Цели урока:
- Повторить изученные приёмы сложения и вычитания.
- Состав чисел в пределах 10.
- Развивать у детей внимание, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
- Способствовать воспитанию у учащихся коммуникативных умений, чувства взаимопомощи, взаимовыручки, стремления преодолевать трудности.
- Подготавливать к решению сложных задач.
- Закреплять правила дорожного движения, дорожные знаки.
Оборудование: мел, доска, мультимедийная установка, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Звонкий прозвенел звонок,
Начинается урок,
Где будем думать и решать,
Всё, что знаем, повторять,
И правила дорожные тоже вспоминать!
II. Актуализация знаний.
- Ребята, к нам в гости идут Снеговики из леса, и прислали они телеграмму с заданиями от Деда Мороза, чтобы проверить ваши знания не только по математике, но и по правилам дорожного движения.
1. Устный счёт. (Приложение 1. Слайд №2)
- Задание первое: решите примеры, при правильном ответе откроется дорожный знак, надо его назвать и сказать о его назначении. (Курсор наводить на число, соответствующее правильному ответу.)
3 + 6 – "Пешеходный переход"
8 – 5 – "Подземный переход"
2 + 5 – "Дети"
4 + 6 – "Пункт первой медицинской помощи"
10 – 4 – "Пересечение с трамвайной линией"
7 – 3 – "Автозаправочная станция"
9 – 7 – "Движение пешеходов запрещено"
5 + 3 – "Дорожные работы"
- Как называются компоненты при сложении? Вычитании?
2. Определение геометрических фигур. (Слайд № 3)
- Задание второе: назовите фигуры и вы узнаете, что находится под ними. (Прямоугольник, овал, квадрат, круг.)
- Чем прямоугольник отличается от квадрата? (У квадрата все стороны равны.)
- Вы правильно определили все фигуры! (Слайд № 3) (Курсор навести на знак вопроса.)
- Что находится под ними? (Светофор.)
- Для чего нам нужен светофор?
- На какой свет может идти пешеход?
- А какой светофор для пешеходов? (Показан человечек.)
- А кто вспомнит стихотворение о светофоре?
"Если свет зажёгся красный,
Значит, двигаться опасно.
Свет зелёный говорит:
"Проходите, путь открыт!"
Жёлтый свет – предупрежденье:
Жди сигнала для движенья".
(С. Михалков)
3. Игра "Светофор".
- Снеговики предлагают вам игру со светофором. (Слайды №4-№12)
Нужно вспомнить состав числа 10; одно число показано на красном глазке светофора, а другое – зажжётся на зелёном, если ответ будет верный.
4. Решение задач.
- Снеговики предлагают решить весёлую задачу (Слайд №13):
"Как-то семеро ребят
С горки покатились.
Трое в саночках сидят,
А сколько в снег свалились?" (4 ребят.)
- Проверим решение. (Слайд № 13)
- Какое правило дорожного движения вы вспомнили, глядя на эту картинку? (Слайд №14) (Нельзя кататься на санках вблизи проезжей части дороги!)
- Снеговики приготовили для вас логическую задачу, думаю, что вы с ней справитесь успешно! (Слайд №15)
"В лесу по тропинке мчатся пятеро зайчат. За каждым зайчонком, кроме последнего, бежит белочка. Сколько белочек бегут по тропинке?" (4 белочки.)
(Бегут так: зайчик, белочка, зайчик, белочка, зайчик, белочка, зайчик, белочка, зайчик.)
- Проверьте правильность своих рассуждений. (Слайд №16)
- Но последний зайчонок так бежал, что даже лапку поломал! Хорошо, что рядом был знак!
(Слайд № 16)
- Как называется этот дорожный знак? ("Больница")
- Что он обозначает?
"Если надо вам лечиться,
Знак подскажет, где больница.
Сто серьёзных докторов
Там вам скажут:
"Будь здоров!"
(Олеся Емельянова)
III. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, чем отличаются весёлые задачи и задачи логические?
- Какую задачу было легче решить?
- Какая задача заставляла задуматься, рассуждать? (Логическая.)
IV. Работа по теме урока.
– Снеговики предлагают вам новую сложную задачу. (Слайд №17)
"3 друга шли в спортивную школу, к ним подошли ещё 2 товарища. Вдруг один мальчик вспомнил, что не сообщил маме об уходе в спортивную школу и быстро отошёл позвонить. Сколько стало ребят, когда подошли двое? Сколько осталось ребят, когда один отошёл?"
- Открыли тетради, взяли ручки, записали число, "Задача №1".
(Решение задачи у доски.)
- О ком или о чём задача? (Задача о мальчиках.)
- Как запишем условие задачи? (Слайд №18)
- Сколько было ребят? (3)
- Сколько ребят подошли? (2)
Было – 3 р.
Подошли – 2 р.
- Сколько вопросов в задаче? (2)
- Какой первый вопрос? (Сколько стало ребят, когда подошли двое?)
- Как в условии запишем этот вопрос? (Стало – ?)
- Что дальше нам надо записать в условии задачи? (Ушли – 1 р.)
- А что необходимо найти? (Сколько осталось. Осталось – ?)
- Мы можем найти, сколько стало ребят, когда 2 ребят подошли? (Да.)
- Каким действием? (Сложением.)
Отвечаем на первый вопрос, запишем это первым действием: 1) 3 + 2 = 5 (р.)
