Программа летнего оздоровительного лагеря "Лето - это маленькая жизнь"

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Летние каникулы – особая и долгожданная пора в жизни каждого ребенка. Это не только из-за накопившего за долгий учебный год утомления, психических стрессов от ежеурочного оценивания, но и радостное ожидание нового, необычного. Это своеобразная “я – перспектива”, это – своеобразное “прекрасное далеко”.

Все это так. И не обмануть эти предожидания нового жизненного этапа ребенка – задача и профессиональный долг каждого педагогического коллектива любого общеобразовательного учреждения. И здесь все большее значение отводится лагерям, организуемых на базе городских образовательных учреждений.

В летнем школьном лагере решается не только проблема свободного времени ребенка, его досуга и отдыха, но и большое внимание уделяется оздоровлению школьников в самых различных его аспектах.

В настоящее время здоровье определяется как “состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”. Именно поэтому каникулы рассматриваются как такой период оздоровления, который предполагает создание условий не только для физического оздоровления, но и для личностного роста школьника. Летний школьный оздоровительный лагерь – это место, где значительно расширяется практический опыт ребенка, опыт творческого осмысления новой информации, место формирования новых навыков и умений, способностей к общению, удовлетворения своих интересов.

Чрезвычайно важным при разработке данной программы летнего лагеря является то, что воспитательный и преобразующий эффект летнего отдыха, качество лагерной смены напрямую связаны с учетом особенностей школы интернатного типа.

Наша школа-интернат – это общеобразовательное учреждение для постоянного пребывания учащихся, не имеющих необходимых условий для воспитания в семье, а также для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в т.ч. неполные, малообеспеченные, многодетные семьи, семьи, где родители страдают тяжелыми заболеваниями или социально дезадаптированы).

Перечисленные особенности предполагают и предопределяют особую пространственную и временную организацию образовательной среды лагерной смены школы-интерната, расширение содержательных линий педагогического влияния необходимость использования новых педагогических подходов и технологий. Наряду с обычными и традиционными целями и задачами летнего каникулярного отдыха и оздоровления школьников появляются особенные и специфические.

Концептуальные основы программы

Концептуальные основы программы базируются на основных положениях и требованиях к организации отдыха детей и подростков, разработанные Государственным научно-исследовательским институтом семьи и воспитания, отраженные в соответствующей концепции:

- обеспечение сохранности жизни и здоровья ребенка;

- индивидуальный подход к каждому ребенку;

- удовлетворение интересов наибольшего количества участников отдыха;

- одобрение достижений ребенка в какой-либо области, предоставление ему возможности испытать себя в других видах деятельности;

- помощь ребенку в самоанализе, оценивании собственной деятельности в самостоятельном решении проблем.

Цели, задачи и принципы педагогической деятельности

Цели, задачи и принципы педагогической деятельности в лагерной смене ориентированы на создание такой формы организации жизнедеятельности детского коллектива, которая бы решала задачи создания условий для поддержки детей, нуждающихся в особой заботе государства, детей-сирот, детей безработных граждан, детей из многодетных, малообеспеченных семей, неблагополучных семей и детей и подростков, состоящих на учете в органах и учреждениях профилактики безнадзорности.

Среда лагерного отдыха – это:

- источник развития;

- “приглашающая сила”, вызов;

- образ жизни, как конкретное социальное пространство, предметная совместная действительность педагога и ребенка.

Ценностно-ориентированная среда лагеря – это “подготовленная среда”, в которой и должна произойти перестройка сознания ребенка, вся система отношений с другими и к самому себе. Должен осуществляться новый уровень проникновения в свое социальное и природное бытие, максимальное комфортное погружение ребенка в педагогически созданную и сконструированную “школу жизни”. И эта “школа жизни” - особая. Ее цель – развитие “синдрома жизнелюбия”. И Лето становится такой школой жизни, самой жизнью во всей ее многогранности, целостности, глубине.

“Лето – это маленькая жизнь”

- Лето как жизнь во время перерыва в учебных занятиях, время отдыха и досуга.

- Лето как жизнь в особой социально-педагогической ячейке лагеря, новых социальных ролях.

