(Слайды 1–3) Презентация
Добрый день, коллеги. Позвольте начать мне свое выступление словами М.Пришвина:
«В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени. Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на Земле горит еще тысячи лет. Человека того нет, а его слово остается и летит из поколения в поколение, как яркий свет угасшей звезды во Вселенной».
Проблема развития речи младших школьников всегда была актуальна в методике преподавания. Но в современных условиях, когда в школу приходят дети не просто слабо владеющие словом, а с бедным словарным запасом, с логопедическими проблемами, а прежние методы развития речи не достаточны, чтобы разрешить эти проблемы, приходится искать новые пути их решения. Значимость развития речи в судьбе человека трудно переоценить. Поэтому желание систематически работать над этим вопросом возникло у меня давно. Надеюсь, вы понимаете, что за несколько минут выступления, объять полностью такую обширную тему, как развитие речи просто невозможно. Поэтому остановлюсь лишь на нескольких моментах моей работы.
Определила для себя главные моменты своих жизненных позиций. Называю их – «Заповеди учителя»: (Слайд 4)
- Хорошо и много работать самой и учить этому своих учеников.
- Любить то, что преподаешь, любить тех, кому преподаешь.
- Учитель учит до тех пор, пока учится сам.
- Проявлять творчество в организации внеклассной работы.
- Тревожить душу каждого ребенка, учить его думать, размышлять, красиво и свободно выражать свои мысли.
(Слайд 5) Речь помогает ребенку не только общаться, но и познавать мир. Для ребенка хорошая, грамотная речь – залог успешного обучения и развития, возможность в полной мере существовать в обществе. Развитие речевой деятельности – это не стихийный процесс, он требует определенного педагогического руководства. Речевая активность учащихся проявляется в их общительности, в отсутствии скованности, молчаливости, боязни говорить. Учитель обязан «разговорить» своих учеников в любых условиях и ситуациях. Важно развить в нем способность правильно и красиво выражать свои мысли, находя для этого точные и образные выражения, научить творческому воображению, ассоциативному мышлению. Навыки устной и письменной речи формируются у ребенка под влиянием многих факторов. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Особое внимание обращаю на обогащение речи учащихся различными языковыми средствами, на предупреждение и преодоление различных речевых недочетов, на овладение произносительными нормами и средствами речи.
«Чем жаловаться на всеобщую темноту, не лучше ли самому зажечь хоть одну маленькую свечу», – эти слова толкнули меня на разработку собственного варианта решения проблемы. Итак, с чего же начать? Прежде всего, я выяснила, какого же место развития речи учащихся среди других систем. (Слайд 6)
(Слайд 7) Далее постаралась показать вам разделы, которые я выделила из таблицы:
- обогащение речи учащихся лексическими и грамматическими средствами;
- предупреждение и преодоление ошибок (в произношении слов, в словообразовании, в построении предложений);
- формирование навыков связной речи (устной и письменной).
В своей работе «О первоначальном преподавании русского языка» К.Д.Ушинский развитие «дара слова» поставил на первое место вместе с сознательным обладанием сокровищами языка и с изучением грамматики. Что же нужно делать, чтобы развить эту врожденную языковую способность? «Дар слова» развивается не иначе как от упражнений, которые должны быть по возможности самостоятельными: своими усилиями выразить свою мысль, сначала простую, далее – все более сложную, сначала устно, а затем и письменно (в сочинениях). Пути к этому – наглядность, выделение признаков предмета, сравнение предметов.
(Слайд 8) Итак, первое правило – наглядность;
Второе правило – систематичность, т.е. постепенное нарастание трудности, разнообразие тематики и типов, преемственность и перспективность, постепенное уменьшение помощи учителя.
Третье правило: «упражнения должны быть логические: содержать переход от конкретных представлений к общим понятиям, выделение признаков предмета, объединение предметов в одно общее суждение».
(Слайд 9) Ученые считают, что лучше всего использовать речевые способности ребенка до 10 лет, то есть годы обучения его в начальной школе. Речь – очень широкая сфера деятельности человека. «Заговори, чтобы я тебя увидел», – утверждал Сократ. Трудно что-либо добавить. Нахожусь в постоянном поиске – стараюсь использовать какие-то новые формы, методы и средства обучения своих малышей.
Кроме выше перечисленных мною правил можно выделить еще три линии в этом же направлении:(Слайд 10)
- работа над словом;
- работа над словосочетанием и предложением;
- работа над связной речью.
Подробнее остановлюсь на развитии связной речи детей. Развитие связной речи провожу на основе системы постепенно усложняющихся устных и письменных упражнений, требующих от учащихся все большей самостоятельности. Успех работы зависит: от взаимосвязанности работ, от их целенаправленности, от соблюдения четкой последовательности в применении различных видов сочинений, от систематической последующей работы над речевыми и стилистическими ошибками, допущенные в творческих работах детей.
(Слайд 11) В обучении детей связной речи использую материал полученный из разных источников – это и собственный опыт жизни школьников, и их наблюдения, материал, взятый из книг, из рассказов учителя, также различные картины, кинофильмы, разные жанры (повествование, описание, рассуждение).
