Классный час "Знайка по дорожке легко бежит, а незнайка на печи лежит"

Разделы: Классное руководство


Пояснительная записка.

Я являюсь социальным педагогом специальной общеобразовательной школы для трудных подростков и классным руководителем учащихся 9 класса.

Многие из наших воспитанников – это дети из семей с неблагоприятным психологическим климатом. Условия их жизни и воспитания в семье, заброшенность – ведут к тому, что подростки чувствуют страх, тревогу и имеют низкую мотивацию к учебной деятельности. Поэтому, подготовить учащихся к будущей жизни должны мы, педагоги.

На примере классного часа “Знайка по дорожке легко бежит, а незнайка на печи лежит” я покажу ряд приёмов, которые использую сама для повышения учебной мотивации у детей со стойкими проблемами в обучении. Используя эти приёмы, можно построить ряд отдельных последовательных занятий.

Цель.

  1. Повысить учебную мотивацию учащихся.
  2. Способствовать осознанному отношению к обучению.

Задачи.

1. Проанализировать и скорректировать личные черты характера.

2. Наметить пути и возможности успешного личностного роста учащихся.

Оборудование.

1. Раздаточный материал – листы:

а) с изображением дерева цели,

б) с периодичностью проявляющихся качеств характера,

в) конвертики с разрезанными и вложенными в них возможными качествами характера,

г) вырезанные на каждого ученика “золотые” рыбки.

2. Демонстрационный материал

а) клубок нити для вязания,

б) изображение “паучка”,

в) “аквариум” или “море” для “золотых” рыбок (можно нарисовать на ватман волны и сделать в них прорези или наклеить несколько полосок “волн” из цветной бумаги друг над другом на ватман закрепляя только по краям – тогда рыбок можно передвигать и прятать в волнах по своему усмотрению),.

г) эпиграф “Небеса никогда не помогают тем людям, которые ничего не предпринимают”. (Софокл)

План классного часа.

  1. Организационный момент “Говорящий клубочек”.
  2. Упражнение “Паучок – разреши сомнения”.
  3. Упражнение “Я” – концепция.
  4. Упражнение по планированию личной цели учащихся “Дерево цели”.
  5. Рефлексия “Золотая рыбка”.

Ход классного часа

1. “Говорящий клубочек”. (Благодаря этому игровому приёму учащиеся яснее понимают, как важно иметь образование).

– Добрый день! Я пришла к вам с “Говорящим клубочком” и предлагаю принять условия его игры.

Обратите внимание, как легко он распутывается, как красиво и ровно течёт его нить. Я хочу передать этот клубочек одному из вас, говоря ему при этом что-то приятное. Он в свою очередь, так же с наилучшими пожеланиями, передаёт клубочек товарищу, при этом каждый оставляет нить в руке. При необходимости вы можете встать и подойти к тому, к кому хотите.

(Дети передают клубок)

- Посмотрите на нашу нить, что с ней произошло?

(Она извилась, запуталась, возможно, где-то надорвётся или оборвётся совсем)

- Вот и жизнь любого человека – это нить. Человек образованный, как правило, проживает свою жизнь легко и красиво. А у человека неграмотного жизнь нелёгкая, любой заворот и узелок могут привести к неопределённым последствиям.

2. “Паучок – разреши сомнения”. (Цель этого упражнения в том, чтобы показать ребёнку, что учиться нужно, помочь ему разобраться в своих “хочу - и- не хочу”, “надо -и- не обязательно”).

- “Как же этого избежать?” - спросите вы, ведь всем известно, что мир двуедин. Есть ночь и день, добро и зло, тёмная и светлая сторона есть у любого предмета, даже у человека. Отчего наша жизнь иногда протекает не так, как нам хочется? В этом, как впрочем и в других вопросах, нам всегда придёт на помощь “Паучок – разреши сомнения”. Он состоит из двух составляющих: левая и правая половинки, светлая и тёмная. Сегодня с его помощью мы разберёмся в своих “хочу - и- не хочу”, “надо -и- не обязательно и попытаемся найти компромисс в вопросе образования.

- Итак, почему учиться – это хорошо (+) и одновременно плохо (-), равно, как и не учиться.

(Учитель наглядно фиксирует ответы уч-ся.)

В результате уч-ся нужно подвести к выводу:

1. Что дома без дела скучно,

2. Что в определённых ситуациях они испытывают дискомфорт из-за своего незнания чего-либо и поэтому ходить в школу нужно, за исключением периодов болезни либо уважительных причин.

3. “Я” – концепция. (Цель данного упражнения: научить ребёнка развивать положительные черты характера, необходимые при получении знаний).

- Но реальность нашего времени показывает, что просто прийти в школу недостаточно. Нужны определённые усилия и черты характера, которые помогают нам получить образование.

- Я выдаю вам листы бумаги с изображением ряда кругов, в центре которых есть человечек – это вы, и конвертики с возможными качествами характера. Вам, исходя из вашей точки зрения, нужно выбрать те качества характера, которые необходимы для успешного обучения.

