Интегрированный урок "математика + ПДД" по теме: "Подготовка к решению сложных задач"

Разделы: Математика, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока:

  1. Повторить изученные приёмы сложения и вычитания.
  2. Состав чисел в пределах 10.
  3. Развивать у детей внимание, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
  4. Способствовать воспитанию у учащихся коммуникативных умений, чувства взаимопомощи, взаимовыручки, стремления преодолевать трудности.
  5. Подготавливать к решению сложных задач.
  6. Закреплять правила дорожного движения, дорожные знаки.

Оборудование: мел, доска, мультимедийная установка, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Звонкий прозвенел звонок,
Начинается урок,
Где будем думать и решать,
Всё, что знаем, повторять,
И правила дорожные тоже вспоминать!

II. Актуализация знаний.

- Ребята, к нам в гости идут Снеговики из леса, и прислали они телеграмму с заданиями от Деда Мороза, чтобы проверить ваши знания не только по математике, но и по правилам дорожного движения.

1. Устный счёт. (Приложение 1. Слайд №2)

- Задание первое: решите примеры, при правильном ответе откроется дорожный знак, надо его назвать и сказать о его назначении. (Курсор наводить на число, соответствующее правильному ответу.)

3 + 6 – "Пешеходный переход"
8 – 5 – "Подземный переход"
2 + 5 – "Дети"
4 + 6 – "Пункт первой медицинской помощи"
10 – 4 – "Пересечение с трамвайной линией"
7 – 3 – "Автозаправочная станция"
9 – 7 – "Движение пешеходов запрещено"
5 + 3 – "Дорожные работы"

- Как называются компоненты при сложении? Вычитании?

2. Определение геометрических фигур. (Слайд № 3)

- Задание второе: назовите фигуры и вы узнаете, что находится под ними. (Прямоугольник, овал, квадрат, круг.)

- Чем прямоугольник отличается от квадрата? (У квадрата все стороны равны.)

- Вы правильно определили все фигуры! (Слайд № 3) (Курсор навести на знак вопроса.)

- Что находится под ними? (Светофор.)

- Для чего нам нужен светофор?

- На какой свет может идти пешеход?

- А какой светофор для пешеходов? (Показан человечек.)

- А кто вспомнит стихотворение о светофоре?

"Если свет зажёгся красный,
Значит, двигаться опасно.
Свет зелёный говорит:
"Проходите, путь открыт!"
Жёлтый свет – предупрежденье:
Жди сигнала для движенья".

(С. Михалков)

3. Игра "Светофор".

- Снеговики предлагают вам игру со светофором. (Слайды №4-№12)

Нужно вспомнить состав числа 10; одно число показано на красном глазке светофора, а другое – зажжётся на зелёном, если ответ будет верный.

4. Решение задач.

- Снеговики предлагают решить весёлую задачу (Слайд №13):

"Как-то семеро ребят
С горки покатились.
Трое в саночках сидят,
А сколько в снег свалились?" (4 ребят.)

- Проверим решение. (Слайд № 13)

- Какое правило дорожного движения вы вспомнили, глядя на эту картинку? (Слайд №14) (Нельзя кататься на санках вблизи проезжей части дороги!)

- Снеговики приготовили для вас логическую задачу, думаю, что вы с ней справитесь успешно! (Слайд №15)

"В лесу по тропинке мчатся пятеро зайчат. За каждым зайчонком, кроме последнего, бежит белочка. Сколько белочек бегут по тропинке?" (4 белочки.)

(Бегут так: зайчик, белочка, зайчик, белочка, зайчик, белочка, зайчик, белочка, зайчик.)

- Проверьте правильность своих рассуждений. (Слайд №16)

- Но последний зайчонок так бежал, что даже лапку поломал! Хорошо, что рядом был знак!

(Слайд № 16)

- Как называется этот дорожный знак? ("Больница")

- Что он обозначает?

"Если надо вам лечиться,
Знак подскажет, где больница.
Сто серьёзных докторов
Там вам скажут:
"Будь здоров!"

(Олеся Емельянова)

III. Самоопределение к деятельности.

- Ребята, чем отличаются весёлые задачи и задачи логические?

- Какую задачу было легче решить?

- Какая задача заставляла задуматься, рассуждать? (Логическая.)

IV. Работа по теме урока.

– Снеговики предлагают вам новую сложную задачу. (Слайд №17)

"3 друга шли в спортивную школу, к ним подошли ещё 2 товарища. Вдруг один мальчик вспомнил, что не сообщил маме об уходе в спортивную школу и быстро отошёл позвонить. Сколько стало ребят, когда подошли двое? Сколько осталось ребят, когда один отошёл?"

- Открыли тетради, взяли ручки, записали число, "Задача №1".

(Решение задачи у доски.)

- О ком или о чём задача? (Задача о мальчиках.)

- Как запишем условие задачи? (Слайд №18)

- Сколько было ребят? (3)

- Сколько ребят подошли? (2)

Было – 3 р.
Подошли – 2 р.

- Сколько вопросов в задаче? (2)

- Какой первый вопрос? (Сколько стало ребят, когда подошли двое?)

- Как в условии запишем этот вопрос? (Стало – ?)

- Что дальше нам надо записать в условии задачи? (Ушли – 1 р.)

- А что необходимо найти? (Сколько осталось. Осталось – ?)

- Мы можем найти, сколько стало ребят, когда 2 ребят подошли? (Да.)

- Каким действием? (Сложением.)

