация усвоения знаний, умений и навыков.
Для обучения большое значение имеет установление уровня обученности школьников – уровня определенных стандартов необходимых знаний, для того чтобы была непрерывная система образования.

Важным звеном процесса обучения математике является  контроль за уровнем овладения учащимися образовательных стандартов, уровнем сформированности общеучебных знаний и умений,  ключевых компетентностей. Поэтому  при обучении математике уделяется серьезное внимание способам организации контроля, его содержанию.

Учителю контроль знаний позволяет определить уровень усвоения учебного материала по математике и в случае необходимости провести коррекцию знаний, ученику – привести в систему усвоенный за определенное время учебный материал, обобщить его, выделить главное, акцентировать на нем внимание, скорректировать в случае необходимости отдельные знания и в оценке  увидеть результаты своей деятельности.

В целях повышения ответственности учащихся за результаты своего труда, для развития самостоятельности в овладении знаниями необходимо устранить стереотипность в обучении и воспитании, совершенствовать систему учета знаний учащихся. В этой связи все более широкое распространение в школе получают зачетные формы организации контроля знаний учащихся [1].

В настоящее время принципиальные изменения в школе связаны в первую очередь с введением дифференцированного обучения. Важнейшим видом дифференциации при обучении во всех классах становится уровневая дифференциация. Ее основная особенность состоит в дифференциации требований к знаниям и умениям учащихся: явно выделяется уровень обязательной подготовки, который задает достаточную нижнюю границу усвоения материала.

Этот уровень, безусловно, доступен и посилен всем школьникам.  На его основе формируются повышенные уровни овладения курсом. Учащиеся получают право и возможность, обучаясь в одном классе и по одной программе, выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям.

Эти уровни, и, прежде всего, уровень обязательной подготовки, должны быть открытыми, т. е. известными ученикам и понятными им. Открытость уровней подготовки является механизмом формирования положительных мотивов учения, сознательного отношения к учебной работе, позволяет опереться на самооценку ученика в выборе индивидуального пути его развития.

В процессе обучения контроль, как правило, присутствует на всех этапах, начиная с самых первых моментов в овладении учениками новым материалом и до завершения темы.

Зачеты составляют главное в зачетной системе, её ядро, но не исчерпывают её. Зачетная система характеризуется следующими признаками:

а)  программный материал по предмету делится на определённое число зачетных разделов;
б) каждый зачетный раздел представляет собой этап в формировании знаний и умений учащихся;
в) проверка знаний и умений, учащихся по зачетному разделу осуществляется путём проведения зачетов, которые сочетаются с текущим учетом знаний на уроке;
г) каждому зачету предшествует специальная, целенаправленная подготовка учащихся на уроках, консультациях и в процессе самостоятельной домашней работы;
д) зачеты проводятся в специально отведенное для этого расписанием учебных занятий время.

Главный результат введения зачетной системы – её влияние на усвоение учащимися программного материала: более глубокое, осознанное усвоение учебного материала; объективность проверки знаний, т. к. итоговые оценки становятся более весомыми, точнее отражают действительный уровень знаний учащихся.

Работа в “зачетной системе” предъявляет повышенные требования к уровню знаний учащихся и к их самостоятельности. Учащиеся должны уметь систематизировать довольно значительный по объёму материал зачетного раздела, вычленять в нём главное, уметь использовать при подготовке к зачету, помимо учебника, и другие источники знаний – всё это создаёт необходимые условия для повышения качества знаний.

В условиях зачетной системы текущая проверка знаний учащихся решает несколько задач:

а) выявляет подготовленность к изучению нового материала;
б) способствует установлению связей между новым и ранее изучавшимся материалом;
в) выявляет усвоение учащимися материала урока;
г) стимулирует систематическую домашнюю работу учащихся.

Зачеты, как основная форма проверки усвоения учебного материала, отличаются от традиционной контрольной работы и по системе оценивания (используется не пятибалльная, а двухбалльная шкала), и по характеру проведения (предусматривается необходимость пересдачи в случае отрицательного результата). Именно эти свойства зачета наиболее точно отвечают особенностям проверки и оценки достижения учащимися уровня обязательной подготовки. Зачет можно рассматривать как одну  из форм обобщающего тематического или итогового повторения.

Цель зачета – систематизировать пройденный материал,   создать у учащихся целостное  представление о каком-либо изучаемом блоке материалов.  Зачет дает возможность не только проверить уровень усвоения нового материала, но и показывает реальные возможности учащихся, способствует самопроверке знаний, приучает к самостоятельной работе, повышает ответственность учащихся за процесс обучения. Учащимся заранее предлагается ряд вопросов, на которые они отвечают, используя этап самоподготовки и индивидуальной работы с книгами, конспектами, статьями журналов. Зачет позволяет формировать умения и навыки учебного труда.