(На усмотрение педагога количество черт характера можно изменить)

- Назовите, какие черты характера необходимые в обучении, вы отобрали. Почему?

- Для удобства работы из выбранных вами качеств характера вам нужно сперва разложить, а затем записать в первый круг те качества, которые проявляются у вас каждый день. Во второй круг - те, которые проявляются часто, но не каждый день. В третий круг запишите те качества характера, которые у вас проявляются редко. В четвёртый – те, которых у вас нет, но вы хотите их приобрести.

(Индивидуальная работа учащихся)

- Те качества, которые вы выписали в 1 круг – это сильные стороны вашего характера. Во 2 круг –достаточно яркие. Но теперь нас больше интересуют те качества, которые расположены в 4 кругу, те, над развитием которых надо работать. Опорой для их развития в себе будут служить все те качества, которые записаны в предыдущих кругах. Повесьте данную карточку, как памятку, дома там, где вы её будете видеть наиболее часто. И помните, для того чтобы достигнуть желаемого результата, необходимо каждый день делать к нему хотя бы один шаг. Послушайте, что сказал об этом древний афинский мудрец Софокл: “Небеса никогда не помогают тем людям, которые ничего не предпринимают”.

(Вывешивается эпиграф. Можно предложить ученикам записать это высказывание на свою карточку).

4. “Дерево цели”. (Цель упражнения: научить ребёнка добиваться поставленной цели).

- Скоро вы окончите 9 классов и вам придётся выбирать свой дальнейший жизненный путь: 10 класс, училище, техникум, трудоустройство. Кто-то сделает этот выбор самостоятельно и осознанно. А кто-то пока и сам не знает, чего он хочет. И далеко не каждый может ответить на простые вопросы: Кто я? Какой я? Каким и кем я хочу быть? Сейчас (сегодня) мы будем учиться отвечать на эти вопросы. Будем правильно определять цель в жизни и пути её достижения. У каждого из нас есть своя мечта. Жизненная цель даёт человеку силы. Он начинает что-то делать для её достижения, взращивая как дерево свою мечту, получая долгожданные плоды. И в конце концов его мечты сбудутся.

(Рефлективная пауза, под тихую музыку воспитанникам дается возможность обдумать свою мечту)

- Сейчас каждому из вас я выдам листы с изображением “Дерева цели”. Посмотрите вниз листа. Мечта (То, чего мы хотим) на рисунке изображена маленькой семечкой. Необходимо, что бы она пустила первые ростки, развила сильные крепкие корни (Могу. Т.е. питательная среда, те ресурсы, которые у человека уже есть), вырастила прекрасное сильное дерево (Этапы достижения цели и то, что может помешать осуществлению нашей мечты), развила красивую привлекательную крону (Промежуточные цели. Т.е. то хорошее, что получит ребёнок помимо генеральной цели, даже в случае неудачи) и дала плоды (Генеральная цель. Требования: 1) реальность; 2) конкретность; 3) обозначение во времени).

5. “Золотая рыбка” (Упражнение построено на основных страхах детей. Впоследствии оно даёт возможность педагогу-психологу вести индивидуальную работу с учащимися или групповую работу с классом по преодолению данных страхов).

- Ну и, подводя итог нашему занятию, я желаю вам исполнения ваших желаний и кто как не Золотая рыбка поможет в этом. Предлагаю каждому из вас поймать свою золотую рыбку (вытянуть её из “моря”, “аквариума”), поделиться с ней своим опасениями - закончить написанное на ней предложение:

- Если с меня требуют, то я…

- Если меня упрекают, то я…

- Я сержусь, когда…

- Когда на меня повышают голос, я…

- Самое грустное для меня…

- Человек считается неудачником, если…

- Я не уверен, что…

- Я испытываю страх и неуверенность в себе, когда…

- Я замыкаюсь в себе, если…

- Я не люблю, если…

- Мне грустно оттого, что…

- Я впадаю в депрессию, если…

- Моё отношение к учёбе улучшится, если… (и т.д.)

- Кто из вас готов озвучить написанное?

(Заставлять детей не нужно. Не все уч-ся готовы подписать свою фамилию на “рыбке”. Педагог может использовать условное обозначение. Для этого заранее каждая рыбка обозначается условным значком. По ходу работы, педагог проходит по рядам и фиксирует себе, имя ученика по данному условному обозначению. Например, рыбку со знаком * вытянул Иван. По окончанию работы с рыбками они собираются и передаются для ознакомления и выстраивания дальнейшей работы школьному психологу).

P.S.: Объём предлагаемого классного часа довольно большой. Исходя из этого можно разбить его на 2 отдельных занятия.

Использованы материалы.

  1. Воронина Л.И., Шептенко В.Г. “Методики и технологии социальной работы”
  2. Корюкина И.А., коррекционно-развивающая программа “Развитие личности на фоне совершенствования коммуникативных навыков”, МИАПП, Студенческое научное общество.