 Отвечаем на первый вопрос, запишем это первым действием: 1) 3 + 2 = 5 (р.)

- А каким действием будем находить, отвечая на второй вопрос? (Вычитанием.)

- Запишем это вторым действием: 2) 5 – 1 = 4 (р.)

- А как эти действия мы можем записать цепочкой, выражением?

- Вспомните, что такое выражение? (Одно или несколько чисел, связанные между собой знаками.)

3 + 2 – 1 = 4 (р.)

- Решили задачу?

- Что ещё надо записать? (Ответ.)

- Из скольких частей состоит эта задача? (Из двух.)

- Что узнали в первой части? (Сколько стало ребят, когда двое подошли.)

- Что узнали во второй части? (Сколько осталось ребят, когда один ушёл.)

- Ребята, когда один мальчик быстро отошёл позвонить маме, то оказалось, что он забыл мобильный телефон. Хорошо, что рядом оказался вот этот знак! (Слайд №19)

- Как он называется? ("Телефон")

- Что этот знак обозначает? (Рядом находится телефонная будка.)

- Ребята, а вы всегда предупреждаете своих родителей, когда уходите из дому? (Ответы детей.)

(Слайд №20)

- К нам наконец-то пришли Снеговики! Они очень рады вашим успехам и предлагают отдохнуть – вместе с ними сделать зарядку.

V. Физкультурная минутка.

(Приложение 2)

VI. Продолжение работы по теме урока.

- Снеговики предлагают решить ещё одну задачу: (Приложение 1. Слайд №21)

"Четверо мальчишек вышли играть в хоккей. К ним присоединились ещё трое ребят, а потом двоих позвали домой родители. Сколько ребят стало, когда пришли ещё трое ребят? Сколько ребят осталось, когда двое ушли?

- Сколько вопросов в задаче? (Два.)

- Из скольких частей состоит задача? (Из двух.)

- Запишем в тетради: "Задача № 2". (Решение задачи учеником у доски.)

- Запишем условие первой части задачи.

Было – 4 м.
Пришли – 3 м.

- Что надо найти? (Сколько стало, когда трое ребят подошли?)

Стало – ?

- Что запишем потом?

Ушли – 2 м.
Осталось – ?

- Можем сразу узнать, сколько стало мальчиков, когда пришли 3? (Да.)

- Каким действием? (Сложением.)

- На который по счёту вопрос мы отвечаем? (На первый.)

- Запишем первое действие: 1) 4 + 3 = 7 (м.)

- Сможем ответить на второй вопрос задачи? (Да.)

- Каким действием мы найдём, сколько осталось, когда 2 мальчика ушли? (Вычитанием.)

- Запишем второе действие: 2) 7 – 2 = 5 (м.)

- Ответили мы на оба вопроса? (Да.)

- Запишем цепочкой (выражением) решение этой задачи: 4 + 3 – 2 = 5 (м.)

- Когда задача решена, что надо записать? (Ответ.)

- Сделайте вывод о том, как решать сложные задачи. (Последовательно.)

- Снеговики очень довольны вашими рассуждениями, молодцы!

- Ребята, посмотрите на эту картинку. (Слайд № 22)

- Какое из правил дорожного движения вы вспомнили? (Нельзя играть вблизи проезжей части дороги!)

- Снеговики видят наши красивые учебники и хотят увидеть, как мы умеем работать с ними.

Откроем учебник на с.19 (ч. II), решим примеры № 3.

- Кто быстрее всех восстановит примеры, где отсутствуют знаки и числа?

(Самостоятельная работа детей.)

- А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность решения. Ответы можно сравнить с решёнными примерами на экране. (Слайд №23)

9 – 2 = 7
9 – 3 = 6

4 + 6 = 10
2 + 8 = 10

- Поработаем в группах. Выполните задание № 5, с.19. (Слайд №24).

Выложите из 9 палочек такую фигуру:

- Догадайтесь, как переложить 2 палочки, чтобы стало 4 треугольника. Сколько получилось четырёхугольников?

Проверка: к доске выходит представитель от группы, которая раньше всех справилась с заданием. Весь класс проверяет правильность решения данного задания. (Слайд №24)

VII. Рефлексия.

- Снеговики решили провести соревнование: кто решит примеры на с.19 учебника за 2 минуты (и раньше), записывая только ответы – по два в столбик, тот – победитель.

Звон колокольчика будет означать, что 2 мин прошли.

- Кто успел решить все примеры?

- Кто решил семь или шесть примеров?

(Учащиеся, решившие все примеры, называют ответы, а ребята показывают: "правильно" или "неправильно" с помощью "светофоров".)

2 + 7
2 + 6  
  1 + 6
1 + 7  
  10 – 3
10 – 4 – 2  
  4 + 5 – 3
4 + 6 – 2
9
8
  7
8
  7
4
  6
8

- Снеговики говорят вам… (Молодцы!) (Слайд №25)

Прощаются с вами и отправляются назад в лес.

VIII. Подведение итогов уроков.

- Всё ли на уроке вам было понятно?

- Какое задание вам показалось особенно трудным?

- Кто смог быстро найти решение сложных задач?

- Какие правила надо выполнять при решении таких задач? (Решать задачи последовательно.)

- Для чего мы учимся решать задачи?

- Для чего нам нужно знать правила дорожного движения, дорожные знаки?

- Встречаете ли вы на своём пути в школу дорожные знаки?

- Будете идти домой, посчитайте все дорожные знаки, нарисуйте их на альбомном листе и подпишите название каждого знака.