Дошкольный возраст является периодом освоения предметно-практического ориентирования и словесной системы отсчета по основным направлениям пространства. Однако, пространственные представления характеризуются высокой степенью абстрактности, и их усвоение вызывает у дошкольников определенные трудности. Поэтому у них необходимо воспитывать навыки ориентировки в пространстве в процессе специально организованного обучения с учётом индивидуально-дифференцированного подхода.
К школьному возрасту дети должны овладеть тремя формами пространственных представлений:
- О пространственных признаках предметов.
- О направлениях пространства.
- О пространственных отношениях между предметами.
Формирование этих представлений – один из важнейших компонентов в содержании работы по подготовке детей к школе, так как учебная деятельность требует от них владения основными пространственными понятиями. Немаловажное место отводится и формированию навыков ориентировки в пространстве, в частности, навыков ориентировки на микроплоскости. При недостаточном внимании к формированию этих навыков в дошкольном возрасте дети испытывают значительные трудности в усвоении знаний по различным учебным предметам, особенно в овладении навыками письма, чтения, счета. Поэтому уровень развития пространственной ориентировки является одним из важнейших показателей, как общего развития ребенка, так и его готовности к школьному обучению.
По данным А.Р. Лурия, формирование и созревание зон коры головного мозга, обеспечивающих сложный пространственный синтез, заканчивается приблизительно к семилетнему возрасту. Такое позднее развитие этой функции делает ее очень ранимой: любая аномалия развития может вызвать ее недостаточность. Так, зрительный дефект значительно ограничивает возможности ребенка в овладении навыками ориентировки в пространстве и представлениями о нем.
Особенности пространственной ориентировки слабовидящих дошкольников, в частности, детей с косоглазием и амблиопией, раскрыты Е.О. Незнамовой, Л.И. Плаксиной, Е.Н. Подколзиной, Л.В. Рудаковой и др. При данной форме зрительных нарушений особо страдает бинокулярное зрение, а именно с его помощью можно получить представление о местоположении объектов в пространстве, их удаленности, пространственной протяженности, глубине, высоте, ширине, объемности и т.д. Особенно значительный дискомфорт при ориентации в пространстве дети испытывают в период окклюзионного лечения, когда из акта зрения выключается лучше видящий глаз.
Вместе с тем, вышеназванные авторы подчеркивают наличие потенциальных возможностей развития пространственных представлений и навыков ориентировки в пространстве у дошкольников с косоглазием и амблиопией, которые могут быть реализованы только при организации специальной коррекционной работы в данном направлении.
В специализированных группах нашего детского сада для детей с нарушениями зрения такая работа осуществляется как специальных коррекционных занятиях тифлопедагога, так и в общеобразовательной совместной деятельности дошкольников с воспитателями группы, а так же в самостоятельной деятельности воспитанников.
Опыт работы показывает, что такая системная работа педагогов детского сада позволяет эффективно решить следующие коррекционно-образовательные задачи:
- формируем и развиваем у дошкольников представления о пространственных признаках плоскостных объектов, о направлениях пространства и отношениях между объектами на микроплоскости;
- формируем навыки свободного ориентирования на микроплоскости;
- работаем над усвоением детьми необходимой пространственной терминологии;
- формируем потребность в самостоятельной ориентировке: учим преодолевать неуверенность в своих силах при ориентировке в макропространстве.
Построенная с учетом зрительных и индивидуальных особенностей и возможностей детей с нарушениями зрения и направленная на развитие их пространственных представлений и навыков ориентировки на микроплоскости она существенно повышает качество этих представлений и навыков.
Конспект самостоятельной конструктивной деятельности «Прокопьевск – город будущего» (подготовительная к школе группа детей с нарушениями зрения).
Программное содержание: закреплять навыки ориентировки по плану-схеме; упражнять в чтении трёхмерных схем будущих построек и фотографий; развивать тактильно-кинестетическое восприятие при выборе материала будущих конструкций, глазомер, зрительно-моторную координации; воспитывать любовь и уважение к малой Родине.
Оборудование:
- план-схема группы;
- схемы (вид спереди, сбоку, сверху) конструкций;
- фотографии конструкций;
- строительный материал:
- конструкторы, нитки, бумага,
- тканевые геометрические фигуры разной формы и размера.
Ход занятия
Педагог (приветствует детей): Какое знаменательное событие нашего города приближается?
Ответы детей: 80-летний юбилей города, день рождения города.
Педагог беседует с детьми на тему: «Каким бы вы хотели видеть родной город в будущем?»
Ответы детей.
Педагог: Хочу сообщить вам, что в честь этого события в нашем детском саду объявлен конкурс на лучший проект города «Прокопьевск - город будущего». Не хотите ли принять в нём участие?
Ответы детей.
Педагог: Для участия в конкурсе вам необходимо получить эмблемы, которые указывают на плане-схеме группы местонахождение проектных заданий. Прошу свериться с планом и найти их.
Дети ищут конверты с заданиями в группе по план-схеме.
Педагог: А теперь я приглашаю вас в проектное бюро.
Дети проходят к своим рабочим метам с учётом зрительного диагноза.
Педагог: Перед работой необходимо провести физкультурную минутку.
Дети самостоятельно проводят зрительную гимнастику и приступают к выполнению проектных заданий:
- «метро» (из строительного конструктора по фотографии);
- «мост» (из строительного конструктора по фотографии);
- «дерево» (из бумаги способом оригами по схеме);
- «урна» (из бумаги способом оригами по схеме);
- «фонтан» (из тканевых геометрических фигур по схемам);
- «клумба» (из ниток и бархатной бумаги по схемам).
По окончании работы детям предлагают оценить проекты «коллег», наиболее удачным присвоить звезду. Проект, получивший больше всего звёзд, выходит в следующий тур конкурса.