Он дает возможность учителю использовать индивидуальный подход к учащимся, а им – свободно располагать временем, отведенным на усвоение темы.

Обязательные результаты обучения – это тот минимум, который необходим для дальнейшего обучения, для выполнения программных требований к математической подготовке учащихся.

Поэтому при проверке учителю принципиально важно получить определенный ответ: овладел или не овладел ученик формируемыми умениями на обязательном уровне. Иными словами, здесь наиболее естественной является альтернативная оценка: «достиг (да)» – «не достиг (нет)». С другой стороны, мало констатировать, что какой-то конкретный ученик не достиг уровня обязательной подготовки. Цель учителя – добиться того, чтобы каждый овладел важнейшими умениями и навыками. Поэтому, если ученик не справился с зачетом, надо организовать доработку соответствующего материала и его повторную проверку.

Зачет – это специальный этап контроля, целью которого является проверка достижения учащимися уровня обязательной подготовки [3].

Задачи зачета: а) выяснить уровень усвоения учащимися основных вопросов зачетного раздела; б) проверить, как они овладели умениями, формировавшимися в ходе изучения зачетного раздела; в) способствовать систематизации и обобщению знаний в целом по сдаваемому разделу; г) стимулировать развитие познавательной самостоятельности учащихся.

При работе по зачетной системе нужно учитывать следующие моменты:

1. Нельзя злоупотреблять этой формой работы. Зачеты следует проводить не чаще 5-6 раз в год после изучения основных разделов материала
2. К зачету должна проводиться всесторонняя подготовка. Этому должны быть посвящены специальные уроки и консультации.
3. Оценивая объем материала, выносимого на зачет, нельзя формально считать «число задач», полагая, что большое количество вопросов автоматически означает высокую трудность зачета.

Оценка результатов сдачи зачета осуществляется по двухбалльной шкале: «зачтено» – «не зачтено». Зачеты проводятся по каждой теме курса. Их содержание отбирается таким образом, чтобы обязательные результаты обучения были представлены максимально полно.

Зачет считается сданным, если ученик выполнил верно все предложенные ему задачи обязательного уровня. В противном случае (если хотя бы одна задача осталась не решена) оценка «зачтено» не выставляется. При этом зачет подлежит пересдаче. Ученик пересдает не весь зачет целиком, а только те виды задач, с которыми он не справился. [3].

Задачи обязательного уровня  дополняются более сложными заданиями, за которые ученику, сдавшему зачет, выставляется оценка “4” или “5”, что позволяет  сочетать проверку обязательных результатов обучения с проверкой на более высоком уровне и объективнее и точнее дифференцировать учащихся по уровню их подготовки.

Условия организации зачетов позволяют обеспечить в течение учебного года достаточно полную проверку каждого ученика на обязательном уровне.

Одним из обязательных условий зачетной системы является ее обязательность для всех учащихся.

Во-первых, обязательно участие в зачете всех учащихся делает его более весомым, заставляет серьезнее относиться к подготовке, что положительно влияет на формирование необходимых умений и навыков. Во-вторых, так как результаты зачетов непосредственно связаны с итоговой аттестацией школьников, было бы неправильно освобождать кого-то от зачетов и тем самым ставить учеников в неравные условия. В-третьих, у сильных учеников бывают, и нередко, пробелы именно в основных, фундаментальных умениях. Сосредоточив свое внимание на более интересных для них вопросах, они часто излишне легкомысленно относятся к элементарным опорным задачам. Соответствующие недоработки всплывают именно во время зачета, что позволяет как учителю, так и самому ученику своевременно обратить на них внимание.

Условия организации зачетов повышают содержательность и объективность итогового оценивания.

Систему зачетов можно строить по-разному. С помощью зачетов проверяют овладение различными порциями учебного материала. В соответствии с этим их можно разделить на тематические и текущие. Тематические зачеты приводятся в конце изучения темы и направлены на проверку усвоении ее материала в целом. Текущие зачеты проводятся систематически в ходе изучения темы по небольшим, законченным по смыслу порциям учебного материала.

Оба вида зачетов можно проводить в открытой или закрытой форме. В первом случае учащиеся предварительно знакомятся со списком задач обязательного уровня. Во втором случае этот список в явном виде учащимся не предъявляется, но в ходе изучения материала учитель акцентирует внимание учеников на задачах обязательного уровня.