На уроках дети получают представление о стилях и типах речи. Все эти сведения помогают в работе над сочинениями и служат совершенствованию умений их написания. Делаем черновые наброски, которые можем обсудить. В процессе работы разрешаю пользоваться словарями, справочниками. Многолетний опыт работы по системе Л.В. Занкова, позволил убедиться в том, что особое значение придается работе над сочинением как одному из эффективных средств развития устной и письменной речи, логического мышления, творческого воображения младших школьников. Занков рассматривал детское сочинение как форму самовыражения, самосознания ребенка, как возможность поделиться впечатлениями, переживаниями с учителем, с классом. В сочинении, считал Занков, проявляется (а значит, и воспитывается) восприятие красоты природы, красоты человека, прекрасное в его труде, поступках. Ценность детского сочинения он определял по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений. Дети любят писать сочинения. Любят потому, что в них можно проявить самостоятельность, дать простор своему воображению. Писать сочинения с детьми я начинаю со 2 класса. Успех первых сочинений будет зависеть от того, насколько глубоко и систематически велась работа по развитию устной речи первоклассников, по формированию умений устного высказывания как необходимого этапа подготовки к будущей работе над сочинениями; насколько пробуждалась творческая инициатива учеников, стремление к самостоятельному высказыванию, свободному самовыражению в слове.
(Слайд 12) Очень люблю и часто использую на уроках написание сочинений-миниатюр. В конце урока детям предлагаю написать мини-сочинение по заданному названию. Зачитываем по желанию самих детей сразу же после написания (темы таких сочинений могут быть совершенно разными («Тайные следы», «Зимнее утро», «На рассвете» и т.д.).Слушая такие сочинения невольно приходят на ум слова Джанни Родари: «Если мы хотим научить детей думать, то прежде всего должны научить их придумывать».
Многообразная работа над предложением – это подготовительное звено в системе работы над связной речью, необходимым условием которой является не только умение выражать свои мысли, но и передавать их в логической последовательности. Можно смело утверждать, что сочинения указывают на результаты по всем трем показателям общего развития: наблюдательность, мышление, чувства.
(Слайд 13) Активная речевая деятельность вырастает из потребности рассказать о своих впечатлениях, наблюдениях, чувствах, переживаниях, мыслях. А такая потребность возникает и складывается тогда, когда жизнь ребенка наполнена разнообразными впечатлениями и познавательными интересами, богата духовно и эмоционально. С наибольшей силой мотивация будет выражена во внешней речи при условии, если в классе существует атмосфера дружеского общения, заинтересованного внимания к каждому. Одним из важных источников для устных высказываний в 1 классе и письменных сочинений во 2 классе являются экскурсии. С первых дней обучения ведем наблюдения. Замечаем каждый момент изменения в окружающем нас мире, описываем, изображаем, делимся друг с другом впечатлениями. Совместные наблюдения приносят детям радость, они дают толчок к самостоятельным наблюдениям, постепенно перерастают в потребность открывать новое.
Готовясь к уроку, продумываю каждую деталь, использую разные виды работ, технические средства обучения, наглядность, художественную литературу, игровые моменты. Приведу лишь некоторые моменты, которые внедряю в свою работу: Так называемые «Мои маленькие хитрости»: (Слайд 14)
- Всегда стараюсь тщательно продумывать начало урока: ведь именно оно в значительной мере определяет ход общения с ребятами, настраивает на успешную работу.
- Разговорные пятиминутки.
- Обязательна словарная работа – на каждом уроке, которая обогащает словарь учащихся, развивает их речь. (Тщательно анализируются новые слова: рассматриваем их значение, состав, произношение, написание).
- На каждом уроке провожу фонетическую зарядку: распеваем звуки, отрабатываем произношение и интонацию.
- Занимаемся «свободным сочинительством».
- На каждом уроке применяю игровые моменты (считаю, что игра оказывает положительное влияние на учебную деятельность пассивных детей).
- Неотъемлемая часть работы по развитию речи – это упражнения по речевому этикету (данная работа развивает речь, учит общаться в нужной тональности, формирует такие черты характера, как вежливость, общительность, умение входить в контакт с людьми, воспитывает культуру поведения в школе, на улице, в общественных местах).
(Слайд 15) Следует отметить отдельно работу со словами, так как словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а особая часть всей систематической работы по развитию речи учащихся. Богатство словаря – признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Поэтому этому виду работы придаю огромное значение. Она складывается из: обогащения, уточнения, активизации словаря, устранения нелитературных слов. При работе над словарными словами использую прием из книги В.Агафонова «Неправильные правила, или как запомнить словарные слова». В основе приема – ассоциативная связь словарного слова с другим «приёмным родственником», который поможет точно запомнить в слове нужную орфограмму. Например, при роботе со словом «пальто» учитель сообщает, что подул ветер, рассыпал в слове буквы, и получилось слово «лапоть». Такие ассоциативные ниточки протягиваются от образа к образу, от слова к слову. Кроме того, к каждому слову подбираются картинки, загадки, ребусы, короткие стихотворения.
