Программные задачи:
1. Образовательные:
- расширять представление детей о свойствах огня (горячий, жгучий, опасный, коварный, быстрый, послушный, вредный);
- познакомить со способами добывания огня в истории и практике;
- уточнить правила безопасности в использовании огня;
- раскрыть роль огня в создание глиняных изделий и изделии из металла.
2. Развивающие:
- развивать аналитические функции ума (сравнения, обобщение);
- развивать описательную и доказательную речь, умение выстраивать систему последовательностей, план внутренних и внешних действий, устанавливать причинно-следственные связи.
3. Воспитательные:
- воспитывать познавательную культуру и компетентность (уверенность в своих познаниях, умение использовать полученный опыт;
- воспитывать отношение к народной культуре (гордость, уважение, интерес), культуру общения: не перебивать, задавать вопросы, не выкрикивать, договаривать фразу, чтобы было понятно, испытывать удовольствие от общения с друзьями.
Предшествующая работа.
- 1. Чтение художественной литературы:
- Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял»;
- Б. Житков «Пожар в мире», «Дым», «Пожар»;
- Ф.А. Щербина «Миф о Прометее»;
- С.Я. Маршак «Кошкин дом»;
- Старинная русская легенда: «Два огня»;
- Чтение пословиц и поговорок об огне.
- Беседы:
- «Польза и вред огня»;
- «У огня – мастера много профессий»;
- «О приручении огня».
- Рассмотреть разные предметы, созданные кузнецом, картинки кузнецы. Устанавливать связь между видом труда и результатом.
- Рассмотреть предметы, созданные гончаром, картинки с изображением работы гончара на гончарном круге, установить связь: что делает гончар.
- Предложить самим детям изготовить из глины горшки (ленточный способ). Расписать, рассмотреть изображение муфельной печи, сравнить ее с печкой в избе (горнило, заслонка).
- Экскурсия на стройку – как используют кирпич при строительстве дома. Экскурсия по городу – рассмотреть пожарную машину, работу пожарных, их одежду.
- Д/К «Пожарные», П/и «Пожарные на учении».
Ход занятия
Воспитатель показывает детям каску пожарного или ее изображение.
- Что это? Когда её надевают? (Когда возникает пожар.)
- Из-за чего он может произойти? (Он происходит, когда забывают об осторожном обращении с огнем.)
- Да, огонь может принести много вреда людям. Какие пословицы и поговорки вы знаете об огне?
- От искры сыр-бор разгорается.
- От искры Москва загорелась.
- Не подкладывай огню соломы.
- Не шути с огнем – обожжешься.
- Огонь не вода – пожитки не всплывут.
Воспитатель: «Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего»
Игра «Что здесь произошло?» Объясните в каком случае ребенок вашего возраста может самостоятельно тушить загоревшиеся предметы, а когда опасно.
Дидактическая игра «Как правильно действовать во время пожара?» Составь рассказ или расставь картинки.
- Что произошло до события, изображенного на картинке?
- Что думает нарисованный герой?
- Что он чувствует?
- Что будет дальше?
- Чем все закончится?
Воспитатель: Да, огонь может принести вред людям, но сегодня мы будем говорить и о пользе огня. Вспомним, как огонь стал другом и помощником человека. Расскажите, как появился огонь?
Дети: Давным-давно человек находил огонь. Может быть молния зажгла сухое дерево, а может быть сами собой от жары загорелись сухие листья в лесу. Первобытные люди не могли добывать огонь. Они его бережно хранили в ямках с угольками, подкладывали сухие листья, хворост (выбирают иллюстрации), но огонь иногда потухал.
Воспитатель: Как можно получить огонь в лесу? Покажите. (Сильно потереть рука об руку – ладонями, станет тепло.)
Воспитатель: Если одну палочку потереть об другую, обе нагреваются. Когда трут сильно и долго, они могут загореться (показ иллюстрации).
Воспитатель: Выберите из предметов, лежащих перед вами те, в которых рождается огонь (зажигалка, свечи, спички, солома).
- А какие предметы помогают рождаться огню и сохраняют его? (Хворост, дрова.) Как называется дом, который люди построили для огня? (Печь.)
- Чем похожи костер и печь? На чем удобнее готовить еду, на костре или в печи? Почему? Как в русских народных сказках называется печка? (Печка-матушка.) Почему? (Она греет, лечит, кормит.)
- Ребята, рассмотрите эти предметы (крынки, миски, кувшин) (иллюстрации, лучше предметы).
- Кто их сделал? (Гончар.)
- Расскажите, как используется печка в работе мастера-гончара?
Дети: Изделие после лепки обжигалось в горне или мифельной печи После обжига расписывалось.
Воспитатель: Расскажите, как делают глиняную посуду?
Дети: Холодную, сырую, скользкую глину мяли, вытягивали в руках. Глина разогревалась, становилась пластичной, податливой, и из нее можно было делать предметы. Гончар ставил глину на гончарный круг и лепил изделие.
Воспитатель: Для чего нужны эти вещи?
Дети: Миски для еды салатов, фруктов. Кувшин – кринка для молока, кваса. Горшочек – для масла, арбузного меда и т.д.
Воспитатель: Что это?
Дети: Кирпич.
Воспитатель: Для чего нужны кирпичи? Объясните, как делают кирпичи?
Дети: Глину смешивают с песком, обжигают.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти предметы (серп, коса). Кто их сделал? (Кузнец.) Как помогает огонь кузнецу в работе?
- Посмотрите, сколько разнообразных предметов создали гончар и кузнец. Зачем нужны такие разные предметы?
Дети: По-разному служат людям.
Воспитатель: Давайте отберем предметы, которые человек сделал с помощью огня.
Игра. Выставляется серп, коса, кочерга, ухват, миска, горшок, кувшин. Дети отбирают нужные предметы.
Воспитатель: Из чего они сделаны?
- Какие предметы помогают человеку дружить с печкой и огнем ?
Дети: Кочерга, ухват, чугунок.
Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем, проходите на ковер (дети располагаются вокруг горящей свечи). Прислушайтесь ребята, что вы слышите? (Потрескивание.) Что вы видите? (Огонек покачивается из стороны в сторону.) Что вы ощущаете, если поднесете руку ближе к огню? (Тепло.) (Звучит музыка.)
Да, ребята, у огонька всегда светло, тепло, уютно, когда вокруг собираются друзья; когда огонь друг:
А без доброго огня
Обойтись нельзя и дня
Он надежно дружит с нами;
Гонит холод, гонит мрак,
Он приветливое пламя
Поднимает будто флаг ...
Вечером предложить нарисовать гончара, кузнеца, пожарного за работой, предметы, которые дружат с огнем.
Отчего происходят пожары?
(Вопросы к детям.)
- Можно ли оставлять включенными без присмотра телевизор, утюг, электроплиту?
- Почему детям категорически запрещается играть со спичками, зажигалками?
- Как вызвать пожарную машину, если случился пожар?
Правила поведения при возникновении пожара.
- При возможности попытаться потушить пожар.
- Позвонить по телефону 01, сообщить, что случилось, свой домашний адрес.
- Сообщить соседям о пожаре и немедленно покинуть квартиру, выключить электричество и газ, закрыть окна и двери.
- В задымленном помещении дышать через влажную ткань и передвигаться пригнувшись или ползком.