На зачете проверяются знания учащихся. При отборе материала для опроса на зачете, следует, прежде всего, исходить, из оценки значимости данного программного вопроса в общей системе учебного предмета. На зачет необходимо выносить следующее:

– материал, составляющий основную теоретическую часть данного зачетного раздела, на основе которого формируются ведущие понятия курса;
– фактический материал, составляющий основу предмета;
– решение типовых задач и примеров, выполнение заданий, позволяющих судить об уровне умения применять знания;
– задания и вопросы, требующие от учащихся навыков самостоятельной работы, умений работать с учебником, таблицами и т. д.

Принимая зачеты, учитель получает информацию не только о качестве знаний отдельных учащихся, но и о том, как усвоен материал классом в целом. Важно выяснить, какие вопросы усвоены учениками, над, чем следует дополнительно поработать, какими умениями ученики пока не смогли овладеть. Поэтому отбираются вопросы, которые в совокупности охватывают все основное содержание зачетного раздела, при решении которых, можно видеть, как учащиеся овладели всеми умениями, запланированными при изучении данного зачетного раздела.

Рассмотрим основные виды тематических зачетов:

1)  Открытый тематический зачет проводится как завершающая проверка по какой-то теме, в начале изучения которой учащимся сообщаются основные типы задач темы, сроки проведения зачета и критерии оценивания.
2) Закрытый тематический зачет отличается тем, что список задач, отвечающих уровню обязательной подготовки, учащимся не сообщается, но в ходе изучения материала учитель указывает на обязательные умения, на задачи обязательного уровня.
3) Текущие зачеты проводятся несколько раз в ходе изучения темы. От тематических они отличаются тем, что охватывают меньший по объему материал, на их поведение требеетя 10-20 мин. Текущие зачеты направлены на проверку одного – двух умений, формируемых в течение нескольких уроков.

Остановимся подробнее на тематических зачетах, которые проводятся на специально выделенном уроке. Учащимся предлагается проверочная работа, охватывающая содержание изученной темы. Ее удобно составлять из двух частей. Первая – это собственно задания зачета. Она содержит задачи обязательного уровня, аналогичные тем, которые приведены в списке обязательных результатов обучения. Вторая – более сложные задачи по проверяемой теме на хорошо подготовленных учеников. Ученики работают в индивидуальном темпе. Те, кто выполнил обязательную, зачетную часть работы, могут приступить к дополнительным заданиям и, решив их, получить, кроме зачета, одну из повышенных оценок. Другие имеют резерв времени для решения задач, включенных в зачет, для исправления ошибок. Учащиеся имеют возможность пересдать весь зачет или отдельные задания, с которыми они не справились на зачете.

К зачету готовятся постоянно. В широком смысле под подготовкой к зачету понимается вся система уроков, консультаций, домашних заданий. Направленность этой подготовки обеспечивается постановкой на уроках познавательных проблем, раскрывающих главное содержание раздела. Необходимым условием поставленных задач является самостоятельная работа учащихся в классе и дома, направленная на осмысление, усвоение, обобщение и систематизацию программного материала и на овладение учебно-познавательными умениями.

Число эффективных приёмов формирования самостоятельности учащихся относится создание проблемных ситуаций. Они создаются при поиске наиболее рационального решения, постановкой вопросов, требующих самостоятельного размышления – всё это неразрывно связано, с умением анализировать определенный тип материала, пользоваться учебником и другими источниками знаний, доказывать, сравнивать, обобщать.

При подготовке к зачетам важную роль играют вводно-повторительные уроки. На них разъясняется цель обучения, требования, наиболее важные пути подхода к самостоятельному анализу изучаемого материала.

На протяжении всех уроков по зачетному разделу проводится систематизация и обобщение знаний. Разъяснение и закрепление на уроке нового материала в определенной последовательности помогает учащимся лучше понять логику предмета. По мере изучения нового материала учитель называет примерные вопросы, которые будут предложены на зачете, разъясняет, какие задания и упражнения следует выполнить дома, предупреждает учащихся о возможных трудностях.

Зачету обязательно должен предшествовать повторительно-обобщающий урок по данному разделу. Он может быть направлен либо преимущественно на систематизацию и обобщение всего изученного материала, либо на его осмысление с какой-то новой точки зрения. Но в обоих случаях в поле зрения учащихся находится материал всего раздела. При подготовке к зачету проводятся индивидуальные консультации по содержанию учебного предмета. Здесь учитель восполняет пробелы, возникающие, у отдельных учащихся, как следствие недостаточной подготовленности к усвоению учебного материала. Большую роль здесь играют “Вопросы подготовки к зачету”, в которых указываются темы заданий, предлагаемых на зачете, характерные примеры и упражнения по зачетному разделу. Ученик, добросовестно выполнивший данные задания и не встретивший затруднений, может быть уверен в успешной сдаче зачета. Данные вопросы предлагаются за неделю до проведения зачета.

