Цели занятия:
- Продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения в полном объеме.
- Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [л].
- Продолжать учить правильно произносить звук [л] в слогах.
- Учить определять наличие звука [л] в словах.
- Продолжать учить образовывать относительные прилагательные.
- Формировать умение произвольно принимать мимические позы (удивление, испуг, радость) и использовать различные виды интонаций в импрессивной речи.
- Формировать умение воспроизводить слоговые ряды.
- Развивать внимание, мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие, ориентировку на листе.
Оборудование:
- картинки или игрушки «Корабль», «Белка», «Поезд», «Самолет»;
- карта, письмо, счетные палочки, макет «Лес», шишки;
- пособие «звуковой вагончик», игрушка Лунтик.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: Посмотри, мне сегодня передали письмо и сказали открыть на занятии. Давай узнаем, что же в конверте? (Открываем письмо.)
- Но что это?! В нем письмо с приглашением в гости! А еще в этом конверте есть карта. Кто же прислал нам это письмо? Если мы отправимся в путешествие, следуя подсказкам на карте, то узнаем, кто же автор этого послания.
2. Артикуляционная гимнастика перед зеркалом.
Логопед: Итак, мы с тобой отправляемся в морское путешествие. У причала стоит корабль и гудит: л-л-л.
Однако к путешествию нужно как следует подготовиться. Давай напечем блинов, чтобы было чем подкрепиться (упражнение «Блинчик»). К блинам возьмем с собой вкусное варенье (упражнение «Вкусное варенье»). Перед выходом в море давай проверим, как перенесем качку (упражнение «Качели»). Качка нам не страшна! Однако нам нужно поторопиться. Посмотри, на нашем корабле флаг развевается (упражнение «Почистим верхние зубки»). Ветер надул паруса корабля (упражнение «Парус»), значит он готов к отплытию. Снова гудит корабль: л-л-л, приглашает нас подняться на палубу. Как он гудит? Ребенок произносит: л-л-л.
3. Развитие фонематического слуха, мелкой моторики.
Подняться можно по трапу, это такая специальная лестница. Но трап нужно сначала построить. Доски (счетные палочки) лежат перед тобой, а гвоздями послужат слова, в которых слышится звук Л. Прибивай доску только тогда, когда услышишь нужное слово: якорь, волна, бинокль, палуба, карта, штурвал, компас, лодка. Ребенок выполняет.
4. Логопед: Трап готов. Поднимаемся по нему на корабль. Трап качается под ногами: л-л-л. Как качается трап? Идем по палубе, она гудит под ногами: л-л-л. Как гудит палуба? Ребенок произносит: л-л-л. И вот корабль отправился в путь. Помоги кораблю не сбиться с пути: проведи пальчиком по указанному на карте маршруту, произнося: л-л-л.
5. Упражнение «Звуковой вагончик». (В первом окошке вагончика буква Л, а во втором окошке – лента с буквами А, О, У, Ы.)
Логопед: Следующую часть пути, как отмечено на карте, нужно проехать по железной дороге. Посмотри, нас повезет не простой поезд, а «звуковой». Чтобы он отправился в путь, нужно произнести волшебное заклинание. Прочитай получившиеся слоги, выделяя голосом звук Л.
Ребенок: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ.
6. Упражнение «Поезд едет – колеса стучат» (произнести с ударением на выделенный слог):
- лала-лала...
- лоло-лоло...
- лулу-лулу...
- лылы-лылы...
- лалу-лалу…
- лыло-лыло...
7. Посмотри внимательно, впереди виднеется волшебный лес. Кто же нас встречает? Белочка. Она сначала испугалась: ла-ла, лы-лы, лэ-лэ! Ребенок произносит слоги с мимикой и интонацией страха. Потом очень удивилась: лу-лу, ла-ла, ло-ло!? Ребенок произносит слоги с мимикой и интонацией удивления. Но когда белочка увидела, что у нас есть вкусное варенье, обрадовалась: лы-лы, лэ-лэ, лу-лу! Ребенок произносит слоги с мимикой и интонацией радости.
8. Упражнение «Угостим белочку вареньем».
Логопед: Что же, давай угостим ее нашими запасами. Какое у нас есть варенье?
Варенье из вишни (какое?) ... вишневое. Варенье из груш – ... Варенье из
персиков – ... Варенье из бананов – ... Варенье из брусники – ... Варенье из
абрикосов – ... Варенье из мандаринов – ...
Ест белочка варенье и от удовольствия причмокивает: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лы-лы-лы, лу-лу-лу, лэ-лэ-лэ. Ребенок повторяет за логопедом слоговые цепочки.
9. Нужно отправляться дальше, а на память об этом лесе соберем еловые шишки. Только брать нужно не любые шишки, а те, в которых прячутся слова со звуком [л]. Слушай внимательно: белка, волк, заяц, лиса, медведь, лось, кабан. Ребенок выполняет задание.
10. Продолжаем путешествие. Дальше на поезде проехать не удастся – нужно лететь на самолете. Самолет гудит: алл, олл, ылл, улл, элл, илл. Ребенок вслед за логопедом проговаривает слоги.
Вот мы и добрались до места. Осталось узнать, кто же прислал нам эту карту?
Узнать не сложно.
Вот вопрос:
Знают взрослые и дети,
Что упал с другой планеты –
Фиолетовый зверек,
Детям маленьким дружок. (Лунтик.)
11. Итог занятия.
Логопед: Оказывается, Лунтик решил проверить, справишься ли ты с его заданиями. Но у тебя был замечательный помощник – звук, который ты так красиво сегодня произносил. Какой это звук?
Ребенок: Л-л-л.
Список использованной литературы:
- Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург, 2004.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. - М., 2004.