- А каким действием будем находить, отвечая на второй вопрос? (Вычитанием.)
- Запишем это вторым действием: 2) 5 – 1 = 4 (р.)
- А как эти действия мы можем записать цепочкой, выражением?
- Вспомните, что такое выражение? (Одно или несколько чисел, связанные между собой знаками.)
3 + 2 – 1 = 4 (р.)
- Решили задачу?
- Что ещё надо записать? (Ответ.)
- Из скольких частей состоит эта задача? (Из двух.)
- Что узнали в первой части? (Сколько стало ребят, когда двое подошли.)
- Что узнали во второй части? (Сколько осталось ребят, когда один ушёл.)
- Ребята, когда один мальчик быстро отошёл позвонить маме, то оказалось, что он забыл мобильный телефон. Хорошо, что рядом оказался вот этот знак! (Слайд №19)
- Как он называется? ("Телефон")
- Что этот знак обозначает? (Рядом находится телефонная будка.)
- Ребята, а вы всегда предупреждаете своих родителей, когда уходите из дому? (Ответы детей.)
(Слайд №20)
- К нам наконец-то пришли Снеговики! Они очень рады вашим успехам и предлагают отдохнуть – вместе с ними сделать зарядку.
V. Физкультурная минутка.
VI. Продолжение работы по теме урока.
- Снеговики предлагают решить ещё одну задачу: (Приложение 1. Слайд №21)
"Четверо мальчишек вышли играть в хоккей. К ним присоединились ещё трое ребят, а потом двоих позвали домой родители. Сколько ребят стало, когда пришли ещё трое ребят? Сколько ребят осталось, когда двое ушли?
- Сколько вопросов в задаче? (Два.)
- Из скольких частей состоит задача? (Из двух.)
- Запишем в тетради: "Задача № 2". (Решение задачи учеником у доски.)
- Запишем условие первой части задачи.
Было – 4 м.
Пришли – 3 м.
- Что надо найти? (Сколько стало, когда трое ребят подошли?)
Стало – ?
- Что запишем потом?
Ушли – 2 м.
Осталось – ?
- Можем сразу узнать, сколько стало мальчиков, когда пришли 3? (Да.)
- Каким действием? (Сложением.)
- На который по счёту вопрос мы отвечаем? (На первый.)
- Запишем первое действие: 1) 4 + 3 = 7 (м.)
- Сможем ответить на второй вопрос задачи? (Да.)
- Каким действием мы найдём, сколько осталось, когда 2 мальчика ушли? (Вычитанием.)
- Запишем второе действие: 2) 7 – 2 = 5 (м.)
- Ответили мы на оба вопроса? (Да.)
- Запишем цепочкой (выражением) решение этой задачи: 4 + 3 – 2 = 5 (м.)
- Когда задача решена, что надо записать? (Ответ.)
- Сделайте вывод о том, как решать сложные задачи. (Последовательно.)
- Снеговики очень довольны вашими рассуждениями, молодцы!
- Ребята, посмотрите на эту картинку. (Слайд № 22)
- Какое из правил дорожного движения вы вспомнили? (Нельзя играть вблизи проезжей части дороги!)
- Снеговики видят наши красивые учебники и хотят увидеть, как мы умеем работать с ними.
Откроем учебник на с.19 (ч. II), решим примеры № 3.
- Кто быстрее всех восстановит примеры, где отсутствуют знаки и числа?
(Самостоятельная работа детей.)
- А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность решения. Ответы можно сравнить с решёнными примерами на экране. (Слайд №23)
9 – 2 = 7
9 – 3 = 6
4 + 6 = 10
2 + 8 = 10
- Поработаем в группах. Выполните задание № 5, с.19. (Слайд №24).
Выложите из 9 палочек такую фигуру:
- Догадайтесь, как переложить 2 палочки, чтобы стало 4 треугольника. Сколько получилось четырёхугольников?
Проверка: к доске выходит представитель от группы, которая раньше всех справилась с заданием. Весь класс проверяет правильность решения данного задания. (Слайд №24)
VII. Рефлексия.
- Снеговики решили провести соревнование: кто решит примеры на с.19 учебника за 2 минуты (и раньше), записывая только ответы – по два в столбик, тот – победитель.
Звон колокольчика будет означать, что 2 мин прошли.
- Кто успел решить все примеры?
- Кто решил семь или шесть примеров?
(Учащиеся, решившие все примеры, называют ответы, а ребята показывают: "правильно" или "неправильно" с помощью "светофоров".)
2 + 7 2 + 6 |
1 + 6 1 + 7 |
10 – 3 10 – 4 – 2 |
4 + 5 – 3 4 + 6 – 2 |
|||
9 8 |
7 8 |
7 4 |
6 8 |
- Снеговики говорят вам… (Молодцы!) (Слайд №25)
Прощаются с вами и отправляются назад в лес.
VIII. Подведение итогов уроков.
- Всё ли на уроке вам было понятно?
- Какое задание вам показалось особенно трудным?
- Кто смог быстро найти решение сложных задач?
- Какие правила надо выполнять при решении таких задач? (Решать задачи последовательно.)
- Для чего мы учимся решать задачи?
- Для чего нам нужно знать правила дорожного движения, дорожные знаки?
- Встречаете ли вы на своём пути в школу дорожные знаки?
- Будете идти домой, посчитайте все дорожные знаки, нарисуйте их на альбомном листе и подпишите название каждого знака.