Перед написанием зачетной работы учащимся обязательно сообщаются  критерии оценки.

Проверку усвоения материала нельзя ограничивать итоговым тематическим зачетом, полностью откладывать ее до конца темы. При использовании тематических зачетов в ходе изучения темы учителя систематически проверяют знания и умения учащихся в той или иной форме: устный опрос, проведение проверочных письменных работы т. д. При этом учитель специально предусматривает вопросы и задачи, которые позволяют ему следить, как учащиеся овладевают окончательными результатами обучения. Опытные учителя делают это уже в ходе текущих проверок. К зачету они подходят уже имея предварительную картину успеваемости каждого ученика. Это позволяет им управлять подготовкой учащихся к зачету.

Необходимой является работа с родителями. Им надо рассказать, в чем заключается особенность зачетной системы, разъяснить значение базовой математической подготовки для каждого выпускника школы. Родителям важно объяснить, что их поддержка стремления ребенка к сдаче зачетов играет большую роль в его школьных успехах [3].

Зачеты можно проводить по-разному. Это зависит от стиля работы учителя, его опыта, комплектности и состава класса. Проведение зачета, не нарушающего привычного хода учебного процесса, удобно, когда в запасе есть еще резерв времени для устранения возможных недостатков в обязательной подготовке учащихся. Поэтому зачет целесообразно проводить за один – два урока до запланированного окончания изучения темы.

Зачеты предлагается  проводить в письменной форме. Его организация напоминает обычную контрольную работу: ученик получает задание, выполняет его в отведенное время, сдает учителю, который проверяет работу во внеурочное время и затем раздает учащимся, анализируя с ними результаты выполнения. Отличие зачета от контрольной работы состоит лишь в содержании и необходимости пересдачи.

В ходе зачета каждый ученик работает в индивидуальном темпе.  Сначала всем учащимся предлагается первая часть работы, соответствующая обязательному уровню.  Учащиеся, выполнившие эту часть работы, подходят к учителю для проверки. Учитель отмечает в тетрадях учеников верное решение задачи знаком «+» или указывает на необходимость исправления неверного решения. Таким образом, если в решении хотя бы одной из задач обязательной части допущена ошибка, то учащемуся предоставляется право продолжить работу, т. е. самому найти ошибки и исправить их, а, получив одобрение учителя, приняться за решение задач второй части.

Для учителя наиболее трудная часть работы в течение урока – контроль каждого ученика. Существенным элементом организации контроля являются предварительные записи в тетради учителя. Задачи всех вариантов записываются на одном листе. При этом крупно выделяются номера заданий и их ответы. Это позволяет не терять времени ни на поиск соответствующего номера, ни на решение заданий.  Иногда слабому ученику учитель считает целесообразным дать задачу, аналогичную той, где была допущена ошибка, для подтверждения результатов контроля.

Оценки “4” и “5” он может выставить и после урока, собрав тетради у тех, кто справился со всей работой.

Для учета выполнения учащимся на зачете обязательных задач учитель ведёт специальную ведомость. Заслуживает внимания опыт учителей, применяющих в своей работе так называемые открытые листы учета знаний, вывешиваемые в классе. В них можно отражать результаты сдачи зачетов. Практика показывает, что такая организация учета итогов сдачи зачетов служит для учеников мобилизующим стимулом, позволяет следить за своим продвижением, четко знать, что из изученного требует доработки [3].

При пересдаче зачета допустимо, чтобы ученик отчитывался только за те задания, которые он не выполнил в предыдущий раз, а не за все зачетное задание. Желательно ликвидировать задолженности учащихся как можно скорее, иначе они будут накапливаться, и затруднять изучение последующих тем. Время на такую пересдачу нетрудно выделить непосредственно на уроках.

Опытные учителя большое внимание уделяют анализу результатов зачета. В результате анализа зачетных работ устанавливается, насколько каждый ученик и весь класс в целом справились с каждым заданием. Это достаточная информация о том, овладели ли ученики нужными знаниями и умениями, какие пробелы и недочеты следует устранить. Теперь можно наметить, какой материал нужно повторить, какие дополнительные упражнения выполнить с классом, с частью класса, с отдельными учениками и на каких уроках.

Введение зачетной системы оказывает положительное влияние на отношение учащихся к учебе. Многие ученики убеждаются в том, что они могут овладевать большим по объёму, сложным материалом, могут научиться решать задачи, казавшиеся ранее недоступными.

