Не для кого не секрет, что с конца ХХ века начала появляться проблема, с которой столкнулись педагоги – музыканты – резко сократилось количество детей с ярко выраженными и выраженными музыкальными способностями. По статистике, в 80-х годах прошлого века, из одного класса общеобразовательной школы, музыкой занималось, как минимум, 30 % учащихся, а остальные могли, практически без проблем, воспроизвести голосом мелодию. В начале ХХI века, из одного класса общеобразовательной школы, музыкой занимается, в лучшем случае, 1-2 человека. При этом один из родителей таких детей сам в детстве занимался музыкой или этот ребёнок младший в семье, а старший уже закончил обучение.
С точки зрения психологии существуют задатки, развивая которые, можно говорить о способностях к тому или иному виду деятельности. Так же можно говорить о предрасположенности к чему-либо, объясняя это средой, в которой развивается ребёнок.
Сейчас приходится говорить о том, что, или дети рождаются без задатков, или родители не занимаются собственными детьми. Первый вариант не может быть априори, значит, остаётся второй. Родители заняты зарабатыванием денег и у них, порой, не хватает сил и времени заниматься развитием ребёнка. На этой почве появляются многочисленные развивающие группы и кружки, но, опять же, – не всем это доступно с финансовой точки зрения, а многие, к сожалению, не знают, что и в каком возрасте с ребёнком делать и, главное – как.
Замечательно, если родителям удалось дойти до детского учреждения, где обучают музыке. Музыкальное развитие, с точки зрения детских психологов – комплексное развитие. Игра на инструменте – это развитие моторики, координации, развитие воли и памяти. Теоретические дисциплины – развитие логического мышления, математических способностей, музыкального слуха и памяти.
Адекватное использование различных методик в процессе обучения детей пению приводит к правильному певческому дыханию, звукоизвлечению, звуковедению, усовершенствованию артикуляционного аппарата, дикции, мимической подвижности, лучшему развитию памяти (по сравнению с детьми, не обучающимися пению), повышению мышечной активности (работа над певческим дыханием укрепляет диафрагму, мышцы спины, икроножные мышцы и мышцы позвоночника), развивает чувство ответственности (на выступлениях хорового коллектива от каждого зависит результат), развивает артистизм и повышает социализацию ребенка в коллективе.
Нельзя не заметить, что всем преподавателям приходиться сталкиваться с проблемами, касающимися здоровья учащихся. Экология, продукты питания, атмосфера семьи и общества в целом, далеки от идеала. Работа дирижёра – это не столько обучение искусству певческого мастерства, сколько работа с психикой ребёнка. Обучение пению даст качественный результат, если помочь ребёнку раскрыться. Замечу, что в психологии известно, что любое заболевание – это сопротивление организма реальности. Например, приступы астмы – ни что иное, как сопротивление наказаниям. Ни ребенку, ни при ребенке нельзя врать и нельзя наказывать за правду. Нельзя говорить, что он плохой – он хороший, но поступил плохо. Проблемы с гиперактивностью, головными болями и внутричерепным давлением – это отражение конфликтов родителей, отсутствие одного из них или отсутствие внимания. Для тех, кто работает с маленькими детьми, будет полезно знать, что логопедия – проблема двух фамилий – отца ребёнка и матери ребёнка. Ребёнка, как бы, разрывают, добиваясь его расположения, бабушки и дедушки, доказывая, кто из них лучше. Проблемы со зрением (очки, косоглазие и т.д.) – отказ ребёнка воспринимать реальность такой, какая она есть из-за того, что старшие не принимают его индивидуальность со всеми особенностями, не видят в нём личность. Более серьезные проблемы, такие как заболевания крови, доброкачественные опухоли, диабет, связаны с непринятием ребёнка отношений в семье, ненависть одного родителя к другому, измены, унижение одного в глазах другого, решение своих проблем за счёт ребёнка или с его помощью (манипуляция) и т.д. Весь этот груз, выраженный в виде определенных заболеваний, ребёнок приносит на занятия. Важным в наше время, стало не только обучение, но и общий настрой ребёнка на позитив и расслабление. С этим хорошо справляются некоторые упражнения В. Емельянова (см. Приложение 1)1.
Обобщенная методика в данном описании основана на личных результатах автора, адаптирована на учащихся хоровых коллективов всех возрастных групп, состоящих из детей, не обладающих выраженными музыкальными способностями.