- Лето как жизнь в круге новых видов лагерной деятельности.

- Лето как жизнь в новом круге впечатлений.

- Лето как жизнь в новых формах досуга.

- Лето как жизнь в новых формах физического закаливания и укрепления своего организма.

- Лето как жизнь неучебного, непредметного познания окружающего мира.

Каждый прожитый день – это тоже маленькая жизнь. Это новый виток и новый пласт в социально-педагогической коммуникации лагерной смены в ее культурных и досуговых программах в рамках и за пределами школы.

Стратегическая цель. Создание особой педагогической среды лагерной смены для обеспечения разностороннего личностного развития ребенка и сохранения, корректировки и позитивной динамики физического и психического здоровья ребенка.

Главная цель. Создание условий для обеспечения социального аспекта здоровья воспитанников, как дидактического стержня по определению перспектив личностного развития, адаптации, социализации и интеграции воспитанников в жизнь современного общества.

Задачи:

- укрепление всех аспектов здоровья (физического, интеллектуального, эмоционального, социального и др.);

- формирование необходимых поведенческих реакций в ситуациях различных коммуникативных взаимодействий;

- организация досуговой деятельности, создающей условия для личностного роста ребенка;

- расширение пространства социального взаимодействия детей и подростков;

- формирование мотивации учащихся к различным видам деятельности;

- вовлечение в активную и осознанную трудовую деятельность по улучшению качества и условий собственного проживания;

- апробация новой модели школьного самоуправления в рамках лагерной смены.

Решение поставленных задач выполнимо лишь при условии единой системы многофакторного воздействия на учащихся, основанной на общеметодических и особых педагогических принципах.

Общеметодические принципы:

- природосообразности;

- индивидуального подхода;

- культуросообразности;

- гуманизации межличностных отношений.

Данные принципы осуществляются через систему дополнительных принципов:

- единства коррекционных, профилактических и развивающих задач;

- деятельностный принцип коррекции.

Этапы реализации программы

1 этап - подготовительный (см. приложения).

В этот период происходит подготовка педагогического коллектива, совместная разработка праздников, цикла экономических игр, педагогически-игрового инструментария игр, составление плана работы лагерной смены, инструктаж по технике безопасности.

2 этап - основной (реализация программы).

Подэтапы

1. Введение в проектную игровую деятельность. Знакомство с правилами жизнедеятельности лагерной смены. (1 день)

2. Основной. (2–16 день)

3. Подведение итогов игры. (18 день)

3 этап - заключительный.

Главным итогом этого этапа является новое видение и перспективы интеграции экономических игр в жизнедеятельность не только лагерной смены, но и всей учебно-воспитательной работы коллектива.

Экономическая игра как системообразующий дидактический стержень лагерной смены

Педагогический поиск и опыт педагогического коллектива показал, что в рамках целостного подхода, в единой логике непрерывности преемственности в реализации задач социализации ребенка, обеспечения в первую очередь социального аспекта здоровья, создания условий, максимально способствующих становлению чувства своей будущей востребованности, нужности, осмысления ребенком цели своей жизни, возможностей путей развития выступают экономические игры.

“Гимнастика поведения” в ходе разнообразных экономических игр действительно обеспечивает разнообразие и красочность проживания в лагере, динамизм и эмоциональное напряжение, пробуждение познавательной активности, пробуждение резервных возможностей. Экономические игры стали средством определенной коррекции личностных качеств воспитанников.

Диагностика двух предыдущих лагерных смен со всей очевидностью показывает востребованность для детского контингента школы интернатного типа работы по формированию именно функциональной экономической грамотности.

Финансовые инструменты экономической игры

Основным инструментом экономической игры являются “игровые деньги” - фишки. Они представляют собой вырезанные из картона и покрытые лаком кружочки диаметром 4,5 см. Для удобства ведения счёта фишки изготовлены с разной номинальной стоимостью: 1, 3, 5, 10, 20 условных единиц. Степени защиты каждой фишки определяются особым подбором цветных лаков. Фишки изготавливаются ответственным независимым лицом до начала смены.

