Комплексное занятие в подготовительной к школе группе: "Как человек огонь приручил"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи:

1. Образовательные:

  • расширять представление детей о свойствах огня (горячий, жгучий, опасный, коварный, быстрый, послушный, вредный);
  • познакомить со способами добывания огня в истории и практике;
  • уточнить правила безопасности в использовании огня;
  • раскрыть роль огня в создание глиняных изделий и изделии из металла.

2. Развивающие:

  • развивать аналитические функции ума (сравнения, обобщение);
  • развивать описательную и доказательную речь, умение выстраивать систему последовательностей, план внутренних и внешних действий, устанавливать причинно-следственные связи.

3. Воспитательные:

  • воспитывать познавательную культуру и компетентность (уверенность в своих познаниях, умение использовать полученный опыт;
  • воспитывать отношение к народной культуре (гордость, уважение, интерес), культуру общения: не перебивать, задавать вопросы, не выкрикивать, договаривать фразу, чтобы было понятно, испытывать удовольствие от общения с друзьями.

Предшествующая работа.

  1. 1. Чтение художественной литературы:
    • Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял»;
    • Б. Житков «Пожар в мире», «Дым», «Пожар»;
    • Ф.А. Щербина «Миф о Прометее»;
    • С.Я. Маршак «Кошкин дом»;
    • Старинная русская легенда: «Два огня»;
    • Чтение пословиц и поговорок об огне.
  2. Беседы:
    • «Польза и вред огня»;
    • «У огня – мастера много профессий»;
    • «О приручении огня».
  3. Рассмотреть разные предметы, созданные кузнецом, картинки кузнецы. Устанавливать связь между видом труда и результатом.
  4. Рассмотреть предметы, созданные гончаром, картинки с изображением работы гончара на гончарном круге, установить связь: что делает гончар.
  5. Предложить самим детям изготовить из глины горшки (ленточный способ). Расписать, рассмотреть изображение муфельной печи, сравнить ее с печкой в избе (горнило, заслонка).
  6. Экскурсия на стройку – как используют кирпич при строительстве дома. Экскурсия по городу – рассмотреть пожарную машину, работу пожарных, их одежду.
  7. Д/К «Пожарные», П/и «Пожарные на учении».

Ход занятия

Воспитатель показывает детям каску пожарного или ее изображение.

- Что это? Когда её надевают? (Когда возникает пожар.)

- Из-за чего он может произойти? (Он происходит, когда забывают об осторожном обращении с огнем.)

- Да, огонь может принести много вреда людям. Какие пословицы и поговорки вы знаете об огне?

  1. От искры сыр-бор разгорается.
  2. От искры Москва загорелась.
  3. Не подкладывай огню соломы.
  4. Не шути с огнем – обожжешься.
  5. Огонь не вода – пожитки не всплывут.

Воспитатель: «Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего»

Игра «Что здесь произошло?» Объясните в каком случае ребенок вашего возраста может самостоятельно тушить загоревшиеся предметы, а когда опасно.

Дидактическая игра «Как правильно действовать во время пожара?» Составь рассказ или расставь картинки.

  1. Что произошло до события, изображенного на картинке?
  2. Что думает нарисованный герой?
  3. Что он чувствует?
  4. Что будет дальше?
  5. Чем все закончится?

Воспитатель: Да, огонь может принести вред людям, но сегодня мы будем говорить и о пользе огня. Вспомним, как огонь стал другом и помощником человека. Расскажите, как появился огонь?

Дети: Давным-давно человек находил огонь. Может быть молния зажгла сухое дерево, а может быть сами собой от жары загорелись сухие листья в лесу. Первобытные люди не могли добывать огонь. Они его бережно хранили в ямках с угольками, подкладывали сухие листья, хворост (выбирают иллюстрации), но огонь иногда потухал.

Воспитатель: Как можно получить огонь в лесу? Покажите. (Сильно потереть рука об руку – ладонями, станет тепло.)

Воспитатель: Если одну палочку потереть об другую, обе нагреваются. Когда трут сильно и долго, они могут загореться (показ иллюстрации).

Воспитатель: Выберите из предметов, лежащих перед вами те, в которых рождается огонь (зажигалка, свечи, спички, солома).

- А какие предметы помогают рождаться огню и сохраняют его? (Хворост, дрова.) Как называется дом, который люди построили для огня? (Печь.)

- Чем похожи костер и печь? На чем удобнее готовить еду, на костре или в печи? Почему? Как в русских народных сказках называется печка? (Печка-матушка.) Почему? (Она греет, лечит, кормит.)

- Ребята, рассмотрите эти предметы (крынки, миски, кувшин) (иллюстрации, лучше предметы).

- Кто их сделал? (Гончар.)

- Расскажите, как используется печка в работе мастера-гончара?

Дети: Изделие после лепки обжигалось в горне или мифельной печи После обжига расписывалось.

Воспитатель: Расскажите, как делают глиняную посуду?

Дети: Холодную, сырую, скользкую глину мяли, вытягивали в руках. Глина разогревалась, становилась пластичной, податливой, и из нее можно было делать предметы. Гончар ставил глину на гончарный круг и лепил изделие.

Воспитатель: Для чего нужны эти вещи?

Дети: Миски для еды салатов, фруктов. Кувшин – кринка для молока, кваса. Горшочек – для масла, арбузного меда и т.д.

Воспитатель: Что это?

Дети: Кирпич.

Воспитатель: Для чего нужны кирпичи? Объясните, как делают кирпичи?

Дети: Глину смешивают с песком, обжигают.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти предметы (серп, коса). Кто их сделал? (Кузнец.) Как помогает огонь кузнецу в работе?

- Посмотрите, сколько разнообразных предметов создали гончар и кузнец. Зачем нужны такие разные предметы?

Дети: По-разному служат людям.

Воспитатель: Давайте отберем предметы, которые человек сделал с помощью огня.

Игра. Выставляется серп, коса, кочерга, ухват, миска, горшок, кувшин. Дети отбирают нужные предметы.

Воспитатель: Из чего они сделаны?

- Какие предметы помогают человеку дружить с печкой и огнем ?

Дети: Кочерга, ухват, чугунок.

Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем, проходите на ковер (дети располагаются вокруг горящей свечи). Прислушайтесь ребята, что вы слышите? (Потрескивание.) Что вы видите? (Огонек покачивается из стороны в сторону.) Что вы ощущаете, если поднесете руку ближе к огню? (Тепло.) (Звучит музыка.)

Да, ребята, у огонька всегда светло, тепло, уютно, когда вокруг собираются друзья; когда огонь друг:

А без доброго огня
Обойтись нельзя и дня
Он надежно дружит с нами;
Гонит холод, гонит мрак,
Он приветливое пламя
Поднимает будто флаг ...

Вечером предложить нарисовать гончара, кузнеца, пожарного за работой, предметы, которые дружат с огнем.

Отчего происходят пожары?
(Вопросы к детям.)

  1. Можно ли оставлять включенными без присмотра телевизор, утюг, электроплиту?
  2. Почему детям категорически запрещается играть со спичками, зажигалками?
  3. Как вызвать пожарную машину, если случился пожар?

Правила поведения при возникновении пожара.

  1. При возможности попытаться потушить пожар.
  2. Позвонить по телефону 01, сообщить, что случилось, свой домашний адрес.
  3. Сообщить соседям о пожаре и немедленно покинуть квартиру, выключить электричество и газ, закрыть окна и двери.
  4. В задымленном помещении дышать через влажную ткань и передвигаться пригнувшись или ползком.