Автор в своей работе использует упражнения – игры дыхательной гимнастики В. Емельянова, Стрельникова, вокальные упражнения, созданные В. Соколовым, А. Свешниковым, Г. Струве, Б. Тричковым, З. Кодай и др., применяемые ведущими дирижёрами-хормейстерами в работе с детскими хоровыми коллективами, адаптированные автором методического пособия на контингент детей с невыраженными музыкальными способностями. Авторскими инновациями в данном методическом пособии являются примеры ассоциаций (см. Приложение 1)4 (кроме №7 – автор к.п.н. Н. Б. Буянова) и системное применение составляющих различных методик для достижения максимально качественного результата в работе с детьми, не обладающими выраженными музыкальными способностями.
При использовании данного методического пособия, достижение эффективного результата в работе с детьми с невыраженными музыкальными способностями возможно при регулярных занятиях протяжённостью 2–4 астрономических часа в неделю.
Младший хор – (5)6–8(9) лет
Старший хор – (9)10–15(16) лет (Верхняя возрастная граница старшего хора зависит от возраста, когда ребёнок заканчивает обучение в музыкальной школе)
Дети 5–8 лет.
В педагогике и психологии основным видом деятельности или ведущей деятельностью детей этой возрастной группы считается игра. В 6 – 8 лет – это ещё и обучение, т.к. дети обучаются в школе. Задача любого преподавателя, независимо от его направленности, не нарушать природу и структуру детской психики и придерживаться правила: обучаем, играя, или играем обучая. Иными словами, усидчивости и качественного усвоения материала можно добиться только при максимальной заинтересованности детей.
Отбор и прослушивание детей.
При поступлении детей на обучение в музыкальную школу, студию, школу искусств, дети проходят отбор, при котором происходит отсев детей, которые не могут спеть песню, повторить простую мелодию, не отличают звуковысотность и прохлопать или простучать простой ритмический рисунок. В данном случае отсев детей происходит только при отсутствии у ребёнка чувства ритма. Это, как правило, 1 ребёнок из 50, хотя, редко бывают исключения. Хочу обратить внимание, что ребёнок должен обладать чистым детским голосом, без призвуков, сипов и хрипов. При обнаружении подобных проблем, родителям необходимо порекомендовать консультацию фониатора (врач, занимающийся проблемами голосовых связок).
Первое знакомство.
Как правило, дети быстро находят контакт со сверстниками, но, как в любом коллективе, тут же выявляются личные симпатии и антипатии, появляется неформальный лидер. В коллективе, где общая цель – выступление на сцене, участие в конкурсах, фестивалях – это не приемлемо. Лидером должен стать дирижёр, который не завоёвывает авторитет как взрослый, а как наставник на пути освоения вокально-хоровых навыков. Это важно, так как, помимо уважения, необходимо доверие и внимание. Хочу заметить, что все дети хорового коллектива, независимо от возраста, называются артистами хора. Это повышает чувство ответственности и статус. Ребёнок уже не просто маленький человек, которого все учат и воспитывают, а он артист, возможно, единственный в своей семье. Это важно для ребёнка.
Игра-знакомство.
(проводится как с абсолютно новым коллективом, так и с детьми, которые уже были в коллективе, но в него влились новые артисты). Дети вместе с руководителем садятся в круг. Руководитель поёт «здравствуйте» (тональность A dur T35, начиная с V ступени), дети повторяют. Затем, каждый пропевает своё имя, начиная с хормейстера. Здесь дети впервые знакомятся с жестом дирижёра и начинают петь по руке.
После игры дети садятся на места, приготовленные для занятий. Хормейстер рассказывает о правильной посадке и показывает, как это сделать и для чего.
Для детей любого возраста термины не имеют особого значения. Самое главное и интересное для детей – это ассоциации. Интересная для детей ассоциация «гусик» (см. Приложение)3. Ребёнок старательно выполняет все задания, заботясь о состоянии «гусика».
Далее – дыхательные упражнения, дикционные упражнения, упражнения на расширения диапазона (см. Приложение)1 и артикуляционная гимнастика (см. Приложение)2. Все упражнения преподносятся детям по мере усложнения. На одно занятие достаточно 1–2 упражнения каждого вида. Вводить 1 новое упражнение не чаще 1 раза в неделю.