Дополнительными, но не менее важными инструментами экономической игры являются, так называемые, “пластиковые” карты. “Пластиковая” карта изготавливается из картона размером 10x15. Ею может служить любая открытка. Она хранится у каждого игрока и служит для фиксации поступления фишек на счёт обладателя. Ведение “пластиковых” карт возложено на воспитателя. Он же ведёт учёт поступления фишек на все счета игроков в специальной “Книге учёта”. “Пластиковые” карты дают возможность избежания инцидентов, связанных с потерей, обманом и др.

Работа казначейства

Самоуправление в лагере осуществляется через работу штаба казначейства. Штаб казначейства является высшим управленческим органом детского объединения. В него входят казначеи — представители отрядов. Вступая в ряды казначеев, ребята перед всеми дают присягу на верность отряду, честность, порядочность и справедливость.

После присяги казначеи получают значки с большой буквой “К”, которые необходимо надевать на собрания казначейства, отрядные собрания и линейки. Созданный на выборной основе орган детского самоуправления, штаб казначейства, ежедневно планирует и задает маршруты и программу социально-культурного со-бытийного поля летнего дня, взаимодействие отрядов и их членов. При подведении итогов дня производится “выплата” игровых денег-фишек из расчёта: 10 фишек на человека, плюс 20 фишек отряду-победителю любого общелагерного мероприятия. После заседания казначеиприносят фишки в отряд, в котором под руководствомвоспитателейпроисходит их распределение. Начинается подготовка к купанию в “фонтане изобилия”.

Отрядные собрания

(взращивание личного и отрядного дерева изобилия)

Отрядное собрание - самый ответственный этап экономической игры, поскольку на нём происходит распределение фишек между участниками игры.

Начинается собрание с самоанализа каждого игрока. Ребята в течение 7-10 минут составляют на листах бумаги списки полезных дел, сделанных в течение дня. На основе самоанализа происходит дискуссия, в ходе которой устанавливается количество заработных ребёнком фишек. Несмотря на то, что из каждого участника выделяется по 10 фишек в день, по решению педагога и коллектива ребёнок может получить меньшую сумму. Оставшиеся фишки идут в фонд отряда, в общую копилку. Послераспределения фишки остаются у воспитателей, а сумма, заработанная игроком, заносится на “пластиковые” карты и в “Книгу учёта”.

Самоанализы ребят складываются в специальную копилку “Полезных дел” и вывешиваются на ветвях “дерева изобилия” каждого отдельного воспитанника и отрядного “дерева изобилия”. Это дополнительная игровая форма и гарант личностных достижений в реализации конкретных проектов и дел лагерного дня.

Педагогическое стимулирование личных и коллективных достижений осуществляется в педагогически организованной форме “купания в фонтане изобилия”. Имена лучших воспитанников вывешиваются на ветвях лагерного дерева изобилия в конце каждого дня и к концу лагерной смены обращается внимание ребят, что все ветки этого дерева “усыпаны” плодами – ими самими.

По окончании лагерной смены, на прощальном костреперечитываются все самоанализы. Дети удивляются тому, как много было сделано и пережито в лагере. Здесь важно послушать отзывы ребят по поводу проведения смены.

Ярмарка - одно из самых ярких и долгожданных событий для всех участников экономической игры. На ней ребята могут приобрести нужные для себя и отряда товары. В качестве товаров выступают полезные для здоровья продукты питания, канцтовары, игры, спортивный инвентарь.

Ярмарка начинается с подготовки. Штаб казначейства устанавливает и утверждает цены на товары, изготавливает ценники, занимается оформлением зала и витрин. Казначеи выступают и в роли продавцов.

В отрядах также происходит подготовка к ярмарке. Воспитатели обменивают “пластиковые” карты ребят на фишки. Хорошим воспитательным моментом являются добровольные взносы в отрядную копилку. На общие деньги отряды имеют возможность приобрести игры - самые дорогие товары. По окончании смены игры остаются в отряде (т.е. в школе), поэтому на “продажу” можно выставлять любой спортивный инвентарь: мячи, теннис, дартс и др.