Таким образом, к положительным аспектам можно отнести:

  • возможность оценить конкретные знания и умения ученика по каждой теме, указать на пробелы, дать возможность их устранить;
  • повышение качества знаний по предмету;
  • повышение уровня математической культуры, позволяющее учащимся успешно усваивать другие предметы естественно – научного цикла;
  • повышение уровня сформированности основных учебных компетентностей: самообразование, усидчивость, умение работать со справочной литературой, решать задачи повышенной сложности, не сдаваться при получении неверного результата, общение с одноклассниками по спорным вопросам, поиск простых неординарных решений и т.д.;
  • формирование навыков грамотного планирования распределения учебного времени.

Проведение зачетов имеет и недостатки:

  • качество знаний учащихся, выявленное в ходе проведения зачета, напрямую зависит от уровня способностей учащихся класса;
  • проведение зачетов, подготовка к ним учащихся, психологическая нагрузка приводят к перегрузке детей.

Предлагаемый учебно-методический материал содержит полную систему тематических зачетов по курсу алгебры 7-9 классов, в которых отражён материал, подлежащий усвоению. Тексты зачётов соответствуют учебникам: Макарычев Ю.Н. и др. «Алгебра. 7 класс», «Алгебра. 8 класс», «Алгебра. 9 класс», но могут быть частично использованы при работе с учебниками других авторов.
Материал для зачёта состоит из двух частей: 1 часть  соответствует обязательному уровню, 2 часть содержит задачи повышенной сложности. 
Первая часть зачёта оценивается по двухбальной шкале: «зачтено» (при  выполнении всех задач)  или «не зачтено».
Вторая часть зачёта позволяет получить одну из оценок: 4 или 5. Т.е. во время зачёта проверка обязательных результатов обучения сочетается с проверкой на более высоком уровне.

Материалы зачетов приведены в Приложениии 1.

В состав учебно-методического материала входит система тематических зачетов по курсу алгебры и начал анализа в 10-11 классов. Тематические зачеты составлены по каждому разделу программы базового уровня в соответствии со стандартами среднего общего образования по математике и могут быть использованы при работе по разным учебно-методическим комплектам.

Тематические зачеты имеют двухуровневую структуру: обязательная часть и задания повышенной сложности. Каждый зачет рассчитан на два урока и содержит 10 заданий (6 заданий обязательного уровня – 1 балл, 4 задания – повышенного уровня (7, 8 задания – 2 балла, 9, 10 задания – 3 балла)).

Для сдачи зачета учащимся необходимо выполнить 5-6 заданий обязательной части, для получения оценок «4» и «5» учитель устанавивает критерии, исходя из общей суммы 16 баллов.

Материалы зачетов приведены в Приложении 2.

Применение тематических зачетов имеет неоспоримые  достоинства. Количество тематических зачетов в каждом классе за год невелико, и учитель может потратить на проведение каждого необходимое ему время и организовать в ходе зачета тщательную проверку математической подготовки учащихся. Кроме того, тематические зачеты представляют собой итоговую тематическую проверку, в ходе которой учащиеся могут продемонстрировать результаты усвоения темы в целом, показать, насколько осмысленно и систематично овладели они изученным материалом.

Применяемая методика проведения зачетов для контроля уровня знаний учащихся приводит к повышению качества знаний по математике, повышению ответственности учащихся за результаты своего учебного труда, стимулирует повышение мотивации к изучению предмета.

Список литературы:

  1. Берсенева, Т.А. Зачетная форма организации контроля знаний старшеклассников  // Математика в школе. – 1988.– № 6. – С 21-24.
  2. Быков  А.В. О технологии проведения зачетного урока // Математика в школе. – 1998. – № 5. – С 27-30.
  3. Денищева Л.О.,  Кузнецова Л.В., Лурье И.А.. и др. Зачеты в системе дифференцированного обучения математике – М.: Просвещение, 1993. Деребалюк, Л.В. Виды зачетов в старших классах [Текст] / Л.В. Деребалюк // Математика в школе. – 1989. – № 1. – С 37-39.
  4. Денищева Л.О. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы: тематические тесты и зачеты для общеобразоват. учреждений  – М.: Мнемозина, 2009
  5. Колобова, Е.В. Использование зачетной системы для контроля и оценки знаний учащихся // Математика в школе. – 1996. – № 3. – С 25-29.
  6. Фаддеев Д.К., Ляшенко Н.Н., Никулин М.С., Соколовский И.Ф. Задачи по алгебре для 7-9 классов.– М.: Просвещение, 1990.