Далее вокальные распевания. Любые на усмотрение руководителя. Например: «Мы поём, хорошо поём» (см. Приложение)4. Рабочий диапазон хорового коллектива детей 5–8 лет с1 – е2. Общий диапазон, который изредка можно использовать - h (b)м.о. – f (fis)2.
Для детей этого возраста необходимо быстрее, чем на уроках сольфеджио, освоить элементарные понятия о нотной грамоте. Для этого используется адаптированная на данный коллектив релятивная система (ё – ле – ви), ручная система Г.А. Струве (см. Приложение)3.
Всем играм, гимнастикам и распеваниям уделяется не более 10–15 минут на каждом занятии. Комплекс упражнений на разных уроках могут включать в себя разные сочетания примеров предложенных в приложении. Выполнение на одном занятии упражнений всех направлений не обязательно.
Разучивание произведений.
Педагог исполняет произведение, спрашивает о содержании. (В первые два месяца учебного года, пока новенькие ещё не освоились, все произведения разучиваются с голоса, затем – чередование пения по партитурам с разучиванием с голоса). Для данного возраста наиболее интересными являются песни – рассказы. Для разучивания применяются игры «мамины бусы», «поймай хвостик» (см. Приложение)4 и др. Через 2 месяца занятий начинаем разучивать произведения по партитурам с простых произведений a’cappella. Замечу, что, разучив игру «Офин – джофис», (см. Приложение)3 дети уже познакомились с пением a’cappella, навыки которого они с радостью закрепляют в конце каждого занятия. Произведения на неизвестном им иностранном языке привлекут внимание и интерес (желательно не использовать произведения на языках, которые дети могли изучать или изучают – английский, французский, немецкий). Пример: песня на финском языке «Minnun kultani kaunis on»6. Сначала она разучивается одноголосно, затем, к первому концерту под Новый год, она звучит двухголосным каноном. Канон осваивается на примере игры в догонялки, только мы не бегаем ногами, а исполняем мелодию, начиная по очереди. В младшем хоре вводится понятие цепного дыхания. Показывается и объясняется цепное дыхание на одном звуке, где каждый перехватывает дыхание, когда удобно и звук в хоре может тянуться бесконечно долго.
К концу первого учебного полугодия у младшего хора в репертуаре порядка 12 произведений, из которых не менее двух – a’cappella. Во втором полугодии работа идёт преимущественно по партитурам над двухголосными произведениями. Для концерта будут использованы несложные двухголосные произведения и одноголосные, выученные с голоса.
Дети 9–15 лет.
Для школ, в которых нет среднего хора – это переходные возраста. Дети, которые лучше других освоили программу младшего хора, поняли особенности пения a’cappella и двухголосия и могут держать свою партию, с 9 лет переходят в старший хор, наиболее слабые дети до 10 лет находятся в младшем хоре, затем все по возрасту переходят в старший хор. В связи с тем, что в наше время пубертатный период начинается раньше, чем, предположим, в 70-х годах XX века, детям с 11–12 лет можно объяснять и показывать «пение по – взрослому, как в опере». Остаются, на усмотрение руководителя, дыхательные упражнения, дикционные упражнения, упражнения на расширения диапазона, артикуляционная гимнастика, ассоциации. Усложняются вокальные упражнения и распевания. Одно упражнение одновременно включает в себя несколько задач.
Хочу обратить внимание, что переход из младшего хора в старший осуществляется в мае, в конце учебного года, а не в сентябре. С помощью этого приёма дети входят в новый коллектив со свежими знаниями (за лето многое забывается), получают партитуры и знакомятся с программой. Существует и психологический момент. Одно занятие они проводят в младшем хоре, где все младше их, а другое в старшем, где они младшие и у них не всё получается. Это помогает им более внимательно слушать преподавателя. В старшем хоре существует традиция опеки, где в последний учебный месяц выпускники обучают новеньких правилам старшего хора. Новую программу начинаем разучивать в конце учебного года, и знакомимся с максимальным количеством новых произведений. К сентябрю эта программа уже не чтение с листа, а уверенное пение по партитурам. За лето кто – то обязательно откроет ноты.
Рабочий диапазон старшего хора gм.о - a2
Ввод новых детей в коллектив всегда начинается с произведения В. А. Моцарта «Dona nobis pacem»7. На этом произведении быстро осваивается положение голосов в хоре и одновременно выполняется много вокально-хоровых задач.