На ярмарке не обязательно расходовать все имеющиеся средства, оставшиеся фишки можно сохранить для следующей ярмарки.

По окончании ярмарки начальник лагеря поздравляет ребят со сделанным выбором, призывая детей продолжать принимать активное участие в жизни отряда и лагеря.

При подведении итогов и качества, оценки со-бытийного участия каждого воспитанника (купания в фонтане изобилия, взращивания дерева изобилия) учитываются следующие важные моменты:

Источники доходов:

- дежурство по столовой;

- уборка закрепленной территории;

- благоустройство школьной территории, участие в городском конкурсе “Город детства”;

- отличное выполнение трудовых заданий;

- призовые места в конкурсах, спортивных мероприятиях и т.д.;

- бережное отношение к собственному и коллективному имуществу.

Вычеты:

- недобросовестное отношение к труду;

- нарушение дисциплины;

- курение, сквернословие, неуважительное отношение к товарищам.

Налог отчисляется в размере 10%:

- 5% - на нужды группы;

- на премиальный, резервный фонд.

Не только каждый воспитанник имеет свою чековую книжку, есть свои сбережения и у отряда. Дети вместе с воспитателями решают, что в первую очередь надо купить для коллективного пользования. Из этих же средств может быть оказана помощь товарищу, у которого по каким-либо причинам оказалось мало денег.

Все это вместе взятое позволяет воспитанникам получить представление, что такое заработанные трудом средства и как их можно тратить.

Результативность проекта

Работа школьного летнего лагеря с ведущей идеей программы “Лето - это маленькая жизнь” является особым звеном во всей учебно-педагогической работе школы-интерната и направлена на становление особо спроектированной педагогически - организованной среды лагеря для обеспечения личностного развития каждого ребенка. В процессе осуществления программы было достигнуто следующее:

  • организована своеобразная экспериментальная площадка для поиска эффективных успешных способов оздоровления и развития учащихся в период летнего отдыха и досуга. В нашем случае представлена инновационная программа “Лето - это маленькая жизнь”;
  • проведена апробация и показана эффективность формы жизнедеятельности детского коллектива в виде участия в цикле экономических игр, формирующих элементы экономической грамотности воспитанников образовательных учреждений интернатного типа, усовершенствующих необходимую социально-бытовую ориентировку (адаптация, социализация и интеграция в социум);
  • решена задача роста и охвата детей, остающихся без присмотра родителей в каникулярное время;
  • разработано и апробировано содержание лагерной жизнедеятельности как проектируемого поля социальной практики, базирующейся на доминанте социального здоровья учащихся; которое позволило:

а) укрепить и улучшить состояние физического, психического, интеллектуального и других аспектов здоровья:

  • произошла ориентация общественной направленности личности воспитанника в сторону “направленность на других людей” (“дела на пользу школы”, “дела для младших” и т.д.);
  • у детей, в большей степени, стали проявляться такие общественно значимые качества личности как, сплоченность, гордость за свой коллектив, увеличилась продуктивность совместной деятельности;
  • воспитанники получили положительные навыки общения трудовой деятельности, наметилась тенденция к уменьшению иждивенчества;
  • определилось отношение к “деньгам”, “к богатству”, т.е. дети согласовывают потребности с экономическими возможностями.

б) Повысить уровень сформированности социально-значимых моделей поведения:

  • уменьшилось количество нарушений поведения;
  • изменились в сторону улучшения взаимоотношения “педагог-ребенок”.

в) Активизировать и дать простор детской инициативе и самостоятельности.

г) Создать условия для профессионального самоопределения:

  • апробирована новая модель детского самоуправления в виде работы штаба казначейства, как формы дальнейшего становления детского общественного движения “Маяк”;
  • найдены варианты педагогического стимулирования саморефлексии и самооценки воспитанников (“купание в фонтане изобилия, взращивание дерева изобилия, как дерева добрых дел;
  • созданы условия для научения навыкам проживания в коллективе (оказания помощи более слабому, стимулирования лидерских качеств и т.д.);
  • определен развивающий потенциал программы в рамках создания программы развития школы и создания авторской воспитательной системы.

Приложение