(Слайды 16-17) Вашему вниманию представляю фрагменты работы со словарными словами по новому образовательному проекту «Школа Ольги Соболевой» — стихотворение «Газированная газета»:
Что случилось тут у нас? Из газеты вышел газ! Словно снег газета тает и по ветру не летает! Меньше марки стала эта – очень странная газета! Все решим проблемы разом: мы её наполним газом! — Газированной газете газ нужней всего на свете? — Нет, сказать я должен, ей буква «А» всего нужней! |
Запоминание по такому принципу проходит по двум каналам:
по каналу слуха (находим здесь следующие приемы параллельного повторения):
- использование забавного, нелепого сюжета — газета, из которой выходит газ, после чего она становится меньше марки;
- использование «приемного родственника» — слова «газ», где нужный звук отчетливо слышен;
- «насыщение» текста звуком [а] (можете подсчитать, сколько раз встречается в стихотворении этот звук);
- непосредственно названная вслух буква, которую нужно написать (не самый сильный прием, но в совокупности с остальными работает неплохо).
И по каналу зрения:
- забавный графический сюжет, показывающий, как газету накачивают газом (продолжение сюжета, воспринятого на слух (включая мысленное проговаривание при чтении стихотворения про себя);
- насыщение текста буквой «а»;
- выделение этой буквы в тексте жирным шрифтом .
Итак, пока мы прочли стихотворение и рассмотрели рисунок, мы повторили написание словарного слова «газета» СЕМЬЮ различными способами! Причем этот прием более эффективен, чем просто прочитать слово «газета» семь раз, т.к. использованные способы ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ между собой, переплетаются, образуют дополнительные ассоциативные связи, тем самым закрепляя В РАЗНЫХ ОТДЕЛАХ ПАМЯТИ полученную информацию. Если забудется что-то одно, то, «потянув» за какой-то другой элемент информационного блока , можно не только вспомнить написание слова, но при желании даже восстановить забытые «узелки» этой сети. Аналогичная работа проводится с вариантом слова «сорока», который вы видите на слайде.
(Слайд 18) Большую роль в развитии речи играет работа над предложением, которая является основным звеномв системе упражнений, подготавливающим детей к письменным изложениям и сочинениям. Она ведется систематически в течение всего времени. Без умения выражать отдельные мысли в предложении и передавать их в логической последовательности, невозможна связная речь.
На слайде (Слайд 19) вы видите лишь некоторые виды работ над предложением:
- только полные ответы на вопросы;
- постановка учащимися вопросов к предложению;
- распространение предложения по вопросам и без вопросов;
- составление предложений на ту или иную тему;
- составление предложений по картинке, по прочитанному тексту;
- составление словосочетаний разного типа и их включения в предложения;
- соединение 2-3 простых предложений в одно простое с однородными членами или сложное;
- переработка данных предложений с заменой одних слов другими, с заменой одних грамматических форм другими;
- восстановление деформированного предложения, текста.
(Слайд 20) Развитию этого умения способствуют виды упражнений, которые представлены вашему вниманию – это деление сплошного текста на отдельные предложения, составление связного текста по вопросам, из данных предложений, по опорным словам, из деформированных предложений, составление рассказа как по заданному началу, так и по его концу.
В этом году у меня первый класс, с которым я работаю по программе «Школа 2100». Стремлюсь учить детей серьезному увлекательно. Тщательно отбираю занимательный текстовой материал. Дети учатся у меня, а я получаю огромное удовольствие от общения с ними.
(Слайды 21-23) На основе проведенных учеными опытов и обследований среди детей, установлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Регулярно провожу «пальчиковые игры», на которых дети показывают различные предметы с помощью пальцев, пересказывают предложения, сопровождая пересказ построением фигур из кисти и пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики и координации руки. Чтобы увидеть изменения, провела диагностику «Определения уровня развития мелкой моторики рук» в начале сентября в этом учебном году и повторю мониторинг в начале учебного года во 2 классе. Результаты следующие: выше нормы – 3 ученика, в норме – 6 учеников, ниже нормы – 5 учеников.
(Слайд 24) Подводя итог своему выступлению, могу сказать, что в работе над развитием речи нужна долгая и кропотливая работа как учеников так и учителя. Систематическая работа обязательно приведет к успеху. Цели достижимы тогда, когда учитель сам желает этого, стремится к их реализации, выясняя возможности своих детей, проявляя творчество в работе.
(Слайд 25) «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец подумал и ответил: «Все в твоих руках».
В наших же учительских руках есть огромная возможность создать в классе, в школе такую атмосферу доверия, тепла и взаимопонимания, в которой учащиеся будут чувствовать себя «как дома». Сама личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где с первого класса предоставляется возможность выражать свое я, делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями, где поощряются идеи, инициатива, внесение интересных предложений, где развивается готовность и умение брать на себя ответственность, где создаются условия для самоутверждения ученика с учетом сильных сторон его личности, где формируется взгляд на другого человека как на уважаемую личность.
Дерево сильно корнями, а человек – делами, мыслями. Удовольствие мыслить подарено нам природой, а корни-мысли учим детей «выращивать» на уроке. Значит урок – дар, удовольствие не только получать знания, но и учиться самостоятельно их добывать.